kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Е.Шварц «Два брата».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип  урока:  рефлексия

Цели урока: 

- Продолжать знакомить с произведение Евгения Шварца «Два брата».

-Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

- Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Е.Шварц «Два брата». »

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»


Утверждаю:

Преподаватель литературы:

________/ С.В. Филиппова/


Согласовано:

Учитель ______/ Демидова С.В../




Конспект

урока по литературному чтению

Е.Шварц «Два брата»



Провела студентка группы ПНК-31 Иванова А.Ю.

Место проведения: 4 класс, МБОУ «Новолядинская СОШ»

Дата проведения: 24.02.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Филиппова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ С.В.Демидова/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Филиппова /



Тамбов

2015




Тип урока: рефлексия

Цели урока:

- Продолжать знакомить с произведение Евгения Шварца «Два брата».

-Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

- Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

УУД:
Личностные:

1. Развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией и духовно-нравственными качествами характера.

3. Способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные:

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


Коммуникативные:

1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Оборудование:

-Учебник « Литературное чтение»

-карточки

-презентация





Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Мотивация к коррекционной деятельности


- Здравствуйте ребята!

Меня зовут Анжелла Юрьевна. Этот урок литературного чтения мы проведем вместе.


Ребята, посмотрите на солнышко - оно нам улыбается и желает интересной работы на уроке.


Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, помог вспомнить то, что вы уже знаете и познакомить с новым и интересным.


Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка то будет или рассказ,

Мы учим их – они учат нас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения? –

.






Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.





























Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

2.Актуализация знаний в пробном учебном действии.

Ребята, а вы уже знакомы с биографией писателя Евгения Шварца?

Вспомним с вами вместе.

























































А еще, ребята, надо сказать, что писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок Ганса Христиана. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г.; «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940



В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон»

- Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”.

Умер 15 января 1958 г. в Ленинграде.




- Ответы детей.



(выступления учащихся)

1-й ученик: - Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство писателя прошло в Майкопе. Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в “Театральной мастерской”. В рецензиях на спектакли “Театральной мастерской” критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену.

2-й ученик: - После оставления университета Шварц сочинял стихотворные фельетоны для журналов “Забой” и “Кочегарка” под псевдонимом “Дед Сарай”. В 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С. Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая, таким образом, новичкам раскрыть свои творческие возможности.

Приложение (слайды № 5, № 6)

3-й ученик: - В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд” о студенте Ныркове, о самоотверженной пионерке Марусе. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров.

4-й ученик: - В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. В 1955 – 1956 годах Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим.
























3. Локализация индивидуальных затруднений.

Ребята, а какие вы знаете произведения Евгения Шварца? «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Кота в сапогах», «Рассеянный волшебник» и другие.


Внимание на слайд, определите из какой сказки сюжеты этих картин?



Кто – нибудь уже догадался?

Правильно !

Ребята, как вы думаете какая тема сегоднешнего урока?

Правильно, сегодня мы поговорим о сказки Евгения Шварца «Два брата»





- Ответы детей.


























- Сказка «Два брата»



- Е. Шварц сказка «Два брата»

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Вы уже хорошо познакомились с этой сказкой. Ребята, на каникулах кто внимательно прочитал это произведение?


Сейчас, проверим, на сколько, вы хорошо усвоили содержание.

Ребята как называется эта сказка?


C чего начинается сказка?

С каким персонажем сразу знакомимся?

Что о нем говорится?




Что о нем известно?




Почему лесничий всегда был весел в лесу, но дома он часто вздыхал и хмурился?


Как звали сыновей лесничего?


А по сколько им было лет?


А чем же сыновья огорчали своего отца?



Что произошло28 декабря?





А почему?










Как описывает автор старшего брата?




Какие были действия старшего брата?





Что спросил отец у Старшего сына?

Что ответил Старший сын?


Ребята, почему отец поверил сыну, когда тот дал ЧЕСТНОЕ СЛОВО?








Отец соглашается. И дает наказ. Что он говорит?







Когда братья остались одни. Как они жили?



А как это произошло?







Старший соглашается на игры?






Как вы думаете он правильно поступил?

А как бы вы поступили на его месте?

И что же произошло дальше.




Что в это время происходит со Старшим?







Он пустил брата?





Старший брат, как отреагировал на то, что он забыл?



Ребята, как вы думаете, он в душе переживал за то, что он сделал?

Каким действием мы это видим?



Но и это не помогло. Младший брат не отзывался.



Что происходит дальше?




Отец так огорчился, что даже его борода поседела.

Что говорит отец Старшему сыну?





Старший в этот раз не ослушался отца?



Как вы думаете, где начинается волшебство?

Куда попал Старший, когда пошёл вперёд на звон колокольчиков?




Зачитайте описание ледяного леса. Показ сказочных иллюстраций, отражающих Ледяное царство.







А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса?

Как переплетаются в сказке реальность и фантастика?

Что такое сказка?







Ответы детей.



- «Два брата».






О лесничем

- В одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый.


Что он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своём участке знал по имени.

- В лесу у него всё шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья.


- Старший и младший.


- Старшему было 12лет, а младшему 7 лет.

- Братья ссорились каждый день как чужие.


- Двадцать восьмого декабря утром -позвал лесничий сыновей и сказал, что ёлки к Новому году он им не устроит.



- Потому что, за ёлочными украшениями надо ехать в город. Лесничий размышлял: маму послать - её по дороге волки съедят. Самому ехать - он не умеет по магазинам ходить. А вдвоём ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.



- Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить.


- Он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома всё будет в порядке, пока родители не вернутся из города.


- Ты даешь мне слово?

- Даю честное слово.



- потому, что когда человек так говорит, т.е. дает честное слово, то он принимает на себя ответственность и обязуется выполнить, о чем говорит. Это показывает его совесть, честь, доверие, уважение к людям и себе.


-Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное – за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!


- Первый день прошёл хорошо. Второй – ещё лучше. А в третий день они поссорились.


- Старший сел читать книжку Приключения Синдбада -Морехода». А Младшиму стало скучно и он стал просить Старшего, что бы тот с ним поиграл.


- Нет, он терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!»- вытолкал его во двор и запер дверь.




- Нет.

- Ответы детей.

- Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал: - Что ты делаешь? Ведь ты мне вместо отца!


- У него сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери. Но потом подумал: «Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится».



- Нет, он сел в кресло, и стал читать, и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь.


-Что же это! Что я наделал! Младший там, на морозе, один, неодетый! И он бросился во двор.


- Да. Очень.


- Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощения.





- Возвращаются родители, Старший рассказал все. И заплакал.






- Одевайся, сказал отец тихо. – Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего Младшего брата.


- Нет. Он оделся, взял фонарь и вышел из дома.


- ответы детей



- В лес, где все было ледяным. Ледяное царство.


- И вот мальчик очутился среди удивительных деревьев – высокие сосны росли вокруг, но они были прозрачные, как стёкла. Верхушки сосен сверкали на солнце так, что больно было смотреть. Сосны раскачивались на ветру, ветки били о ветки и звенели, звенели, звенели.



- Ответы детей.



Ответы детей


5.Реализация проекта коррекции выявленных затруднений.

Из-за какой фразы, которую произнес Старший случилась беда?


Что значит для вас слово покой?


А Евгений Шварц объясняет в сказке, что одни и те же понятия для разных людей могут значить разное. Например, покой в понимании Старшего брата - это возможность быть наедине с самим собой, читать книгу или заниматься своими делами, не отвлекаясь на игры с Младшим, не уделяя ему внимание, не заботясь о нем. Покой же в понимании Мороза - бесчувственность и холод.


Вспомните, как об этих словах говорил властелин ледяного царства прадедушка Мороз.














Ребята, страшно такое услышать?


Сколько испытаний пришлось Старшему брату испытать, прежде чем он нашел младшего брата?



Опишите то место, где находился Младший брат, когда его увидел Старший













Спас старший младшего брата?

От чего спас?



Ребята, а в реальности бывает, что люди попадают в ледяное царство?

Ребята, Евгений Шварц под ледяным царством подразумевает чувство гордости, жестокости, безразличия – которые ведут человека к гибели.

И еще в это Ледяное царство можно попасть, когда не слушаешься родителей.

Младший был не виноват, но по гордости Старшего, с Младшим случилась беда.

А когда Старший осознал, раскаялся, заплакал, сожалел всем сердцем и душой о своем поступке, о своих словах, то готов был на любые испытания, что бы спасти брата.

Если в сказке финал счастливый, то в реальности может оказаться по-другому. Поэтому всегда надо быть очень внимательными по отношению друг к другу.

Почему, ребята, братья носят такие имена – Младший и Старший?

В семье бывает по- разному, но всех случаях нужно помнить о любви друг к другу, слушаться родителей и проявлять терпение и заботу.

Говорил ли Старший брат Младшему холодные слова –оставь меня в покое? Найдите в тексте.















Ребята, сказка только для братьев, или мы можем эти отношения почувствовать и друзьями, знакомыми?




- Оставь меня в покое!



- ответы детей













1. ученик

- Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял?

2 ученик

- Нет, я не ошибся в тебе, мой юный друг. "Оставь меня в покое!" - какие великие слова. С помощью этих слов люди постоянно губят своих братьев. "Оставь меня в покое!" Эти. Великие. Слова. Установят. Когда-нибудь. Вечный. Покой. На земле.


Дать прочитать выразительно – от лица прадедушки Мороза. Читать дети должны с угрозой и безразличием в голосе.

Дети отвечают.



Дети читают:




«А на ледяном столе посреди комнаты стоял бедный младший брат. Он был очень грустный и глядел прямо перед собой, и слезы блестели у него на щеках, и прядь волос на затылке, как всегда, стояла дыбом. Но он был весь прозрачный, как стеклянный, и лицо его, и руки, и курточка, и прядь волос на затылке, и слезы на щеках - всё было ледяное. И он не дышал и молчал, ни слова не отвечая брату. А Старший шептал:

- Бежим, прошу тебя, бежим! Мама ждёт! Скорее бежим домой!

Не дождавшись ответа, Старший схватил своего ледяного брата на руки и побежал осторожно по ледяным залам к выходу из дворца, а друзья его летели, прыгали, мчались следом.

Спас.


От холода, от смерти в ледяном царстве.



Да. Когда обижают и жестоки по отношению к другим людям, то в ледяном царстве могут оказаться и те и другие.
























- Возможно, что автор не дает им имен, потому, что на их месте может оказаться любой из нас.









Правда, Старший говорил изредка брату:

- Оставь меня в покое.

Но сейчас же добавлял:

- Ненадолго оставь, минут на десять, пожалуйста. Очень прошу тебя.

И Младший всегда слушался, потому что братья жили теперь дружно.


Да, можем. Мы друг другу все как братья.

6.Обобщение во внешней речи.


А)На доске на магнитиках представлены сюжеты сказки, восстановите последовательность событий прочитанного текста.

Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Дальше и дальше от дома.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Дальше и дальше от дома.

Обещание Старшего.

Поиски брата.

Старший в ледяном лесу.


Б) Внимание на слайд, пред вами представлены изображения, которые пронумерованы, разные действия героев, соотнесите последовательность происходящего в сказке.











1)Семья лесничего.

2)Отъезд родителей в город.

3)Ссора братьев.

4)Брат пропал бесследно.

5)Возвращение родителей

6)Дальше и дальше от дома.

7)Поиски брата.

8)Старший в ледяном лесу.

9)Обещание Старшего.




7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Ребята, а сейчас я буду задавать вопросы, и вы будите отвечать на них быстро а главное правильно!


  1. Сколько времени езды было от дома до гор? (семь недель)

  2. Сколько залов во дворце Прадедушки Мороза? (49)

  3. Сколько дней не будет родителей дома? (3 дня)

  4. Какого цвета были башмаки у Младшего? (черного)

  5. Во сколько отец обещал вернуться домой 31 декабря? (в восемь часов)

  6. Сколько лет было Старшему сыну? (12)

  7. Какую книжку читал Старший? («Приключения Синд-бада-Морехода»)

  8. Почему борода у отца была белая? (Поседел)

  9. Почему Прадедушка Мороз проклял своего сына? (Он был слишком добродушен)

  10. В каком зале остановился Прадедушка Мороз с мальчиком? (в 25)

  11. На какой полке стоял завтрак? (на полке номер 9)

  12. Какая фраза Старшего понравилась Прадедушке Морозу? («Оставь меня в покое»)

  13. Что припрятал мальчик в своем рукаве? (маленькую синичку)

  14. Как звали лесничего? (Чернобородый)

  15. Какого числа лесничий позвал к себе сыновей? (28 декабря)

  16. Чем устлал домики Старший, которые приготовил для оживших животных? (мхом)

  17. Что стояло в 25 зале? (белая печь)

  18. Сколько белок бросились к постели Прадедушки Мороза за ключом? (7)

  19. Обо что ударился Младший, когда выпал из рук Старшего? (о корень дерева)

  20. Какая была курточка у Младшего? (полосатая)

  21. Сколько лет было Младшему сыну? (7)

  22. Каким пламенем горели поленья в печи? (черным)

  23. Чем склеили Младшего? (березовым клеем)

  24. Выпишите предложение, в котором заключена одна из главных мыслей сказки. (С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце.)










8.Включение в систему знаний и повторение.

1)Составьте описание реального и ледяного леса зимой.


2)Найдите в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и подготовьте чтение по парам.

3) Придумает свою версию финала сказки.



.







9. Рефлексия.

Ребята, с каким произведением мы сегодня работали на уроке?

Кто автор этой сказки?

Чему учит эта сказка?

Какие важные мысли мы нашли в сказке Евгения Шварца?





-какие эмоции вы испытали, переживая за героев сказки?

-что нового вы узнали на уроке;

-какой вывод для себя сделали?


Домашнее задание:

  1. Подобрать пословицы и поговорки о семье.

  2. Нарисовать понравившийся фрагмент из сказки Е. Шварца «Два брата»



Мне понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!




- «Два брата»

- Е. Шварц.

- любви, заботе, доброте друга к другу, послушанию родителям, силе духа в преодолении трудностей на пути к совершению добрых дел, помощи другим, чуткости и милосердию.




Евгений Шварц

Два брата

1.Сколько времени езды было от дома до гор? (семь недель)

2.Сколько залов во дворце Прадедушки Мороза? (49)

3.Сколько дней не будет родителей дома? (3 дня)

4.Какого цвета были башмаки у Младшего? (черного)

5.Во сколько отец обещал вернуться домой 31 декабря? (в восемь часов)

6.Сколько лет было Старшему сыну? (12)

7.Какую книжку читал Старший? («Приключения Синд-бада-Морехода»)

8.Почему борода у отца была белая? (Поседел)

9.Почему Прадедушка Мороз проклял своего сына? (Он был слишком добродушен)

10.В каком зале остановился Прадедушка Мороз с мальчиком? (в 25)

11.На какой полке стоял завтрак? (на полке номер 9)

12.Какая фраза Старшего понравилась Прадедушке Морозу? («Оставь меня в покое»)

13.Что припрятал мальчик в своем рукаве? (маленькую синичку)

14.Как звали лесничего? (Чернобородый)

15.Какого числа лесничий позвал к себе сыновей? (28 декабря)

16.Чем устлал домики Старший, которые приготовил для оживших животных? (мхом)

17.Что стояло в 25 зале? (белая печь)

18.Сколько белок бросились к постели Прадедушки Мороза за ключом? (7)

19.Обо что ударился Младший, когда выпал из рук Старшего? (о корень дерева)

20.Какая была курточка у Младшего? (полосатая)

21.Сколько лет было Младшему сыну? (7)

22.Каким пламенем горели поленья в печи? (черным)

23.Чем склеили Младшего? (березовым клеем)

24.Выпишите предложение, в котором заключена одна из главных мыслей сказки. (С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению Е.Шварц «Два брата».

Автор: Иванова Анжелла Юрьевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства