Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "Знакомство с произведениями великого русского писателя Л.Н.Толстого."»
ТИП УРОКА: сообщение новых знаний
ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- ознакомить учащихся с новым произведением Л.Н.Толстого
- формировать навыки осознанного беглого чтения
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать устную речь учащихся для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств
- обогащать словарный запас
- учить анализировать поступки героев
- учить работать с деформированным текстом
- развивать эмоционально- чувственное восприятие и воображение средствами изобразительного искусства
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать внимательное отношение к людям
- развивать умения работать в парах, в группах, учить прислушиваться к мнению товарищей
- воспитывать волевые качества, желание учиться
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- дети должны познакомиться с новым литературным произведением
- научиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам
- научиться работать с деформированным и картинным планом рассказа
ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”
- репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У дверей школы”, “Новые ученики”
- репродукция картины А.А.Венецианова “Захарка”
- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова
- карточки со словами для работы в парах
- презентация PowerPoint
ПЛАН УРОКА
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке литературного чтения мы изучим произведение великого русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с картинами знаменитых русских художников Н.П. Богданова-Бельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, узнаем толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.
Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”.
Слайд №2
2. Работа по теме урока.
1). Введение в тему.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.
С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в тетрадях по литературному чтению).
- Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:
д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки,
а -ш - обозначает глухой согласный звук
х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки,
а -к - парный согласный звук
ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о- гласный звук
б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные,
а- л – непарный звонкий согласный звук
е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет.
- Получилось слово школа.
Слайд №3
- Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?
- Как школа связана с писателем?
Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.
Слайд №4
Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.
Слайд №5
Вместе с героем картины “ У дверей школы” художника Н.П.Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.
Мы тихонько заглянем на урок.
- Что делают дети? (Все дети пишут).
Слайд №6
Приоткроем дверь в другой класс.
- Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).
Эту картину написал тот же художник Н.П.Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики” (прим. или “Новички” - разная трактовка названия картины).
- Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.
Слайд №7
Работа в тетрадях.
- По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.
ФЕРТ
ИЖЭ
ЛЮДИ
ИЖЭ
ПОКОЙ
ОН
КАКО
Ф
и
л
и
п
о
к
Слайд №8
- Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филипок).
2) Словарная работа.
В рассказе вам встретятся незнакомые слова:
слобода
пострелёнок
бедовый
-давайте попробуем дать определение этим словам.
Слайд №9
Физкультминутка
Громко тикают часы
(Ходьба )
Тик-так, тик-так.
(Наклоны вправо-влево, проговаривая слова.)
В школу нам пора идти,
(Ходьба сидя.)
Тик-так, тик-так.
(Наклоны головы вправо-влево.)
Мы учебники собрали,
(Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)
Тик-так, тик-так.
(Повторить наклоны головы, руки на поясе.)
В школу дружно зашагали,
(Ходьба на месте.)
Тик-так, тик-так.
(Наклоны головы.)
3) Первичное чтение рассказа ( аудио)
5) Вопросы после первого прочтения рассказа.
- О чём этот рассказ? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу).
- Кто является главным героем?
- Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе?
- Какие слова и выражения вам были непонятны?
Работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова.
Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.
Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.
Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.
Слайд №10
- Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?
- Как называется такой жанр произведений? (Быль).
Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.
Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику
А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19 веке.
Слайд №11
6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.( прочитаем рассказ –один ребенок читает, остальные следят).
- Почему мама не пустила мальчика в школу?
- Почему Филипок решил пойти?
- Как мальчик собирался в школу?
- Где находилась школа?
- Знал ли малыш дорогу?
- Какие опасности встретились ему на пути?
- Почему Филипок не решался войти в школу?
- Как он вёл себя, зайдя в класс?
- Как ребята объяснили появление мальчика в школе?
- Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.
- Как вёл себя малыш после похвалы учителя?
- Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?
Составим его словесный портрет.
7) Составление словесного портрета главного героя. Работа в парах.
У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.
Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.
- Каким вы представляете себе учителя? ( Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).
8). Работа над планом. Работа в группах.
У каждой группы есть план рассказа, он не соответствует хронологической последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.
__ Опасная часть дороги
__ Скучно одному
__ Знакомая дорога
__ Филипок собирается в школу
__ Раздумья на пороге школы
__ Встреча с учителем
__ Филипок становится учеником
__ Мальчик отправляется в школу
Слайд№12
9) Проверка составленного плана.
Один представитель от группы вписывает нужную цифру в пункт плана на доске.
3. Итог урока.
- С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
- Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?