Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира. Урок-аукцион "История России в датах. Обобщение по разделу "Страницы истории Отечества" »
Урок окружающего мира
Тема: Урок-аукцион «История России в датах.
Обобщение по разделу: «Страницы истории Отечества»
Задачи: закрепить знания учащихся;
развивать речь и умение ориентироваться в историческом материале;
воспитывать чувство гордости за дела наших предков.
I. Постановка цели.
Тема нашего урока «История России в датах» Сегодня мы должны повторить материал, изученный в разделе «Страницы истории Отечества». Мы проведём необычный урок – урок-аукцион. Помогут мне сегодня … и…
- Что такое аукцион?
Давайте обратимся к словарю иностранных слов и найдём более точное объяснение этого слова.
(Ученик-помощник читает определение слова по словарю)
Аукцион – публичная продажа товаров в заранее установленное время и в назначенном месте, при котором покупателем товара считается лицо, предложившее за него наивысшую цену.
- Что продают на аукционе?
- Кто знает, как называется продаваемый товар? (Лот)
У нас нет антиквариата, дорогих произведений искусства, личных вещей звёзд.
- Что же мы можем продавать? (Наши знания)
Мы разыгрываем лот – определённую дату. Ваша задача рассказать как можно подробнее о событии, связанном с этой датой. «Покупает» лот тот, кто назовёт больше фактов. «Купивший» лот получает жетон, который в конце урока он может обменять на «5»
II. Игра-аукцион.
Лот 1.
988 год (Рассказы детей. Жетон получает тот ученик, кто вспомнит больше фактов по событию, обозначенному датой)
- Найдите место даты на ленте времени.
Ученик-помощник. На аукционе перерыв. Мы приглашаем вас на нашу театральную сцену.
Учитель. Вы можете дополнительно получить жетон, если по представленному сюжету определите о каком событии идёт речь и назовёт его точную дату.
1. Сценка.
Москва. Соборная площадь Кремля. Успенский собор. У собора толпы людей. В окна собора заглядывают дети.
- Что? Что там?
- Свечи горят. Лампады мерцают.
- Смотри, смотри. Главный священник благословляет князя.
- Надевает «шапку Мономаха»
- Венчает на царство.
- Как же это понять?
- Государева власть крепчает!
- Царь он теперь! Царь! (1547 г. – венчание Ивана IV на царство)
2. Чтение указа.
Указ.
«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять. На санках катать с гор, а взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает» (1700 г. – Указ Петра I о переходе на новое летоисчисление)
Лот 2.
1564 год
- Найдите место даты на ленте времени.
Ученик-помощник. Приглашаем вас на выставку картин.
Ученик. Можете получить жетон, определив точную дату, изображённого на картине события.
Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем» (1380 г. – Куликовская битва)
Ученик-помощник. Приглашаем гостей в литературный салон.
Учитель. По отрывку из литературного произведения определите событие и назовите дату.
Призвал к себе черниговского князя
Князь Юрий долгою рукой:
«Приходи ко мне», - просил он гостя,
В тот год был город заложён.
(1147 г. – первое упоминание в летописях о Москве)
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море. (А. С. Пушкин «Медный всадник»)
(1703 г. – основание Санкт-Петербурга)
В субботу пятого апреля
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй. (К. Симонов «Ледовое побоище»)
(1242 г. – Ледовое побоище)
Позади у воинов – Непрядва,
Слева – затуманившийся Дон
И простор великий только на два,
Только на два стана разделён. (Старшинов «Там за Непрядвою, за Доном»)
(1380 г. – Куликовская битва)
Был стращный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня
Батыя, - внука Чингизхана
Своё соседство с ним, кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли. (Н. Кончаловская «Наша Древняя столица»)
(1237 г. – нашествие Батыя)
Мы долго молча отступали,
Обидно было, боя ждали…
И вот нашли большое поле,
Есть разгуляться, где на воле,
Построили редут. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)
(1812 г. – Бородинское сражение или Отечественная война 1812 г.)
Лот 4.
1961 год
Ученик-помощник. Приглашаем в игровой зал.
Игровой зал
1. Депеши.
-Кто и когда мог отправить такую депешу?
1) «Взяли Рязань и Владимир, двинулись к Новгороду, задержались у Козельска – злой город» (Батый, 1238 г.)
2) «Противник разбит. Гнали его 7 вёрст по озеру. В плен взяли 450 человек» (Александр Невский, 1242 г.)
3) «Хан не решился вступить в битву, хоть дважды пытался перейти через реку. Повернул войска и ушёл в Орду» (Иван III о хане Ахмате, 1480 г.)
2. «Четвёртый лишний»
- Какая дата лишняя? Почему?
1237 1147 1380
1242 1703 1480
1380 1812 1564
1480 1954 (образование г. Чехова) 1812
3. Узнай личность по дате и иллюстрации.
1) 1755 г., здание МГУ (Ломоносов)
2) 1861 г., Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (Александр II)
3) 1812 г., Храм Христа Спасителя
- Назовите имя полководца. (Кутузов)
Наш аукцион подходит к концу. О многих событиях в истории России мы вспомнили. Поработаем с лентой времени.
- Какое событие произошло раньше Куликовская битва или падение монголо-татарского ига и на сколько лет?
- Санкт-Петербург основан в 1703 году. Сколько лет исполнится городу в этом году?
III. Задание на дом.
Мы вспомнили много дат, событий, имена правителей России, представителей науки и культуры, прославивших её. Дома составьте небольшой рассказ о том, какое событие, по-вашему мнению, наиболее интересно и почему.
IV. Итог урока.
Закончить урок хочется словами поэта Николая Рубцова
Россия, Русь – куда ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды.
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни.
Урок окончен. Спасибо всем за работу. Те, кто получил жетоны, подпишите их. Каждому - «5».