Информационный проспект урока литературного чтения на основе новых подходов в образовании
: 4-ий, возраст 10-11 лет
: Ыбрай Алтынсарин «Чистый родник» Имя: «Человек»
Цели урока:
- содействовать формированию знаний о творчестве Ыбрая Алтынсарина, познакомить с произведением «Чистый родник»;
- развивать читательские умения, речевые навыки, мышление, воображение. Способствовать развитию критического мышления, навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения, стимулировать учащихся к творческому поиску различных вариантов решения задачи, к генерированию гипотез.
– Продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа.
- воспитывать культуру восприятия художественного слова, содействовать развитию у учащихся нравственных качеств: труда, добра и чистоты помыслов.
План урока:
Организационный этап. Рефлексивная деятельность помогает настроиться на урок.
Этап актуализации знаний. Графический диктант способствует развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. Работа в парах и критериальное оценивание друг друга позволяет не только выявить уровень усвоения материала, но и создаёт условия для коммуникативной среды, даёт возможность учащимся ответить на вопрос: «Действительно ли я владею этим навыком?»
Операционный этап (целеполагание). Работа в группах помогает определить тему и задачи урока, на основе сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения, стимулирования творческого поиска различных вариантов решения задач.
Анализ текста. На данном этапе урока использовано диалоговое обучение. Коммулятивная беседа и активная форма работы (групповая работа) дали возможность выявить идею произведения учащимся самостоятельно. Была использована методика «толстых» и «тонких» вопросов. Такая методика позволяет учителю придерживаться координирующей и направляющей роли, чтобы дать возможность учащимся самостоятельно мыслить и оценивать свои действия.
Рефлексионный этап. На данном этапе дети смогли не только самостоятельно оценить своё участие на уроке, но и критически оценить произведение, связать его с современным миром.
На уроке была использована методика самостоятельного оценивания (лента активности). Это даёт возможность учащимся оценить не только себя, но и своего товарища, определить свой этап достижения результата, продумать дальнейшие стратегии в обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- содействовать формированию знаний о творчестве Ыбрая Алтынсарина, познакомить с произведением «Чистый родник»;
- развивать читательские умения, речевые навыки, мышление, воображение. Способствовать развитию критического мышления, навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения, стимулировать учащихся к творческому поиску различных вариантов решения задачи, к генерированию гипотез.
– Продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа.
- воспитывать культуру восприятия художественного слова, содействовать развитию у учащихся нравственных качеств: труда, добра и чистоты помыслов.
План урока:
Организационный этап. Рефлексивная деятельность помогает настроиться на урок.
Этап актуализации знаний.Графический диктант способствует развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. Работа в парах и критериальное оценивание друг друга позволяет не только выявить уровень усвоения материала, но и создаёт условия для коммуникативной среды, даёт возможность учащимся ответить на вопрос: «Действительно ли я владею этим навыком?»
Операционный этап (целеполагание). Работа в группах помогает определить тему и задачи урока, на основе сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения, стимулирования творческого поиска различных вариантов решения задач.
Анализ текста. На данном этапе урока использовано диалоговое обучение. Коммулятивная беседа и активная форма работы (групповая работа) дали возможность выявить идею произведения учащимся самостоятельно. Была использована методика «толстых» и «тонких» вопросов. Такая методика позволяет учителю придерживаться координирующей и направляющей роли, чтобы дать возможность учащимся самостоятельно мыслить и оценивать свои действия.
Рефлексионный этап. На данном этапе дети смогли не только самостоятельно оценить своё участие на уроке, но и критически оценить произведение, связать его с современным миром.
На уроке была использована методика самостоятельного оценивания (лента активности). Это даёт возможность учащимся оценить не только себя, но и своего товарища, определить свой этап достижения результата, продумать дальнейшие стратегии в обучении.
Урок литературы
4 класс
Тема: Ыбрай Алтынсарин «Чистый родник»
Цели урока:
- содействовать формированию знаний о творчестве Ыбрая Алтынсарина, познакомить с произведением «Чистый родник»;
- развивать читательские умения, речевые навыки, мышление, воображение. Способствовать развитию критического мышления, навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения, стимулировать учащихся к творческому поиску различных вариантов решения задачи, к генерированию гипотез.
– Продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа.
- воспитывать культуру восприятия художественного слова, содействовать развитию у учащихся нравственных качеств: труда, добра и чистоты помыслов.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах, парах.
Ресурсы: Презентация Power Point, постеры, фломастеры
Ход урока.
Этап/время
Обучающие и развивающие задания
Диагностические задания, результаты деятельности учеников
Ресурсы
Организация класса
1 минута
Рефлексионная деятельность перед началом урока:
ГОТОВ
ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ НЕ ГОТОВ
Учащиеся оценивают свою готовность к уроку
Стикеры (цвет соответсвует ряду)
Актуализация знаний
10 минут
Графический диктант
Приложение №1
Поднимите руки, кто набрал 8, 9, 10 баллов.
Занесите количество баллов в ленту активности.
Проверка домашнего задания в парах
Занесите количество баллов в ленту активности.
Работают индивидуально. Оценивают друг друга в парах.
Работа в парах, осуществляют контроль своих действий.
Выразительное чтение по алгоритму, оценивание в соответствии с критериями.
Лента активности
(Приложение
№5)
Power Point
Памятки (Приложение
№2,3,4)
(тетрадь)
Мотивационный этап
1 минут
– Подумайте, как можно выразить свою радость, удовлетворение по поводу набранных хороших баллов и покажите это своему соседу?
У каждого из вас приветствие отличалось особой интонацией, выражением лица, жестами.
– А знаете, почему? Потому что мы – люди – все разные. На Земле проживают миллиарды людей. Каждый человек неповторим, уникален, и поэтому так интересно жить среди людей.
Человек – это часть природы, самое разумное творение Вселенной.
Учащиеся жестами, мимикой пытаются выразить задание
Операционный этап. Целеполагание.
5 минут
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Что обсуждать?
(Понятие человек)
Читают наизусть (опереж. задание)
Все мы разные, но есть что то, что объединяет всех людей на свете. Помогает победить зло, правильно поступать и жить. Какие ассоциации вызывает у вас понятие «хороший человек»?
Составление кластера
Как вы думаете ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК, это какой человек? Подберите к этому понятию
3 прилагательных (3 постера в каждой группе) Время работы 3 мин
На доске:
«Путник, будь чистым, как этот родник».
.
Читают наизусть:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной,
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.
(Д. Голубков)
Работают в группах с постоянными партнёрами
Наклеивают постеры с левой стороны от фигуры человека
Постеры
Фломастеры
Схема рисунок человека
Чтение и анализ текста
20 минут
– Так каким же должен быть человек? Понять нам поможет старинная история, которую написал Ы. Алтынсарин «Чистый родник»
Как вы считаете, какие задачи мы должны поставить на данном этапе?
Лексическая работа.
КУПЕЦ – человек, который занят в сфере торговли, купли-продажи.
МУЛЛА - мусульманское духовное звание (Человек, который связан со службой в мечети)
ВОЗЛАГАТЬ – переносить ответственность
Работа по группам (7 минут)
Учитель читает начало произведения. И объясняет задание. Каждая группа должна высказаться по своему отрывку произведения (купец-мулла-юноша)
Афиширование. Обсуждение. Дополнение схемы на доске.
(ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ДОБРЫЙ, ОТКРЫТЫЙ)
Учитель выставляет количество баллов каждой группе. (max 10 баллов)
Анализ произведения.
Лексическая работа в группах со словарем.
(снисходительно).
Учащиеся предполагают задачи (проанализировать произведение и определить идею)
1 – работает со словами купца
2 – со словами муллы
3 – со словами юноши
4 – должны подумать выразить своё мнение. Что означают слова «Путник, будь чистым, как этот родник».
Учащиеся заносят баллы в ленту активности
Тексты для работы по группам
Вопросы, которые сейчас будут вам предложены, требуют вашего мышления.
- Подумайте, с какой целью сделали надпись у родника?
- Что ты можешь сказать о человеке, который написал это произведение? Чему он хотел вас научить?
ИДЕЯ: Учись у природы. Будь добрым, открытым, трудолюбивым.
Размышляют, выражают своё собственное мнение.
Человек – это часть природы, самое разумное творение Вселенной. Люди должны заботиться о Земле, беречь её, а значит должны быть трудолюбивыми, добрыми и открытыми, как этот родник. Природа сама молчаливо помогает понять нам свою роль на Земле.
Записывают идею произведения в тетрадь.
Рефлексия
4 минуты
- Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
- Произведение было написано в 19 веке. Как вы считаете, надо ли читать его сейчас в 21 веке?
Оцените свою активность на уроке.
Обратная связь.
Было всё понятно
Было трудно
Хочу знать больше
Домашнее задание:
Подготовьтесь к выразительному чтению произведения по ролям
* Мини – эссе «Капля добра»
Цветные постики (с фамилией)
Приложение №1
Ыбрай Алтынсарин (Показывается портрет) +
Лев Николаевич Толстой (Показывается другой портрет) -
Стихотворение «Зима» написал Абай Кунанбаев +
Друзья не продаются - главная идея произведения Куприна «Белый пудель» +
«Злится снег, словно бешеный старый верблюд» - это гипербола -
Кровавая битва – это эпитет +
Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором изображается