Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Самоопре- деление и мотивация | 1,2,3 – слушай и смотри, 3,2,1 – мы начнём сейчас. - Как называется урок, который сейчас будет? -Можно ли сказать, что мы в ответе за окружающий нас мир? Почему? - Можем ли мы защищать мир, не зная его? - Для чего же необходим урок окружающего мира? | | Формирование личностных УУД: формирование познавательного интереса к учебному предмету |
Актуализация знаний. | Фронтальная беседа - На какие группы можно разделить окружающий мир? - На какие группы разделим живую природу? - На какие группы разделим растения? - Чем деревья отличаются от травянистых растений? А от кустарников? 2) Работа в ТПО с. 34 №24 - Что нужно выполнить в задании? - Проверьте выполнение задания.(1 чел. ) | -Живая, неживая природа, рукотворные изделия. -Растения, животные. -Деревья, кустарники, травы. - По стеблям, стволу. Решение практической задачи. - Самостоятельная работа Самопроверка по образцу | Формирование УУД: - познавательных: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; - коммуникативных: формирование умения аргументировать свой выбор; - регулятивных: формирование умения принимать учебную задачу, формирование самоконтроля, умения адекватно оценивать себя. |
Постановка учебной задачи | Прослушивание аудиозаписи К.Чуковского «Чудо-дерево». - Кому знакомо это произведение? - Как оно называется? - Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на уроке? -Какие учебные задачи поставим перед собой? Чему будем учиться? - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) | Создание проблемной ситуации. Формулируют тему и учебные задачи урока | Формирование УУД: - личностных: формирование учебно-познавательного интереса к учебной задаче; - регулятивных: формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке. |
Открытие новых знаний и освоение способов действий. | 1) Фронтальная работа - Предположите, почему некоторые растения называют удивительными и необычными? - Начнем наше знакомство с необыкновенного дерева, которое растет в нашей стране. Игра «Угадай» Русская красавица Стоит на поляне. В зелёной кофточке, В белом сарафане. (берёза) - Какие слова вам подсказали, что это берёзка?(Слайд 2) - Чем удивительна наша родная берёзка? - Что ещё знаете о ней? 2) Работа по учебнику. - А теперь ребята, послушайте сказку о сейбе. (слайд3) Откройте учебники на с 93. Сказка про Сейбу. Жила-была Сейба, высокая красавица с гордой головой и стройным станом. Не захотела она подчиняться злому волшебнику, и он наслал на неё злые ветры, чтобы они погубили гордую красавицу. Обратилась прекрасная сейба к своим корням: “Помогите, добрые мои верные корни, не дайте злым чарам одержать верх”. Долгая ночь прошла. А наутро гордая красавица опиралась на высокие (до 6 м) плоские корни, которые сделали её ещё более устойчивой. Так не покорилась Сейба злому волшебнику. - Чем удивительно это растение? -Ребята, в той местности, где растёт сейба, часты ураганы и ветры. А дерево это очень высокое. Чтобы сильный ураган не смог сломать дерево, ему нужны такие крепкие корни.
3) Сообщения учащихся Послушайте сообщения об удивительных растениях, которые приготовили ребята. Выходят заранее подготовленные ученики с кратким сообщением о растениях : Секвойя Эвкалипт Бутылочное дерево | Высказывают свои предположения. Среди всех деревьев только у берёзы цвет коры белый, береза-символ России Подготовленный ученик читает сказку из учебника, остальные слушают У него высокие плоские корни | Формирование УУД: - познавательных: формирование умения извлекать информацию из практических действий; - коммуникативных: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - личностных: формирование умения достигать поставленной цели; - регулятивных: формирование умения определять результат проделанной работы, способ действия |
Физ. минутка | 1) Ёлочка 2) Игра «Деревья, кустарники, травы» | Снятие статического напряжения, предупреждение утомляемости. | Формирование коммуникативных УУД: лидерство и согласованность действий с партнерами |
Открытие новых знаний и освоение способов действий. | 4) Просмотр видео о растении десмодиум (танцующий цветок) - Вот сколько интересного есть в мире растений! | | Формирование УУД: - познавательных: -анализировать рисунки - коммуникативных: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - личностных: формирование учебно-познавательного мотива; - регулятивных: формирование умения взаимодействовать друг с другом. |
Первичное закрепле-ние | 1) Работа по учебнику -А теперь в своей группе рассмотрите изображение растений на с. 94-95. - Кому из вас знакомы эти растения? Расскажите, что вам известно о них. Бамбук вырастает в тропиках с пятнадцатиэтажный дом. Растёт он, что называется, прямо на глазах. Побеги этого растения, пробившиеся из-под земли, уже через два дня достигают роста человека. Древесина его крепкая, ценная для построек и столярных работ. Бамбук идёт на изготовление бумаги. Молодые ростки бамбука (как овощи) употребляют в пищу в варёном и маринованном виде. Банан — самая высокая в мире трава, достигающая высоты 7 м. В этом растении проявились признаки и дерева, и кустарника, и травы. Поэтому называют его древообразным травянистым кустарником. Банан – одно из самых древних культурных растений. Родиной его считают тропическую Азию. После созревания плодов ложный ствол растения, образованный черешками листьев, отмирает. Но к этому времени из почек корневища начинают развиваться один или несколько новых «стволов». Баобаб – мощное коренастое африканское дерево. Диаметр ствола достигает 4 м (правда, описаны случаи, когда он может достигать и 10 м, а в обхвате – 35 м). Во время сухого периода баобаб стоит без листьев. Но стоит начаться влажному периоду, как появляются листья, цветки, а затем и плоды, которыми любят лакомиться обезьяны. Негры считают баобаб священным деревом. Ещё одна удивительная способность баобаба — это накапливать «про запас» до 120 000 л воды.
- Чем отличаются деревья? | Обсуждают в группах Фронтальная проверка Ученики характеризуют размеры, форму стволов деревьев, стебли, листья, плоды и т.д. |
Примене-ние новых знаний и способов действий | 1) Творческое задание в микрогруппах. А сейчас я предлагаю выполнить творческое задание в парах или группах. Изобразите любое растение, которое изучили на уроке, или придумайте свое необычное дерево 2) Выставка и анализ работ учащихся. План ответа: -название растения -чем оно удивительно. | Работа в парах, группах Фронтальная проверка | Формирование УУД: - познавательных: формирование навыка самоконтроля; - коммуникативных: формирование умения работать в сотрудничестве с учителем; - личностных: формирование умения организовывать свою самостоятельную деятельность; - регулятивных: формирование умения контролировать процесс и результат деятельности, оценивать свои достижения |
Подведе ние итогов. Рефлексия | - Почему растения, с которыми вы познакомились на уроке, называют удивительными? - Какое дерево вас больше всего удивило, понравилось? Чем? - А сейчас, используя смайлики, оцените свою работу на уроке. Подумайте, насколько вы были внимательны, активны и аккуратны. Верно ли, выполнили задания. - Урок окончен. | Строят речевое высказывание по уроку. Оценивают свои достижения. |