Конспект урока по литературному чтению И.З Суриков "Детство"
Конспект урока по литературному чтению И.З Суриков "Детство"
Цель урока: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова путём развития умения выразительно читать, анализировать прочитанное, воспитывать чуткое отношение к слову.
Учебные задачи:
учить слушать стихотворение;
воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.
Учебные умения:
высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
называть стихотворение, определять тему;
выразительно читать отрывок из стихотворения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению И.З Суриков "Детство" »
Тема: Стихотворение И.З. Сурикова «Детство»
Цель урока: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова путём развития умения выразительно читать, анализировать прочитанное, воспитывать чуткое отношение к слову.
Учебные задачи:
учить слушать стихотворение;
воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.
Учебные умения:
высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
называть стихотворение, определять тему;
выразительно читать отрывок из стихотворения.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Поздоровались с гостями, тихо сели.
– Повторяем за мной:
Хороши, конечно, сани, Только хитрые они. Вниз под горку едут сами, А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)
2. Актуализация, мотивация, целеполагание
Прочитайте эти строки и попробуйте догадаться, какая сегодня будет тема урока? ВЕСЕЛО ТЕКЛИ ВЫ, ДЕТСКИЕ ГОДА, . (Это отрывок из стихотворения, значит, мы будем читать стихи. Это стихи Сурикова, значит, мы будем читать стихи этого автора. В них говорится о детстве, значит, мы будем читать стихи о детях)
Значит с чем мы должны сегодня познакомитья? (с произведением Сурикова Детство)
Чему должны научиться? (научиться выразительно читать стихотворение и находить в нём красивые слова)
Что должны развивать? (развивать устную речь, чтобы правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим) БОЛЬШОЙ ПЛАКАТ
– Женя расскажет нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовил дома. Вывесить портрет и край где родился.
(Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка”Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1840 году от тяжелой болезни, в нищете)
Вот такая была нелёгкая жизнь у Ивана Захаровича Сурикова. Но несмотря на всё это он продолжал писать для взрослых и детей и сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Приступим к реализации поставленной цели.
В тексте будут встречаться незнакомые слова, прочитайте и попробуйте объяснить.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: смежить, зябнуть, брести.
Смежить- сомкнуть, закрыть глаза. Сон смежил глаза
Зябнуть – испытывать чувство холода, страдать от холода
Брести – идти с трудом или тихо
1) Слушание произведения.
Целевая установка перед чтением.
Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь не только услышать его, но и увидеть и почувствовать.
– Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение.
2) проверка восприятия.
Сейчас вы обсудите в группе и запишите на листочках, что вы увидели, услышали, почувствовали.
Напоминание правила работы в группе.(не перебивай, будь вежлив, говорим вполголоса)
Увидели снежные сугробы, деревню, горку, дети радуются зиме, зимние забавы и развлечения
Услышали весёлые голоса ребят, скрип снега, птичьи песни
Почувствовали мороз, веселье, грусть, дремоту, интерес к сказке
Физминутка.
Мы пушистые снежинки, Мы волшебные пушинки. Приодели белый свет, Набросали белый плед. Мы друг с другом подружились, В легком танце покружились. И на землю тихо-тихо, Опустились и притихли.
3) Повторное чтение детьми.
4) Анализ стихотворения.
Работа в группах
1 ГРУППА– Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите.
– Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза.
– О чём оно?
– Что вы представляли, когда слушали это стихотворение?
– Посмотрите на картину, подходит ли она к началу стихотворения.
– На этой картине изображена зимняя природа, деревня.
2 ГРУППА
– Какую картину вы себе представили при чтении этой части?
– А где происходило событие?
– А от чьего имени рассказывает автор: от своего имени или от имени героя? Чем вы можете доказать?
– Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему?
На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
— Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
— Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
– И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
– А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок — хлоп!”?
3ГРУППА
– А как себя чувствовал мальчик?
“Все лицо и руки
Залепил мне снег...”
– А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
4 ГРУППА
Какой вы представляете себе русскую избу?
Где любил слушать сказки мальчик?
Объясните значение строк: Слушаю я сказку –
Сердце так и мрёт…
Почему поэт называет сон «сладким» и сравнивает речь бабушки с журчанием ручейка?
Что снится герою стихотворения?
4. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Чтобы слушатели поняли, о чём вы хотите им сказать, поняли настроение героев, вы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину.
Начинает читать…
5.Рефлексия
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.
Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? Как вы оцениваете в целом общую работу класса на уроке? Покажите свои оценки с помощью цветных карандашей. Раскрасьте снеговиков на парте в такой цвет, который соответствует вашему настроению на уроке.
6. Домашнее задание:
1) выразительное чтение; 2) нарисовать рисунки к стихотворению и подписать словами из текста.