Воспитательная: создание условий для формирования интереса к чтению.
Технологии: игровые, системно- деятельностного подхода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, ИКТ, технология критического мышления.
Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.
Средства обучения: экран, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска, карточки с заданиями, текст на отдельном листке, карточки с названиями произведений Н.Н.Носова, шляпа, карточки для моделирования.
Организационно- мотивационный момент Основная задача этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодейс-твия | УУД |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия |
Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся |
Установка: Посмотрите на доску. Как зовут этого человека? Подсказка: он автор рассказов: «Фантазёры», «Заплатка», «Витя Малеев в школе и дома». Это - Н.Н. Носов. Я предлагаю послушать выступление Попова Ромы о творчестве Носова - Давайте вспомним, какие рассказы для детей написал этот замечательный писатель? Загадка Отгадайте загадку: Сижу верхом, Не ведаю, на ком. (Шляпа) Какие ассоциации возникают у вас при слове шляпа? (головной убор, омоним) Проблемный вопрос: (Стратегия “верите ли вы в то, что..”) - Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? - Найдем ответ на вопрос в рассказе Н.Н.Носова. -Как вы думаете в каком? Целеполагание -Следовательно, тема урока какая? - Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: бывают ли живые шляпы? | Варианты ответов детей Презентация о творчестве Н.Носова (Рома Попов) Обучающиеся называют тему урока, формулируют цели урока: -познакомить-ся с рассказом -понять его содержание (о ком? и о чем?) - активно работать и помогать друг другу | Фронтальная | Регулятивные: планируют собственную деятельность. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет. Познавательные: разгадывают загадки. Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы Коммуникативные: строить связное высказывание |
3. Этап изучения нового учебного материала Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность |
- Итак, сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. Стратегия “Чтение с остановками” - Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками. Прослушивание 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”) Словарная работа Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей - Что произойдет дальше? Прослушивание 2-ой части (до слов “Вовка за ним”) - Как далее будут развиваться события? -Что шляпа будет делать в дальнейшем? -Смогут ли ребята преодолеть свой страх? Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”) - Что решили мальчики: почему двигается шляпа? - Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель? - Как далее будут развиваться события? -Возвратятся ли ребята в комнату? -Как будут защищаться, если шляпа набросится на них? Прослушивание 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”) - Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы? 5-я часть (читают обучающиеся самостоятельно) Итог: Физпауза. К шляпе дружно подойдем, Ее взглядом обведем! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет? | Слушают произведение, прогнозируют развития сюжета, последнюю часть читают самостоятель-но. Отвечают на вопросы учителя. Ищут значение слов в приучебном словаре | фронтальная индивидуальная | Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив Коммуникативные: строить связное высказывание; находить нужную информацию через словари. |
4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися |
- Понравился ли вам рассказ? - Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный? - Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко? - Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? - А вы догадывались? - А как? (в начале рассказа подсказка автора). | ответы детей | Фронтальная | |
5. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися |
Задание на размышление - Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? 1 ряд. Характеристика героев. - Какие были Вова и Вадик? Выберите слово. Объясните. трусы фантазёры чудаки смелые милосердные жестокие мудрые Как сказать по-другому, что вам страшно? А если страх прошёл? 2 ряд. Как вы понимаете фразеологизмы? Подходят ли они к нашему рассказу? К какой части текста? Как гора с плеч свалилась — почувствовать облегчение, избавиться от тягостных переживаний. Как осиновый лист дрожать — дрожать от страха. Мороз по коже — возникает неприятное ощущение от страха. Прийти в себя — упокоиться, перестать волноваться. Стратегия «Мой эпиграф.» 3 ряд. Собери пословицу, подумай, какая из них подходит к рассказу: «Храбрость стоит – трусость бежит.» «У страха глаза велики.» «Трусливому зайке и пенёк волк.» С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию. Объясните значение слов. - Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? - Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? Итог: Надо преодолевать страх Стратегия «Синквейн» шляпа серая, живая лежит, ползёт, мяукает под шляпой был котёнок радость вариант: у страха глаза велики смех, ура | Работают в группах: Обучающиеся пытаются самостоятельно охарактеризовать мальчиков. Затем подбирают предложенные учителем слова для характеристики героев, работают с пословицами и фразеологизмами. Работа со словарем. работа в парах | | Личностные: допускать существование других точек зрения |
6. Инструктаж о выполнении домашнего задания |
Д/З 1. Подготовиться к чтению рассказа Н.Носова «Живая шляпа» по ролям. 2. Вспомнить и рассказать историю о вашем четвероногом друге. | | | |
Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока) |
Презентация – тест + ключ к тесту 1) Как звали котенка? А) Мурзик Б) Васька В) Матроскин 2) Что делал котенок в начале рассказа? А) сидел на полу возле комода? Б) спал на диване В) играл с мальчиками 3.Как звали мальчиков-героев рассказа? А)Иван Иванович и Степан Степанович Б)Толя и Коля В) Володя и Вадик 4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой А) огурцы Б)картофель В)помидор 5.Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа»? а) она была волшебная б) под ней сидел котёнок в) шляпу дёргали за верёвочку Самопроверка - Бывает ли живая шляпа? -Оцените свою работу на уроке. Я хочу похвалить…Я бы ему поставил… Выставление отметок Настроение после урока Презентация на доске Спасибо за сотрудничество! | работают на листочках Заполняют лист самооценки. Оценивают друг друга. С помощью движений оценивают настроение после урока. | | Личностные: оценивать свою работу на уроке. Коммуникативные: давать характеристику работе других обучающихся |