Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Тайны подводного мира"»
Конспект урока №8
Дата урока 27.10.2014 г.
Предмет изобразительное искусство
Класс 2 класс
Автор учебника Т.А. Копцева
Тема урока: «Тайны подводного мира».
Цели и задачи урока: - формировать у детей способности «смотреть и видеть» в созданных природой формах красоту;
- закреплять графические умения и навыки при работе с восковыми мелками и акварелью;
- развивать наблюдательность, внимание и бережное отношение к природе.
УУД:
В познавательной сфере: Понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства.
В коммуникативной сфере:
Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях
Умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Средства обучения: учебник, наглядный материал: рисунки с изображением видов подводного мира, разнообразных рыб.Рабочий материал: альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисти.
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
-Прозвенел звонок весёлый,
Всех зовёт он на урок.
Ну, ребята, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места мы тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Мы урок сейчас начнем.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Ребята, сегодня на занятие к нам пришла веселая девочка. /Учитель показывает куклу Русалочку/. Вы все конечно ее узнали это - … Дети хором – Русалочка. У Русалочки сегодня необычный день. Сегодня День рождения ее папы – морского царя. Русалочка очень хочет подарить ему самый красивый подарок, и она решила, что нарисует ему картину, в которой изобразит подводное царство.
3. Этап выявления места и причины затруднения
Ребята, послушайте, как описывает его известный датский сказочник Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Русалочка».
… Далеко в море вода синяя – синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная – прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит… Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху.
В ходе прочтения отрывка демонстрируются виды подводного мира.
Ребята, а как вы думаете, каких жителей больше всего в подводном мире? /Рыбок/.
А каких рыбок знаете вы, ребята? /Окунь, карась, акула, щука…/
А кто из вас, ребята, слышал о рыбах, которых называют: ёж, бабочка, клоун? Как вы думаете, почему у рыб такие названия? /Из-за внешнего вида/
А почему же у рыб такая необычная окраска? /Маскировка, отпугивание врага…/
(Ответы на вопросы и рассуждения происходят при демонстрации изображений разнообразных рыб).
Далее учитель читает стихотворение Т. Белозерова.
Рыбка, рыбка – ласточка морская!
То мелькаешь ты на гребне у волны,
То траву, на дне морском качая,
Солнышком блестишь из глубины.
А когда в воде тебе взгрустнется –
Выплывешь на тоненькую мель,
И не вольно с губ твоих сорвётся
Пузырьков задумчивая трель…
Т. Белозеров
Ребята, а как вы думаете, наша рыбка живет одна или у нее есть семья?
Почему в семье все рыбки похожи?
Далее при демонстрации видов подводного мира ведется беседа о других жителях волшебного царства. Это – медузы, ракушки, морские звезды…
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, Что в речке, на воде,
Нет твоих следов нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Где же может спать и прятаться рыбка? /В подводных растениях, кораллах, ракушках …/
Далее рассматриваются причудливые подводные растения и кораллы. Обращаем внимание, что растения растут вверх, так как их поддерживает вода.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
А теперь, ребята, давайте поможем Русалочке нарисовать подарок для папы.
Перед практической работой проводится пальчиковая гимнастика:
Кто из пальчиков ловчее?
Карандаш держать умеет?
Пальцы дружно отвечают,
Головами все кивают.
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы поочередно, потом одновременно, не сжимая их в кулачки.
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Сначала обсуждаются детали строения рыбки. /Тело, голова, плавники, хвост, глаза, рот./ Уточняется их назначение. Рыбка плавает, двигая плавниками, хвостом, телом.
Одновременно анализируются формы, которые будут использоваться при построении рыбки: овал – тело, круг – глаза.
При анализе форм овала и круга дети одновременно обводят карандашом в воздухе эти формы поочередно правой и левой рукой.
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Этапы работы над композицией.
К нарисованной уже рыбке дополняется изображение растений, других рыбок, морских звезд и т. д.
Рисунок выполняется восковыми мелками. Далее при работе цветом детям предлагается, отдать предпочтение желтому, оранжевому и красному цветам для изображения рыбок.
Растения будут выполнены различными оттенками зеленого, а вода – синим и фиолетовым цветами. Краска наносится на сырую, предварительно смоченную, поверхность листа. Работа при помощи восковых мелков и акварельной краски позволяет не растекаться краске за контур рисунка.
7. Этап включения в систему знаний и повторения
После выполнения практического задания, дети группами из 3-4 человек выходят к доске и демонстрируют свои работы классу. Сидящие на своих местах дети анализируют их работы, обращая внимание на самые удачные работы и высказывая свое мнение о них. Учитель акцентирует внимание на каждой работе, находя в них самых веселых, игривых, маленьких, больших и т.д. рыбок.
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
«Смайлики»
Домашнее задание: понаблюдать за поведением аквариумных рыбок.