1.Мотивация к коррекционной деятельности - Здравствуйте ребята! Меня зовут Анжелла Юрьевна. Этот урок литературного чтения мы проведем вместе. Ребята, посмотрите на солнышко - оно нам улыбается и желает интересной работы на уроке. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, помог вспомнить то, что вы уже знаете и познакомить с новым и интересным. Литература – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Сказка то будет или рассказ, Мы учим их – они учат нас. - Чему нас учат уроки литературного чтения? – . | Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям. |
2.Актуализация знаний в пробном учебном действии. Ребята, а вы уже знакомы с биографией писателя Евгения Шварца? Вспомним с вами вместе.
А еще, ребята, надо сказать, что писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок Ганса Христиана. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г.; «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940
В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» - Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”. Умер 15 января 1958 г. в Ленинграде. | - Ответы детей. (выступления учащихся) 1-й ученик: - Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство писателя прошло в Майкопе. Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в “Театральной мастерской”. В рецензиях на спектакли “Театральной мастерской” критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену. 2-й ученик: - После оставления университета Шварц сочинял стихотворные фельетоны для журналов “Забой” и “Кочегарка” под псевдонимом “Дед Сарай”. В 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С. Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая, таким образом, новичкам раскрыть свои творческие возможности. Приложение (слайды № 5, № 6) 3-й ученик: - В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд” о студенте Ныркове, о самоотверженной пионерке Марусе. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров. 4-й ученик: - В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. В 1955 – 1956 годах Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим. |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. Вы уже хорошо познакомились с этой сказкой. Ребята, на каникулах кто внимательно прочитал это произведение? Сейчас, проверим, на сколько, вы хорошо усвоили содержание. Ребята как называется эта сказка? C чего начинается сказка? С каким персонажем сразу знакомимся? Что о нем говорится? Что о нем известно? Почему лесничий всегда был весел в лесу, но дома он часто вздыхал и хмурился? Как звали сыновей лесничего? А по сколько им было лет? А чем же сыновья огорчали своего отца? Что произошло28 декабря? А почему? Как описывает автор старшего брата? Какие были действия старшего брата? Что спросил отец у Старшего сына? Что ответил Старший сын? Ребята, почему отец поверил сыну, когда тот дал ЧЕСТНОЕ СЛОВО? Отец соглашается. И дает наказ. Что он говорит? Когда братья остались одни. Как они жили? А как это произошло? Старший соглашается на игры? Как вы думаете он правильно поступил? А как бы вы поступили на его месте? И что же произошло дальше. Что в это время происходит со Старшим? Он пустил брата? Старший брат, как отреагировал на то, что он забыл? Ребята, как вы думаете, он в душе переживал за то, что он сделал? Каким действием мы это видим? Но и это не помогло. Младший брат не отзывался. Что происходит дальше? Отец так огорчился, что даже его борода поседела. Что говорит отец Старшему сыну? Старший в этот раз не ослушался отца? Как вы думаете, где начинается волшебство? Куда попал Старший, когда пошёл вперёд на звон колокольчиков?
Зачитайте описание ледяного леса. Показ сказочных иллюстраций, отражающих Ледяное царство.
А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса? Как переплетаются в сказке реальность и фантастика? Что такое сказка? | Ответы детей. - «Два брата». О лесничем - В одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Что он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своём участке знал по имени. - В лесу у него всё шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. - Старший и младший. - Старшему было 12лет, а младшему 7 лет. - Братья ссорились каждый день как чужие. - Двадцать восьмого декабря утром -позвал лесничий сыновей и сказал, что ёлки к Новому году он им не устроит. - Потому что, за ёлочными украшениями надо ехать в город. Лесничий размышлял: маму послать - её по дороге волки съедят. Самому ехать - он не умеет по магазинам ходить. А вдвоём ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит. - Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. - Он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома всё будет в порядке, пока родители не вернутся из города. - Ты даешь мне слово? - Даю честное слово. - потому, что когда человек так говорит, т.е. дает честное слово, то он принимает на себя ответственность и обязуется выполнить, о чем говорит. Это показывает его совесть, честь, доверие, уважение к людям и себе. -Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное – за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же! - Первый день прошёл хорошо. Второй – ещё лучше. А в третий день они поссорились. - Старший сел читать книжку Приключения Синдбада -Морехода». А Младшиму стало скучно и он стал просить Старшего, что бы тот с ним поиграл. - Нет, он терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!»- вытолкал его во двор и запер дверь. - Нет. - Ответы детей. - Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал: - Что ты делаешь? Ведь ты мне вместо отца! - У него сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери. Но потом подумал: «Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится». - Нет, он сел в кресло, и стал читать, и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь. -Что же это! Что я наделал! Младший там, на морозе, один, неодетый! И он бросился во двор. - Да. Очень. - Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощения. - Возвращаются родители, Старший рассказал все. И заплакал. - Одевайся, сказал отец тихо. – Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего Младшего брата. - Нет. Он оделся, взял фонарь и вышел из дома. - ответы детей - В лес, где все было ледяным. Ледяное царство. - И вот мальчик очутился среди удивительных деревьев – высокие сосны росли вокруг, но они были прозрачные, как стёкла. Верхушки сосен сверкали на солнце так, что больно было смотреть. Сосны раскачивались на ветру, ветки били о ветки и звенели, звенели, звенели. - Ответы детей. Ответы детей |
5.Реализация проекта коррекции выявленных затруднений. Из-за какой фразы, которую произнес Старший случилась беда? Что значит для вас слово покой? А Евгений Шварц объясняет в сказке, что одни и те же понятия для разных людей могут значить разное. Например, покой в понимании Старшего брата - это возможность быть наедине с самим собой, читать книгу или заниматься своими делами, не отвлекаясь на игры с Младшим, не уделяя ему внимание, не заботясь о нем. Покой же в понимании Мороза - бесчувственность и холод. Вспомните, как об этих словах говорил властелин ледяного царства прадедушка Мороз. Ребята, страшно такое услышать? Сколько испытаний пришлось Старшему брату испытать, прежде чем он нашел младшего брата? Опишите то место, где находился Младший брат, когда его увидел Старший Спас старший младшего брата? От чего спас?
Ребята, а в реальности бывает, что люди попадают в ледяное царство? Ребята, Евгений Шварц под ледяным царством подразумевает чувство гордости, жестокости, безразличия – которые ведут человека к гибели. И еще в это Ледяное царство можно попасть, когда не слушаешься родителей. Младший был не виноват, но по гордости Старшего, с Младшим случилась беда. А когда Старший осознал, раскаялся, заплакал, сожалел всем сердцем и душой о своем поступке, о своих словах, то готов был на любые испытания, что бы спасти брата. Если в сказке финал счастливый, то в реальности может оказаться по-другому. Поэтому всегда надо быть очень внимательными по отношению друг к другу. Почему, ребята, братья носят такие имена – Младший и Старший? В семье бывает по- разному, но всех случаях нужно помнить о любви друг к другу, слушаться родителей и проявлять терпение и заботу. Говорил ли Старший брат Младшему холодные слова –оставь меня в покое? Найдите в тексте.
Ребята, сказка только для братьев, или мы можем эти отношения почувствовать и друзьями, знакомыми? | - Оставь меня в покое! - ответы детей 1. ученик - Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял? 2 ученик - Нет, я не ошибся в тебе, мой юный друг. "Оставь меня в покое!" - какие великие слова. С помощью этих слов люди постоянно губят своих братьев. "Оставь меня в покое!" Эти. Великие. Слова. Установят. Когда-нибудь. Вечный. Покой. На земле. Дать прочитать выразительно – от лица прадедушки Мороза. Читать дети должны с угрозой и безразличием в голосе. Дети отвечают. Дети читают: «А на ледяном столе посреди комнаты стоял бедный младший брат. Он был очень грустный и глядел прямо перед собой, и слезы блестели у него на щеках, и прядь волос на затылке, как всегда, стояла дыбом. Но он был весь прозрачный, как стеклянный, и лицо его, и руки, и курточка, и прядь волос на затылке, и слезы на щеках - всё было ледяное. И он не дышал и молчал, ни слова не отвечая брату. А Старший шептал: - Бежим, прошу тебя, бежим! Мама ждёт! Скорее бежим домой! Не дождавшись ответа, Старший схватил своего ледяного брата на руки и побежал осторожно по ледяным залам к выходу из дворца, а друзья его летели, прыгали, мчались следом. Спас. От холода, от смерти в ледяном царстве. Да. Когда обижают и жестоки по отношению к другим людям, то в ледяном царстве могут оказаться и те и другие. - Возможно, что автор не дает им имен, потому, что на их месте может оказаться любой из нас. Правда, Старший говорил изредка брату: - Оставь меня в покое. Но сейчас же добавлял: - Ненадолго оставь, минут на десять, пожалуйста. Очень прошу тебя. И Младший всегда слушался, потому что братья жили теперь дружно. Да, можем. Мы друг другу все как братья. |