kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная "Биография и творчество А.П. Чехова в произведениях""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: cформировать умение вчитываться в речь автора, навык осознанного и выразительного чтения; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; и находить языковые средства выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная "Биография и творчество А.П. Чехова в произведениях""»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»




Урок литературного чтения





Литературная гостиная


по теме:

«Творчество А.П.Чехова в произведениях

«Степь», «Белолобый», «Ванька»».



Подготовила и провела:

И.В. Меньшова, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.






19 января 2016 год.

Пояснительная записка


Класс: 3

Предмет: литературное чтение

Форма проведения: литературная гостиная


Тема урока: :«Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька»».


Цели урока:


1. Формировать умение вчитываться в речь автора, навык осознанного и выразительного

чтения; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; и находить

языковые средства выразительности.

2. Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; умение работать в

команде; нравственные качества, культуру общения.

3. Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое

чтение художественной литературы; наблюдательность, устную речь, внимание.



Задачи:

1. Образовательная: расширять представление о книгах, углублять знания учащихся;

2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное

и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей.

Оборудование: учебники литературного чтения, карточки для работы в группах,

дополнительные источники литературы, проектор, презентация,





















Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу,

пожелайте хорошего настроения, удачного дня. Садитесь.

- Сегодня наш урок литературного чтения мы проведём в форме литературной гостиной.

- Работать вы будете в группах и вот по этому плану. Посмотрите на доску.

- Первый этап нашего урока речевая разминка.

2. Речевая разминка.

1) - У вас на партах лежат карточки, на них записаны скороговорки, многие вам знакомы.

- Скажите, а что такое скороговорка? Для чего она нужна?

- Даю вам полминуты подготовиться.

- Скажите, а какое сегодня число? (19 января).

- Посмотрите, у кого это число на карточке, тот и начинает.

- Молодец, хорошо прочитал. Назови любое число по количеству детей в классе. У кого

такое число, тот продолжает.

- В конце работы, давайте хором произнесём нам известную скороговорку:

Проворонила ворона воронёнка.

2) - Теперь, посмотрите на слайд, прочитайте про себя диалог.

- Подготовьте для выразительного чтения.

- А что такое диалог, помните? (разговор двух или более лиц)

- Следующий слайд. Прочитайте с большой радостью.

- Молодцы! Хорошо поработали.

- Следующий этап урока, прочитайте.

3. Формирование темы урока:

- Я хочу, чтобы тему урока сформулировали вы сами, для этого посмотрите на этот

портрет. Назовите, кто это?

- Можете сформулировать тему нашего урока? (читать произведения А.П. Чехова)

- Мы уже читали произведения А.П.Чехова. Мы вспомним его произведения и подведём

итоги творчества замечательного русского писателя.

4. Цели урока:

- Какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке? ( обобщить знания по

произведениям писателя, хорошо читать, выразительно, правильно)

- А ещё, наверное, самая главная цель – это прививать любовь к чтению. Хочу чтобы вы

любили читать. Книги многому учат.

- Следующий этап урока, читаем.

5. Работа над произведениями “Степь”, “Белолобый”,“Ванька”.

- А вот какие произведения мы читали, вы составите из букв, которые у вас на столах

работаем в группах.

- Давайте, выложим эти названия на доске, чтобы все вспомнили.

- Теперь, мы поработаем с этими произведениями.

1гр. «Степь» 2гр. «Белолобый» 3гр. «Ванька»

1) - Сейчас каждая группа получит отрывки из этих произведений.

- Вы должны подготовить их для выразительного чтения, но это не всё.

- Расположить отрывки последовательно и определить из какого из трёх произведений

этот отрывок. (работа учащихся)

- Какая группа готова? Начинает.

2) Произведение “Степь”.

- Это произведение – повесть. Мы читали с вами лишь небольшой отрывок.

- О чём повествует нам этот отрывок? (о чувствах маленького мальчика)

- Почему рассказ назван «Степь»? Что такое степь?

- Посмотрите на слайд. Это изображена степь. Как красива степь летом. Деревья в степи

не растут. Холодный климат.

- Какие явления природы описывает автор? (молния, гром, ветер, дождь)

- Кто главный герой рассказа? Кто такой Егорушка?

- Как вы думаете какого он возраста? Почему так решили?

- Какая история с ним приключилась?

- Ребята, когда в свет вышла эта повесть, то

Врачи вполне серьёзно рекомендовали читать «Степь» больным и ослабленным

для успокоения духа и укрепления тела.

"Степь" - это повесть о родине, увиденной главами детства. Егорушка,

изумленный вольным степным простором, думал о том, что на Руси еще не

перевелись громадные, широко шагающие люди, - иначе кому же нужен такой

простор?

3) Произведение “Ванька”.

- Теперь, давайте поговорим о его рассказе «Ванька».

Это произведение не может оставить равнодушным.

- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена

обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое

господство над ними).

- Кто главный персонаж рассказа?

- Кто такой Ванька? - Это девятилетний мальчик, сирота.

- О чём этот рассказ? (о тяжёлой жизни детей)

- Кому писал письмо Ванька? Как он называет дедушку?

- О чём Ванька писал в своём письме?

- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?

- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?

- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”? (Спровадили –

выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)


- Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать

характеристику человека.

- За что была выволочка Ваньке?

- Как кормят Ваньку?

- Спит ли Ванька ночью?

- Как к нему относятся подмастерья? (Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)

- Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди.

- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)

- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

Характеристика главного персонажа.

- Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова.

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.

- Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства.


- Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.

- Какая речь у Ваньки?

- Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника,

появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и

соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с

прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые.

- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель

явно любуется им.

- А как вы относитесь к Ваньке?

- Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?

- Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

- Как вы думаете, получит дедушка это письмо? А вы хотели бы, чтобы письмо дошло до

дедушки.

- Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно

куда)

6. Физминутка. Игра. «Передай другому».

Передать мяч соседу называя любое произведение и автора художественной литературы.

4) Произведение “Белолобый”.

- Как вы понимаете слово белолобый?

- О ком рассказывает автор?

- Кого автор назвал Белолобый? 

- Какое настроение вызвал этот рассказ?

- Какой эпизод вас больше всего взволновал?

- Расскажите как автор описывает волчиху?

- Почему автор использует слово «кушать»?

- Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу?

- Дайте характеристику волчице. Какая она?

-Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу?

-Какое событие главное в этой части?

- Как выглядел Белолобый?

- Кто считает, что Белолобый глупый?

- Неужели щенок действительно очень глупый?

- Вам жаль волчицу? Почему?


- Вот как Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

- Удалось ли волчице добыть ягненка? Почему?

- Понравился ли вам рассказ?

-Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?

- Почему волчица не съела Белолобого?


- Написав рассказ « Белолобый » А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов «очеловечивает» (волчица думает, рассуждает) животных, чтобы показать нам, что жестокость волчицы вынужденная.




7. Исследовательская работа.

- Ребята, мы так хорошо поработали над прочитанными произведениями.

- Теперь нам надо провести небольшое исследование. Опять работать будем в группах.

1 группа «Биографы» - вы должны составить паспорт замечательного писателя. Краткая

биография писателя вам поможет.

2 группа «Историки» - вы должны составить толковый словарь многих слов, которые

встречаются в рассказах А.П.Чехова.

3 группа «Литературоведы» - вы должны определить приёмы , которые использовал автор

в своих произведениях.

- Какие приёмы мы знаем? (сравнение, олицетворение, эпитеты)

8. Подведение итогов.

(Каждая группа выходит к доске, рассказывает, что подготовили).

- Посмотрите на последний слайд. Это памятник А.П. Чехову. Памятников много, я выбрала вот этот. Он мне очень понравился.

- Всегда у любого памятника можно увидеть … (цветы, людей).

(дети встают подходят к зкрану-памятнику)

- Какие бы слова сказали о А.П.Чехове?

9. Рефлексия.

- Ребята, на столах у вас лежат два смайлика: один весёлый, другой грустный.

- Выберите, если вам было хорошо, интересный – значит весёлый, если чем-то вы недовольны – значит …

- Наш урок закончен. Всем спасибо!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Меньшова Ирина Викторовна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2440 руб.
1460 руб.
2430 руб.
1520 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства