Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная "Биография и творчество А.П. Чехова в произведениях""
Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная "Биография и творчество А.П. Чехова в произведениях""
Цели урока: cформировать умение вчитываться в речь автора, навык осознанного и выразительного чтения; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; и находить языковые средства выразительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная "Биография и творчество А.П. Чехова в произведениях""»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Урок литературного чтения
Литературная гостиная
по теме:
«Творчество А.П.Чехова в произведениях
«Степь», «Белолобый», «Ванька»».
Подготовила и провела:
И.В. Меньшова, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
19 января 2016 год.
Пояснительная записка
Класс: 3
Предмет: литературное чтение
Форма проведения: литературная гостиная
Тема урока: :«Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька»».
Цели урока:
1. Формировать умение вчитываться в речь автора, навык осознанного и выразительного
чтения; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; и находить
языковые средства выразительности.
2. Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; умение работать в
команде; нравственные качества, культуру общения.
3. Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое
чтение художественной литературы; наблюдательность, устную речь, внимание.
Задачи:
1. Образовательная: расширять представление о книгах, углублять знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное
и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно; 3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей.
Оборудование: учебники литературного чтения, карточки для работы в группах,
дополнительные источники литературы, проектор, презентация,
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу,
пожелайте хорошего настроения, удачного дня. Садитесь.
- Сегодня наш урок литературного чтения мы проведём в форме литературной гостиной.
- Работать вы будете в группах и вот по этому плану. Посмотрите на доску.
- Первый этап нашего урока речевая разминка.
2. Речевая разминка.
1) - У вас на партах лежат карточки, на них записаны скороговорки, многие вам знакомы.
- Скажите, а что такое скороговорка? Для чего она нужна?
- Даю вам полминуты подготовиться.
- Скажите, а какое сегодня число? (19 января).
- Посмотрите, у кого это число на карточке, тот и начинает.
- Молодец, хорошо прочитал. Назови любое число по количеству детей в классе. У кого
такое число, тот продолжает.
- В конце работы, давайте хором произнесём нам известную скороговорку:
Проворонила ворона воронёнка.
2) - Теперь, посмотрите на слайд, прочитайте про себя диалог.
- Подготовьте для выразительного чтения.
- А что такое диалог, помните? (разговор двух или более лиц)
- Следующий слайд. Прочитайте с большой радостью.
- Молодцы! Хорошо поработали.
- Следующий этап урока, прочитайте.
3. Формирование темы урока:
- Я хочу, чтобы тему урока сформулировали вы сами, для этого посмотрите на этот
портрет. Назовите, кто это?
- Можете сформулировать тему нашего урока? (читать произведения А.П. Чехова)
- Мы уже читали произведения А.П.Чехова. Мы вспомним его произведения и подведём
итоги творчества замечательного русского писателя.
4. Цели урока:
- Какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке? ( обобщить знания по
произведениям писателя, хорошо читать, выразительно, правильно)
- А ещё, наверное, самая главная цель – это прививать любовь к чтению. Хочу чтобы вы
любили читать. Книги многому учат.
- Следующий этап урока, читаем.
5. Работа над произведениями“Степь”, “Белолобый”,“Ванька”.
- А воткакие произведения мы читали, вы составите из букв, которые у вас на столах
работаем в группах.
- Давайте, выложим эти названия на доске, чтобы все вспомнили.
- Теперь, мы поработаем с этими произведениями.
1гр. «Степь»2гр. «Белолобый»3гр. «Ванька»
1) - Сейчас каждая группа получит отрывки из этих произведений.
- Вы должны подготовить их для выразительного чтения, но это не всё.
- Расположить отрывки последовательно и определить из какого из трёх произведений
этот отрывок. (работа учащихся)
- Какая группа готова? Начинает.
2) Произведение “Степь”.
- Это произведение – повесть. Мы читали с вами лишь небольшой отрывок.
- О чём повествует нам этот отрывок? (о чувствах маленького мальчика)
- Почему рассказ назван «Степь»? Что такое степь?
- Посмотрите на слайд. Это изображена степь. Как красива степь летом. Деревья в степи
не растут. Холодный климат.
- Какие явления природы описывает автор? (молния, гром, ветер, дождь)
- Кто главный герой рассказа? Кто такой Егорушка?
- Как вы думаете какого он возраста? Почему так решили?
- Какая история с ним приключилась?
- Ребята, когда в свет вышла эта повесть, то
Врачи вполне серьёзно рекомендовали читать «Степь» больным и ослабленным
для успокоения духа и укрепления тела.
"Степь" - это повесть о родине, увиденной главами детства. Егорушка,
изумленный вольным степным простором, думал о том, что на Руси еще не
перевелись громадные, широко шагающие люди, - иначе кому же нужен такой
простор?
3) Произведение “Ванька”.
- Теперь, давайте поговорим о его рассказе «Ванька».
Это произведение не может оставить равнодушным.
- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена
обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое
господство над ними).
- Кто главный персонаж рассказа?
- Кто такой Ванька? - Это девятилетний мальчик, сирота.
- О чём этот рассказ? (о тяжёлой жизни детей)
- Кому писал письмо Ванька? Как он называет дедушку?
- О чём Ванька писал в своём письме?
- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?
- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?
- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”? (Спровадили –
выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)
- Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать
характеристику человека.
- За что была выволочка Ваньке?
- Как кормят Ваньку?
- Спит ли Ванька ночью?
- Как к нему относятся подмастерья? (Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)
- Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди.
- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)
- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
Характеристика главного персонажа.
- Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова.
Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.
- Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства.
- Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.
- Какая речь у Ваньки?
- Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника,
появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и
соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с
прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые.
- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель
явно любуется им.
- А как вы относитесь к Ваньке?
- Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?
- Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?
- Как вы думаете, получит дедушка это письмо? А вы хотели бы, чтобы письмо дошло до
дедушки.
- Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно
куда)
6. Физминутка. Игра. «Передай другому».
Передать мяч соседу называя любое произведение и автора художественной литературы.
4) Произведение “Белолобый”.
- Как вы понимаете слово белолобый?
- О ком рассказывает автор?
- Кого автор назвал Белолобый?
- Какое настроение вызвал этот рассказ?
- Какой эпизод вас больше всего взволновал?
- Расскажите как автор описывает волчиху?
- Почему автор использует слово «кушать»?
- Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу?
- Дайте характеристику волчице. Какая она?
-Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу?
-Какое событие главное в этой части?
- Как выглядел Белолобый?
- Кто считает, что Белолобый глупый?
- Неужели щенок действительно очень глупый?
- Вам жаль волчицу? Почему?
- Вот как Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.
- Удалось ли волчице добыть ягненка? Почему?
- Понравился ли вам рассказ?
-Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?
- Почему волчица не съела Белолобого?
- Написав рассказ « Белолобый » А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов «очеловечивает» (волчица думает, рассуждает) животных, чтобы показать нам, что жестокость волчицы вынужденная.
7. Исследовательская работа.
- Ребята, мы так хорошо поработали над прочитанными произведениями.
- Теперь нам надо провести небольшое исследование. Опять работать будем в группах.
1 группа «Биографы» - вы должны составить паспорт замечательного писателя. Краткая
биография писателя вам поможет.
2 группа «Историки» - вы должны составить толковый словарь многих слов, которые
встречаются в рассказах А.П.Чехова.
3 группа «Литературоведы» - вы должны определить приёмы , которые использовал автор
в своих произведениях.
- Какие приёмы мы знаем? (сравнение, олицетворение, эпитеты)
8. Подведение итогов.
(Каждая группа выходит к доске, рассказывает, что подготовили).
- Посмотрите на последний слайд. Это памятник А.П. Чехову. Памятников много, я выбрала вот этот. Он мне очень понравился.
- Всегда у любого памятника можно увидеть … (цветы, людей).
(дети встают подходят к зкрану-памятнику)
- Какие бы слова сказали о А.П.Чехове?
9. Рефлексия.
- Ребята, на столах у вас лежат два смайлика: один весёлый, другой грустный.
- Выберите, если вам было хорошо, интересный – значит весёлый, если чем-то вы недовольны – значит …