kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по кубановедению "Особенности быта и труда, домашняя утварь и предметы быта казаков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для учащихся 1-4 классы. На данном уроке развивается представление у учащихся о предметах быта и домашней утвари, об особенностях труда и быта казаков Кубани; ведется поисковая и исследовательская деятельность; прививается любовь и уважение к традициям казачества.  Учащиеся знакомятся с блюдами кубанской кухни и названиями предметов быта.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по кубановедению "Особенности быта и труда, домашняя утварь и предметы быта казаков"»

Учитель начальных классов: Вельчева Ольга Григорьевна

Музейный урок в свете обновления содержания преподавания кубановедения.


Тема: Особенности быта и труда, домашняя утварь и предметы быта казаков.


ЦЕЛЬ: Формирование представления у учащихся о предметах быта и домашней утвари, об особенностях труда и быта казаков.


ЗАДАЧИ: -развивать умение самостоятельно добывать информацию путем

опроса знакомых и родственников о быте казаков;

-развивать любознательность и познавательный интерес, поисковую и исследовательскую деятельность учащихся;

-ознакомить учащихся с блюдами кубанской кухни и названиями

предметов быта казаков;

-воспитывать любовь и уважение к традициям казачества, чувство

за свой народ.


ОБОРУДОВАНИЕ:

1) Фотографии и музейные экспонаты предметов быта и домашней утвари казаков.

2) Муляжи овощей и фруктов.

3) Блюда кубанской кухни.

4) Запись песен Кубанского казачьего хора.

5) Использование стихотворений кубанских поэтов.

Ход урока.


1.Мотивация учебной деятельности..

Учитель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в 19 век, а именно, в гости к казакам. Узнаем где и как они жили, какой посудой и орудиями труда пользовались. Урок пройдет в музее, где собраны вещи казаков, материалы о знаменитостях нашего города и.т.д.

Будьте очень внимательны, запоминайте, что услышите и может поможете в собрании материалов для нашего музея.


2.Знакомство с жилищем казаков.

- Большинство казачьих поселений возникло в результате заселения Кубани в первой половине 19 века в Черномории. Они вначале назывались куренями. С 1809 года – куренными селениями, С 1842года – станицами. Жилища – хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша – из соломы или камыша. Снаружи хату белили.

Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста и камыша или перелаз (низкий забор без калитки, через который можно перелезть).

Во дворе был колодец ( крыныця), из которого набирали ведром (цыбаркой).

Носили воду при помощи коромысла.


ВСЕЗНАЙКА: А знаете ли вы, что в поселке Пашковский бала крыниця на углу улицы Шевченко и Карксунской. Туда съезжались со всей округи и брали воду из колодца, так как она считалась самой чистой и вкусной водой (из опроса жителей).

Не засыпайте старые колодцы!

Они, питаясь силой родников,

Вливали бодрость в жилы казаков –

Поили, не скупясь, землепроходцев,

Дед родниковой из ведра напьется.

Смахнет рукою капельки с усов,

На вас посмотрит, внуков – сорванцов,

И посветлеет ликом. Улыбнется.

Усмешку пряча в сивой бороде,

Как зерна в плодородной борозде,

Погладит вас корявою ладонью.

Заветное припомнит что - нибудь,

И, солнечной облитая латунью,

Вдруг оживет его сухая грудь. (В.Бардадым «Этюды о Екатеринодаре»)


-Во дворе стояла всегда телега для одного наездника (бидарка). Для загона скота использовали кнут (батих).

3.Что находилось в хате?

Учитель: Ну а сейчас зайдем в хату. Хата делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью ( ее называли кабыця) в заднем углу и малую хату. В хате были спальни (клуньи) с кроватями. (Из опроса жителей. Наша бабка всегда говорила:

«Пишла я у свою у клунью»).

В хате стояли лавки вдоль стены, сундук – скрыня, в котором хранилась одежда,

за печкой – настил для сна. По диагонали от печи находился святой угол, где среди расшитых полотенец – рушников висят иконы.

Пол застелен грубым самотканным полотном, которое называли рядно.

Кровать застилали чеканкой из камыша.

У входа хаты висел деревянный ковшик, которым набирали воду из макитры (большой сосуд из глины)

4.Знакомство с домашней утварью и кубанской кухней. .

Учитель:

-Посередине хаты стоял стол (сырно ). Давайте отведаем угощенье и узнаем какую еду готовили казаки, какой посудой пользовались.



1) ВСЕЗНАЙКА: Важнейшей культурой, которую выращивали кубанские земледельцы,

стало зерно. Кубанская пшеница считалась по качеству лучшей, на втором месте среди зерновых культур на Кубани был ячмень.

Хлеб являлся основой питания. Дрожжи приготовляли сами из хмеля, который рос в изобилии по всему краю. Ставили опару в больших глиняных или деревянных посудинах, которые назывались корчаги. Для вымешивания теста применяли длинные долбленные или дощатые корыта –мочва (ночва).В печь клали хлеб хлебной лопатой.




Учитель:

- Из муки пекли разнообразные пироги с фруктовой и сырной начинкой, вареники, галушки, которые посыпали растолченным чесноком. Чеснок измельчали салатовкой.


ВСЕЗНАЙКА: Необходимо отметить обязательные( обрядовые) блюда, специально приготовляемые в дни различных семейных и религиозных торжеств. Так, например, на родины и крестины варили кашу. На свадьбу пекли из кислого теста шишки – маленькие булочки в форме шишек, свадебный каравай, и лежань из пресного теста гильце или деревце – веточку, облепленную тестом, запеченную и украшенную цветами, лентами, конфетами. На рождество готовили – кутья, узвар и козули; на крещенье – кресты; на масленицу пекли блины и делали вареники; на 9 мая – день заклинания весны и прилета птиц – изделия в виде птичек – жаворонков; на пасху – высокий сдобный хлеб – паску (кулич).


Учитель:

-Из муки готовилась любимая кубанцами лапша (локшина), которая замешивалась на яйцах, раскатывалась в тонкий лист и мелко резалась, запускалась в молоко или мясной бульон, в картофельный суп, заправленный жареным луком. Ели деревянными ложками из мисок – глубоких тарелок из глины или дерева. Для вареников и пельменей сплетали специальную лопаточку, которую называли чалба.


2) ВСЕЗНАЙКА: Наиболее характерно для кубанцев было разнообразие молочных продуктов. Свежее молоко ели с хлебом, кашами и картофелем. Очень любили кислое молоко, в которое обмакивали пироги. Кислое молоко готовили по- разному; больше всего любили ряженку(варенец) – топленое молоко, заквашенное сметаной.


Учитель: Хранили молоко в керамической посуде. Из общераспространенной молочной посуды домашнего производства следует назвать высокую кринку, подойник - деревянное ведро со специальным носиком для слива молока.

Приготовляли кадушечное молоко: заквашенное молоко выливали в мешки, давали стечь, перекладывали в кадушки хранили в погребах.

На Кубани употреблялось много сливочного масла: ставили сметану в печь на ночь, после этого сбивали мутовкой . Масло заготавливали впрок, перетапливали и сливали в горшки( глечики). Для сбивания масла применялись специальные узкие кринки, комошницы, мутовки, копысточки, деревянные маслобойки.




- У двери в хате висел деревянный «шкапчик» для посуды, где стояли чашки, стаканы, рюмки ( в небольшом количестве). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты- рогачи, которыми цепляли чугуны из печи; кочерги, сковородки-чаплики, длинные деревянные лопатки(користки), которыми помешивали кашу при варке.


Приготовление пищи было делом женщин. Пищу варили, как правило, в печи (кабыця) зимой в доме, а летом в летней кухне или на летней печи во дворе.


ВСЕЗНАЙКА: А знаете ли вы, чем топили печь? Смешивали конский и коровий навоз, добавляли измельченную солому. Месили ногами и пели кубанские песни (Звучит веселая песня). Затем делали лепешки, раскладывали одним слоем на земле, сушили и складывали горкой во дворе до полного высыхания. Эти лепешки называли кизяки, которые служили основным топливом.


ФИЗ,МИНУТКА: Давайте, ребята, отдохнем и продолжим осматривать хату казаков.

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо , и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!


3)Учитель:

- Вот кувшин с вытянутым горлышком. Угадайте из какого материала он сделан:

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)


А кто его изготовил? Правильно, его вылепил гончар, который создает из глины посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

Если сосуд дышит, сохраняет воду прохладной, даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец. Ребята, что хранят в таких глиняных сосудах в наши дни? Правильно, молоко, сметану, топленое масло.

(Рассматриваем глиняные горшки) Среди глиняной посуды мы видим большой горшок, это – макитра для варений и солений, кубышки – для масла, большие корчаги – для парки белья.




ВСЕЗНАЙКА: Каждый мастер стался создать посуду оригинальной формы, расписывал ее яркими красками. Гончарное искусство развивалось во многих станицах нашего края (Надёжной, Отрадной, Мостовской, Холмской), но особенно славилась станица Пашковская. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы».

В нынешнее время в станице Пашковской живет по улице Ярословского гончар Василий Вялый, который делает из глины вазы, горшки для цветов, игрушки.


4) –И чего только не умеют кубанские мастера. Знать народные ремесла, имена мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Очень интересный вид народного творчества – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы. Из лозы ( прутьев вербы) мастера изготавливали этажерки, тумбочки, табуретки, корзины (панеры). Каких тут только нет: и круглые, и продолговатые, и большие, и совсем маленькие, для ловли рыбы, для хранения фруктов и овощей.



5)- Внутри жилища особое место занимали атрибуты «святого угла», праздничные скатерти, рушники, одежда, наволочки, кошельки, чехлы для мебели.




ВСЕЗНАЙКА: в народном быту имел значение платочек. Он был символом верности и памяти о любимом человек. Этот подарок сопровождал казака в походах, бедняка в чужой стороне на заработках.

В воскресенье не гуляла,

На шелк денег добывала,

Да платочек вышивала,

Вышивая напевала:

Платочек ты мой вышитый, узорчатый мой!

Вышиваю для подарка,

Поцелует милый жарко.. ( Т.Г.Шевченко)

6) – В каждом курене был свой бондарь. А кто это? Это мастер, который изготавливал бочки из дерева ( шелковицы). В этих бочках квасили капусту, солили помидоры и огурцы.



7) – В доме наших предков была прялка, чуть ли не самым главным предметом быта: она одевала всю семью. Но у людей польза и красота испокон веков жили рядом. Скромную труженицу – прялку, как бы в благодарность за ее работу покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами.



8) – Ребята, ваша мама сейчас стирает в стиральной машине или машина стирает за маму.

А вот раньше женщины замачивали и стирали бельё в ваге –корыте, а парили белье в глиняных корчагах.


Высохшее бельё надо было гладить. Наматывали на валик и раскатывали по нему рубелем. Позже пользовались утюгами на углях.


5.Знакомство с орудиями труда и сельским хозяйством кубанских казаков.

Учитель: Ну а теперь пойдем в огород. Узнаем, чем же занимались казаки, какими орудиями труда работали.


ВСЕЗНАЙКА: Садовые ягоды и особенно фрукты занимали значительное место в питании кубанцев. Разводили бахчевые культуры: тыквы, арбузы, дыни. Бедное казачество обычно ограничивалось несколькими фруктовыми деревьями и небольшими участками картофеля.


Учитель: Посмотрите небольшую сценку и скажите, каким инструментом пользовались казаки и как он назывался?


КАЗАЧЬЯ БАЙКА « В ОГОРОДЕ»

Ведущий: Сын и отец работали в огороде. Сын работал на одной стороне огорода, а отец - на другой. В конце работы сын громко кричит своему отцу:

Сын: - Батю, куды сапы ховать?

Отец: - Пид стог!

Ведущий: Утром вышли снова они на работу. Сын пошел за сапами, а их там не оказалось. Подошел к отцу и тихонько говорит:

Сын: - Батю, сапив нэма.

Отец: -Ах, ты собачья душа, надо было у вчёра спрашивать тыхенько, куды сапы ховать, а ты кричав, як скаженный!

Учитель: Так как называется инструменты, которыми работали отец и сын? Куда подевались они и почему?

ВСЕЗНАЙКА: Подсолнечное масло имело широкое применение на Кубани, т.к. подсолнечник выращивали в большом количестве. В 70-80-х годах 19 века на полях Кубани стали появляться мощные высокие растения с черно- золотистыми шляпками. Это был подсолнечник. Вначале его выращивали только на семечки, но затем появились маслобойки, и селяне стали производить подсолнечное масло.


Учитель: Масло это было собственного приготовления: из растолченных семян получали масло при помощи клишни или кустарных маслобоек.



3) –Казаки занимались как и сегодня разведением винограда.


Всезнайка: Виноградную лозу привезли в Причерноморье греки научились выращивать здесь прекрасные гроздья солнечной ягоды. Виноград ели свежим, сушили на изюм, а также засаливали в бочках на зиму. Сорта винограда были разными, но больше всего винные.


Учитель: В домах у казаков был пресс для винограда, при помощи него отжимали виноград, и в домашних условиях делали вино.


6.Закрепление знаний о быте и труде казаков.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, как вы запомнили название предметов быта казаков.

- Разгадайте кроссворд.

  1. Как назывался ящик, в котором хранилась одежда? (Скрыня)

  2. В неё сливали кадушечное масло и хранили в погребе, а также квасили в ней соления. (Кадушка)

  3. Как называлась большая глиняная посуда, в которой ставили опару для выпечки хлеба? (Корчага)

  4. Как называлась корзина, плетенная из лозы? (Панера)

  5. Деревянное ведро со специальным носиком для слива молока (Подойник).

  6. Как называлась спальня в казачьей семье? (Клунья)


- Назовите посуду в казачьей семье.

- Назовите орудия для обработки пищевых продуктов.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?


7.Итог урока.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок Большое спасибо за ваше активное участие, помощь и поддержку . Вы, ребята, являетесь наследниками нашего края: её истории и её культуры, всех тех богатств бесценных, которые созданы руками старших поколений. Знать прошлое – это значит знать будущее. Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга , звонкие казачьи песни. Вам преумножать её замечательные традиции, трудиться на её полях, сочинять стихи и песни.

(Дети читают стихи, звучат казачьи песни)

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданье старины

Забывать мы не должны,

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!


Люблю Кубань, степей твоих раздолье.

Небесную лазоревую гладь.

Цветастое лугов твоих приволье

Казачек царственную стать.

Люблю Кубань, морей твоих богатство.

И гор твоих шальную красоту.

Свободы дух. Народов твоих братство.

Казаков доблесть. Песен простоту.

Люблю Кубань любовью крепкой вечно

Тебя за память к старине седой,

Когда в степи напевом бесконечно

Вдруг обожжешь души моей покой…(«Литературный остров»)


7.Домашнее задание:

- Спросите у своих родственников, знакомых об истории старинных вещей, предметах быта казаков и расскажите о них.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вельчева Ольга Григорьевна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства