- учить выражать свои мысли, чувства, отвечать на поставленные вопросы;
- выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев произведения.
Оборудование урока
1.Мультимедийная техника
2.Презентация к уроку
Ход урока
1. Организационный момент
2. Создание психологической комфортности на уроке.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, в окно.
- Какой сегодня день?
- А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же, и солнышко заглянуло.
- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы смотрите на солнце? (Тепло, свет, покой, лето, цветы, игры…)
- А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я очень хочу, чтобы он получился таким же светлым, теплым и ярким, как наше солнышко.
- А каким видите наш урок вы?
- Что ждёте от него вы? (интересным, запоминающимся, необычным, удачным, познавательным)
3. Формирование темы урока.
Откройте учебники на и прочитайте задание.
Выделите главные слова. (Прочитать стихотворение Овсея Дриза . Сформулируйте тему урока.
- О чём пойдёт разговор?
4.Работа над стихотворением Овсея Дриза «Кончилось лето».
- Прочитайте название стихотворения
- Кто автор?
- Знаком ли вам автор стихотворения?
а) Краткие сведения об авторе стихотворения
Овсей Овсеевич Дриз - поэт. Учился в Киевском художественном училище. Служил в пограничных войсках. Автор многих поэтических сборников. Овсей Дриз много писал для детей. Стихи его переведены на многие языки.
Зарядка:
Листопад, листопад (Покачивания из стороны в сторону держась за руки лодочкой)
Листья желтые летят (Вращения)
Листья желтые летят (В другую сторону)
Прямо под ноги ребят (Наклон)
б)Работа со стихотворением
- Какое время года? (кончилось лето) - на пороге между окончанием лета и началом осени.
- Прочитай стихотворение про себя.
- Сформулируйте вопросы, которые помогут нам лучше понять это стихотворение (запись вопросов, предложенных детьми, на доске)
- Что такое «топ-топ» и «прыг-скок»?
- Что за предметы «трам-там-там» и «ду - ду»?
- Что общего у всех этих предметов?
- Какое настроение создаётся, прочитав это стихотворение?
- Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, которые вы сами сформулировали.
- Всё ли расшифровали в этом стихотворении?
(Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок»-это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пёс и котёнок».
- А вы как думаете? (Расшифровать созданные поэтом образы можно по-разному)
-А что за предметы «дзинь-дзинь» и «тик-так»?
- Маша и Миша поняли одинаково?
- А вы как поняли?
- Маша говорит, что «трам-трам-там» и «ду-ду» - это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд ( показ. игрушки)
- А у вас какое мнение?
- Какие это предметы? (живые и неживые)
- Что общего у всех этих зашифрованных живых и неживых предметов?
(Все эти предметы - звучащие или обладающие голосом)
- Почему поэт их так называет? (Звучащие образы воплощение не только звуков и шума, но движения и жизни)
- Давайте попытаемся ответить на последний вопрос.
- Как изменилась без них жизнь дачи?
- Обратите внимание на слова, выделенные голубым цветом. (Выделены слова: покинули, пусто, тишь, полумрак, уснувшем и грустней)
- Прочитайте ещё раз выделенные слова.
- Какой приём использовал автор? (контраста)
- О чём говорят выделенные слова?
Выделенные слова помогают осознать, что сначала было людно на даче, шумно и весело, а потом стало пусто, тихо и скучно.
5.Итог урока.
- С каким произведением вы познакомились?
- Кто автор?
- Вам понравилось искать впечатления от стихотворения?
-Получился ли наш урок таким, каким мы его хотели видеть?
Оцените свою работу на уроке(использование карточки для самоанализа)
6. Рефлексия
- Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать, с каким настроением вы уходите с урока?
- Какое «открытие» сделали для себя сегодня?
- Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке литературного чтения?