kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства». 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иван Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства». 4 класс »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени П.М.Камозина» г. Брянска









План-конспект

открытого урока

по литературному чтению

по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»,

проведенного в 4б классе

учителем начальных классов

Власовой Татьяной Юрьевной







29.12.2012.

г.Брянск

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства

Задачи:

  • формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;

  • развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;

  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;

  • воспитывать самостоятельную творческую активность.


Оборудование: учебник по литературному чтению для 4 класса «Родная речь» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий); репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», альбом «Времена года» Антонио Вивальди «Осень», аудиозапись стихотворения И.А.Бунина «Листопад»; осенние листья, карточки с именами поэтов, презентация к уроку.


Технические средства: компьютер, проектор.


План урока.

Организационный момент. Игра – приветствие «Здравствуйте».

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение нового материала.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина.

    3. Анализ произведения художника И.И.Левитана «Золотая осень».

    4. Слушание музыки А. Вивальди. Релаксация.

    5. Первичное восприятие произведения (слушание).

    6. Словарная работа.

    7. Осмысленное восприятие и анализ текста.

    8. Вторичное восприятие. Работа над выразительностью.

  3. Итог урока.

  4. Задание на дом.

Ход урока:

Организационный момент.

Игра – приветствие «Здравствуйте!»


-Ребята, доброе утро, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (Прикосновение всей ладонью руки).

Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи сегодня тебе!»


Проверка домашнего задания:

- Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.

На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.

(На доске вразброс карточки с именами поэтов).


Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ф.И.Тютчев


Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

А.А.Фет


Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А.Баратынский


«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -

«Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

А.Н.Плещеев

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно – румян.

И.С.Никитин

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

- Скажите, что общего в этих строфах?

(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).

Изучение нового материала

Сообщение темы и целей урока.


На доске осталась карточка И.А.Бунин


- Дети, чьё имя осталось на доске?

- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.


Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина (рассказывает ученик)


И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Маленький Бунин играл в индейцев, бывал в ночном.

Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.

Десяти лет Бунин поступил в Елецкую гимназию, а в деревню продолжал ездить на каникулы. «Когда ты вырастешь, - говорил отец, - ты поймёшь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо.

Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей. Часто он с интересом слушал, что говорит о детях, о школе его старший брат Юлий Бунин, педагог.

В издании журнала «Детское чтение» вышла книга стихов Бунина. Поэт назвал её «Под открытым небом». А другой сборник стихов и рассказов вышел три года спустя под названием «Полевы цветы».

- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.

- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).

- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- В какое время года это происходит? (Осенью).

- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).

- Скажите, кто из вас знает значение слова листопад?

(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).

- Давайте познакомимся со значением этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Один хорошо читающий ученик читает:

(Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад. Листопадные растения – теряющие листья с наступлением сезона листопада).


- Ребята, а кто из вас уже догадался, с каким стихотворением мы будем знакомиться на уроке? (Листопад).

На доску вывешивается название стихотворения.


- Сегодня на дворе хмурый дождливый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени. Научимся выразительно читать стихотворение Бунина «Листопад».


Анализ произведения художника И.И.Левитана «Золотая осень»


Ребята, где можно ранней весной увидеть деревья в золотом осеннем уборе?

(На картинах художников).

Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан. Художник обострёно чувствовал жизнь природы.

Здесь мало увидеть –

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать –

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Давайте рассмотрим картину, попробуем оказаться внутри неё, вжиться в образный мир природы, пережить настроение автора, его раздумья.

- Ребята, какое настроение вызывает у вас пейзаж?

- Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда?

- Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник?

-Какие краски на картине преобладают? (Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берёз. Деревья сливаются друг с другом).

- Какое небо у Левитана? (Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками).

-Когда бывает такое небо? (В яркий солнечный день).

-Представьте, что вы композитор, какую музыку вы напишите к этой картине?

-А теперь послушайте, как композитор Антонио Вивальди передал звуками тоже, что Исаак Ильич Левитан красками – тишь и благодать, царящая в это время в природе.

-Пока будет звучать музыка, мы отдохнём. Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Представьте, что каждый из вас - это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные ещё крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки.


Слушание музыки А. Вивальди. Релаксация.


-Ребята, расскажите, что вы увидели и почувствовали. Понравилась ли вам музыка? (Нам радостно и грустно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день, и грустно: ведь скоро наступят холода).

- Действительно, левитановская осень и музыка Вивальди – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания, скоро зима.

-Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? (Краски.)

-А композитор? (Ноты).

- А чем пользуется поэт? (Словом).

-Что характерно для прозаической речи? (Это естественная речь).

-А что свойственно поэтическому языку? (Чёткий ритм, краткость, наличие рифмы).

-Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени.


Первичное восприятие произведения (слушание).


- Ребята, послушаете аудиозапись стихотворение, постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Бунин.

- Понравилось ли вам стихотворение? (Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение).

- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. (Я представил себе лес – терем в своей красоте).

- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).

- Какие краски вы увидели в стихотворении?

- Рассмотрите рисунок. Такие ли краски вы себе представили?








Словарная работа


- Ребята, в стихотворении вам встретились незнакомые слова, давайте узнаем их значение:

  • Завороженный – очарованный, околдованный.

  • Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый .

  • Золотой – жёлтый, изумительный.

  • Багряный – красный густого, тёмного оттенка .

  • Лазурь – яркий светло-синий цвет.

  • Терем – на Руси дом в виде башни.

  • Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.


Осмысленное восприятие и работа с текстом.


-Прочитайте первую часть текста и найдите художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

- Почему лес расписной? Кто его расписывал?

- Как вы понимаете выражение: лес "стоит" "веселой, пестрою стеной"?

- Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

- А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

- Прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

- А разве тишину можно услышать?

- Почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

- А теперь скажите, о чем это стихотворение?

- О красоте осенней природы.

- О чувствах от увиденной красоты.

- А как вы думаете, для чего Бунин написал его?


Самостоятельная подготовка к выразительному чтению по памятке. Вторичное самостоятельное чтение. Расстановка логических ударений.


- Ребята, самостоятельно подготовьтесь к чтению, пользуясь памяткой, расставьте логические ударения.

ПАМЯТКА

  1. Правильно ставь ударения.

  2. Соблюдай паузы.

  3. Выбери силу голоса (Тихо, громко.)

  4. Определи темп (Быстро, медленно.)

  5. Читай эмоционально.

  6. Покажи интонацией своё отношение к произведению










- Ребята, подумайте, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).

- Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).

- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).

- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо).

- Поэт усиливает повтором этих слов своё впечатление обо всей картине, восхищается ею. Когда будем читать, голосом выделим эти слова.


Итог урока.


- Что нового узнали на уроке?

- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?


Задание на дом.


- Выучить стихотворение наизусть.

- Нарисовать рисунок в тетради к стихотворению и словами описать возможные картины.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Власова Татьяна Юрьевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117098


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства