kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Знакомство с произведениями великого русского писателя Л.Н.Толстого."

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- ознакомить учащихся с новым произведением Л.Н.Толстого

- формировать навыки осознанного беглого чтения

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать устную речь учащихся для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств

- обогащать словарный запас

- учить анализировать поступки героев

- учить работать с деформированным текстом

- развивать эмоционально- чувственное восприятие и воображение средствами изобразительного искусства

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать внимательное отношение к людям

- развивать умения работать в парах, в группах, учить прислушиваться к мнению товарищей

- воспитывать волевые качества, желание учиться

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- дети должны познакомиться с новым литературным произведением

- научиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам

- научиться работать с деформированным и картинным планом рассказа

ОБОРУДОВАНИЕ:

- портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”

- репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У дверей школы”, “Новые ученики”

- репродукция картины А.А.Венецианова “Захарка”

- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

- карточки со словами для работы в парах

- презентация PowerPoint

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "Знакомство с произведениями великого русского писателя Л.Н.Толстого."»

ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- ознакомить учащихся с новым произведением Л.Н.Толстого

- формировать навыки осознанного беглого чтения

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать устную речь учащихся для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств

- обогащать словарный запас

- учить анализировать поступки героев

- учить работать с деформированным текстом

- развивать эмоционально- чувственное восприятие и воображение средствами изобразительного искусства

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать внимательное отношение к людям

- развивать умения работать в парах, в группах, учить прислушиваться к мнению товарищей

- воспитывать волевые качества, желание учиться

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- дети должны познакомиться с новым литературным произведением

- научиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам

- научиться работать с деформированным и картинным планом рассказа

ОБОРУДОВАНИЕ:

- портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”

- репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У дверей школы”, “Новые ученики”

- репродукция картины А.А.Венецианова “Захарка”

- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

- карточки со словами для работы в парах

- презентация PowerPoint

ПЛАН УРОКА

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке литературного чтения мы изучим произведение великого русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с картинами знаменитых русских художников Н.П. Богданова-Бельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, узнаем толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.

Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”.

Слайд №2

2. Работа по теме урока.

1). Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.

С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в тетрадях по литературному чтению).

- Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:

  • д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки,

а -ш - обозначает глухой согласный звук

  • х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки,

а -к - парный согласный звук

  • ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о- гласный звук

  • б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные,

а-  л – непарный звонкий согласный звук

  • е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет.

- Получилось слово школа.

Слайд №3

- Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

- Как школа связана с писателем?

Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

Слайд №4

Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.

Слайд №5

Вместе с героем картины “ У дверей школы” художника Н.П.Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.

Мы тихонько заглянем на урок.

- Что делают дети? (Все дети пишут).

Слайд №6

Приоткроем дверь в другой класс.

- Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник Н.П.Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики” (прим. или “Новички” - разная трактовка названия картины).

- Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.

Слайд №7

Работа в тетрадях.

- По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.

ФЕРТ

ИЖЭ

ЛЮДИ

ИЖЭ

ПОКОЙ

ОН

КАКО

Ф

и

л

и

п

о

к

Слайд №8

- Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филипок).

2) Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

слобода

пострелёнок

бедовый

-давайте попробуем дать определение этим словам.

Слайд №9

Физкультминутка

Громко тикают часы

        (Ходьба )

Тик-так, тик-так.

        (Наклоны вправо-влево,       проговаривая слова.)

В школу нам пора идти,

    (Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так.

 (Наклоны головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали,

  (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

Тик-так, тик-так.

  (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)

В школу дружно зашагали,

  (Ходьба на месте.)

Тик-так, тик-так.

 (Наклоны головы.)



3) Первичное чтение рассказа ( аудио)

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

- О чём этот рассказ? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу).

- Кто является главным героем?

- Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе?

- Какие слова и выражения вам были непонятны?

Работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова.

Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.

Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.

Слайд №10

- Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?

- Как называется такой жанр произведений? (Быль).

Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.

Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику

А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19 веке.

Слайд №11

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.( прочитаем рассказ –один ребенок читает, остальные следят).

- Почему мама не пустила мальчика в школу?

- Почему Филипок решил пойти?

- Как мальчик собирался в школу?

- Где находилась школа?

- Знал ли малыш дорогу?

- Какие опасности встретились ему на пути?

- Почему Филипок не решался войти в школу?

- Как он вёл себя, зайдя в класс?

- Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

- Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.

- Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

- Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

7) Составление словесного портрета главного героя. Работа в парах.

У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

- Каким вы представляете себе учителя? ( Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).

8). Работа над планом. Работа в группах.

У каждой группы есть план рассказа, он не соответствует хронологической последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

__ Опасная часть дороги

__ Скучно одному

__ Знакомая дорога

__ Филипок собирается в школу

__ Раздумья на пороге школы

__ Встреча с учителем

__ Филипок становится учеником

__ Мальчик отправляется в школу

Слайд№12

9) Проверка составленного плана.

Один представитель от группы вписывает нужную цифру в пункт плана на доске.

3. Итог урока.

- С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?

- Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

4. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу?

Слайд №16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермолаева Татьяна Владимировна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства