Организационный момент | 1 | Проверка готовности обучающихся, настроя на работу, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | « Чтение - прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Будь это стих или рассказ Вы учите их, они учат вас. | | -Приветствую обучающихся - проверяю их готовность к уроку | - Приветствуют учителя - проверяют свою готовность к уроку; |
Актуализация знаний. | 3 | Подвести детей к восприятию текста и его осмыслению, организовать формулирование темы урока учащимися; прогнозировать содержание предстоящей работы. | У вас на столе лежат карточки с отрывками из произведений. Прочитайте данные отрывки и вспомните из какого произведения тот или иной отрывок. Работа в паре. Л. Пантелеев «Честное слово» Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на ворота замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада. В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на этом же месте, где я его оставил, и опять, но на этот раз очень тихо плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнув от радости, а я сказал: - Ну вот, я привел начальника. А. Гайдар «Тимур и его команда» Когда Тимур вернулся домой, его подозвал дядя. – Мне надоели твои ночные похождения, – говорил Георгий. – Надоели сигналы, звонки, веревки; Что это была за странная история с одеялом? – Это была ошибка. – Хороша ошибка! К этой девочке ты больше не лезь: тебя ее сестра не любит. – За что? – Не знаю. Значит, заслужил. Что это у тебя за записки? Что это за странные встречи в саду на рассвете? Ольга говорит, что ты учишь девочку хулиганству. – Она лжет, – возмутился Тимур, – а еще комсомолка! Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы» …Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а этого у Темы уже мало. Он судорожно ловит в себя всеми легкими воздух колодца, рвется вперед, и чем больше торопится, тем скорее оставляют его силы. Тема поднимает голову, смотрит вверх, в далекое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую веселую птичку, беззаботно скачущую по краю колодца, и сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет. Страх охватывает его. Он растеряно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? -Что объединяет все эти произведения? О ком эти произведения? - Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением о детях. Его название узнаете, отгадав ребус: 14 1 12 19 10 14 12 1 Каждое число соответствует букве в алфавите. Название произведения «Максимка». (работа в группах) - Можно ли по названию сделать предположение, о ком это произведение? - Какие задачи поставим перед собой? (будем анализировать содержание, давать оценку событиям, характеризовать героев) -Что будем делать для этого? (составление плана работы) | Ф | Читает отрывки из произведений | Слушают отрывки Угадывают из какого произведения |
Изучение нового материала | 15 | Организация работы над произведением | Посмотрите пожалуйста на модели обложек представленных на доске. Найдите среди них ту обложку, которая соответствует нашему произведению? Докажите, что именно эта обложка подходит к нашему произведению? | Ф | Задает вопросы по произведению | Отвечают на вопросы |
Практическая работа анализ произведения | 15 | Помочь детям раскрыть идею произведения | - С чего начинается повествование? - Где происходит событие? - Найдите и прочитайте этот отрывок. - Как вы понимаете выражение « тропическое утро» - Прочитав это описание природы, какую картину вы себе представляете? - Какие приемы использовал автор в описании, чтобы донести до нас эту красоту?(олиц, эпитеты) - Где разворачивается основное действие произведения? - Что такое клипер? - Найдите описание клипера. Главные герои. Работа в группах – заполнение схемы Характеристика главного героя - Что мы с вами знаем о Максимке? - Что с ним произошло? - К кому он привязался из членов семьи? - Как он относится к Лучкину? - В каких строчках мы это видим. Найдите и зачитайте их. Какие чувства вызывает у вас судьба мальчика? - Как сначала распорядились судьбой мальчика командование клипера? Найдите и прочитайте? - Что произошло в итоге? Почему Максим остался на корабле? - Кто изменил решение командования? - Как вы думаете, как повлияла на судьбу Максимки встреча с русскими моряками? | Ф | - даю задание; - задаю вопросы | - отвечают на вопросы |
Оценка деятельности (оценить, дать домашнее задание) | 3 | Оценить деятельность обучающихся на уроке, дать и прокомментировать домашнее задание | Хрест. стр. 183- 204 выраз. чтение | | - даю домашнее задание - провожу инструктаж по выполнению домашней работы | -Записывают домашнее задание в дневник; - слушают и задают вопросы. |