Тема: Сказки писателей Мордовии.
Цели урока:
1.Образователные: познакомить учащихся с писателями Мордовии и их произведениями;
2.Развивающие: формирование умения составлять предложения из предложенных слов; развитие речи, памяти, мышления.
3.Воспитательные: воспитание читательских навыков, воспитание бережного отношения к учебнику.
Ход урока
I Орг. момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Время даром не теряй
И работать начинай
II Артикуляционная гимнастика
- Артикуляционные пражнения
«Вкусное варенье»
«Часики»
«Лошадка»
- Дыхательная гимнастика
«Задуй свечу»
«Надуй шарик»
«Сдуй снежинку»
- Чтение чистоговорок.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты - нами политы цветы.
Ят-ят-ят - парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют — очень любим мы уют.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
Оль-оль-оль - мы купили соль
III Проверка домашнего задания
- Как встретились друзья?
- Какое решение приняли?
- Как вели себя друзья у ручейка?
- Что сказочного было в их поведении?
- Что могло быть в действительности?
Эта сказка потешная. Что она высмеивает?
Лень, глупость, трусость, жадность.
Докажите.
Соломинка перекинулась, а уголёк пошёл.
Сказки не знают границ. Они переходят из одной страны в другую. И вот в нашей стране есть похожая сказка “Соломинка, пузырь и лапоть”.
Просмотр сказки по компьютеру «Соломинка, пузырь и лапоть».
- Над чем смеялся лапоть?
- А как вёл себя боб?
- Чем похожи эти две сказки?
У нас на доске написаны пословицы. Прочитайте их и выберите те, которые могут быть ответом на вопрос:
- Что мы можем посоветовать пузырю и бобу.
Вперёд чужой беде не смейся голубок
Если друг дорог, то помогай.
IV Работа по теме урока
- Сегодня мы познакомимся на уроке с мордовским писателем и его сказками
Атянин Федор Семенович (1910 –1975)
Ф.С. Атянин родился в Пензенской области в селе Муромка Мокшанского района в 1910 году 19 июня. Он известен читателю как поэт, прозаик и драматург. Батрачил, был учеником сапожника, грузчиком. Прошел все лихолетье военных лет, вернулся с войны в 1944 году, стал работать преподавателем мокшанского языка и литературы в Москве, в Институте театрального искусства.
Потом вернулся в Саранск, начал писать. Значительную часть своих произведений писатель написал для детей. Первый сборник «Мази пинге» («Прекрасное время») вышел в 1954 году. Потом на русском и мордовском (мокша) языках вышли книги «Сельведь-богатырь», «Тунда» («Весна»), «Чудо над Мокшей», «Ласточка», «Серебряное озеро», «Поступок Нади», «Гимназист» и другие. Многие его произведения поставлены на сцене музыкально-драматического театра.
«Серебряное озеро» - так назвал писатель свою самую известную книгу по ее одному рассказу. В ней помещены рассказы, сказки, легенды, повести. Особый интерес вызывают сказки «Дочь пастуха и «Слеза-богатырь». Их герои наделены необыкновенными качествами: красотой, смелостью, богатырской силой. Часто им приходят на помощь волшебные силы и вознаграждают героев за смелость и высокие моральные качества.
Ф. Атянин любил произведения, созданные самим народом, собирал лучшие из них. Услышанные легенды, сказки, предания, рассказы писатель пропускал через свое сердце, впитывал их, переиначивал и через свои произведения доводил до своих юных читателей и слушателей.
Самый главный герой в произведениях писателя – сам народ. Он и самый сильный, хитрый, умный, кто не боится трудностей, у нег нет неразрешимых дел; кто своим трудом и умом украшает сегодняшнюю жизнь и строит завтрашнюю.
V Физминутка
Работа над произведениями. Чтение сказки
«Воробей и медведь»
- Первичное чтение, начинает учитель, дети продолжают.
- Понравилась вам сказка? Кто главные герои сказки?
- Что делили медведь и воробей?
- К кому пожаловался воробей?
- Кого позвал в помощники лев?
- Что предложил волк?
- Что предложила лиса?
- Как синица разделила зернышко?
- Что досталось медведю и воробью?
- Чему нас научила сказка?
VI Итог урока
- С какой сказкой познакомились?
- Кто автор этой сказки?
- О чем эта сказка?
VII Домашняя работа
Прочитать сказку «Дочь пастуха» стр. 35 в худож. лит.