kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира по теме:" Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по окружающему миру для 4 класса УМК «Гармония». Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий:  здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: положительный эмоциональный настрой, мотивация, развитие познавательного интереса, проведение физминутки, работа в парах, использование компьютера, практическая работа, связь с жизнью. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме:" Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах"»

Тема: Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах.

Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Природные зоны России».

Задачи: формировать умение искать информацию в учебной книге, раскрыть понятие «природное сообщество»; познакомить учащихся с разнообразием растений и животных небольших водоемов, с взаимосвязями между ними, пищевыми цепями; показать возможность негативного воздействия на природные сообщества человеком; совершенствовать навыки работы с картой; обучать различать природные зоны России.

Развивать наглядно-образное мышление, память, внимание, связную речь, навыки самоконтроля.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, экологически грамотное поведение с целью сохранения природных богатств, интерес к учебному предмету.

Оборудование: презентация, карточки

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

Мы сегодня будем снова наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Проверка готовности рабочего места

Настрой на работу

Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

П-7 – устанавливать причинно-следственные связи;

П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

К-3 – задавать вопросы;

К-4 – использовать речь для регуляции своего действия.

К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия

2. Проверка домашнего задания. Актуализация изученного

1. Взаимоопрос по теме «Природа гор»

2. Вставьте пропущенные слова (устно).

Большая часть территории России покрыта … (лесами). Лес, где растут в основном хвойные деревья, называют … (тайгой). Если вместе растут и хвойные и лиственные деревья, то лес называют … (смешанным). Если же преобладают деревья лиственных пород, то такой лес называют … (широколиственным). Пространства без леса называют … (степями). В степях растут в основном … (травянистые) растения и изредка … (кустарники). В … (тайге) обитают … (бурые медведи), волки, глухари. В … (широколиственных) – кабаны, зайцы. В степях встречаются множество … (грызунов), крупные птицы … (дрофы).

3. Работа по карточкам

Работа в группах

Взаимопроверка




Построение речевого высказывания по теме.




Самостоятельная индивидуальная работа

3. Целеполагание

Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:

Если на карту Земли посмотреть –

Земли на земле всего одна треть…

Но странный вопрос возникает тогда?

Планета должна называться – вода!

– Чего больше на нашей планете: суши или воды?

- На какие две группы можно разделить все водоёмы?

  • Естественные и искусственные

  • Солёные и пресные

Отгадайте загадку:

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зеленая.

(Озеро.)

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Почему мы возвращаемся к теме «Водоёмы»?

- Какова тема нашего урока?

Тема: Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах.

- Что нового для себя вы увидели в названии темы?

- Какие учебные задачи поставим?

Определение темы, формулирование учебных задач



4. ОВД

1)Введение понятие «Природное сообщество»

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО - ?

- Прочитайте первый абзац с.156

- Куда отсылают нас авторы?

Природные сообщества – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Это могут быть лес, луг, река, озеро, болото, поле, море. В них образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами.


2) Растения и животные озёра

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на озеро.

– Чем озеро отличается от моря?

– Какими бывают озера?

– Какой бывает вода в озерах?

– Чем пруд отличается от озера?

– Какие растения встречаются в озерах?

– Почему они необходимы озерным животным? (Служат пищей.)

– Каких животных много в озерах? (Рыб.)


3) Работа с иллюстрацией с. 159

 Изучите учебный материал и распределите рыб, изображённых на иллюстрации по группам

4) Работа с учебной статьёй с. 163

– Чем река отличается от озера? (Вода в реках не стоячая, а проточная.)

– Как изменится от этого природное сообщество? (В реках нет озерных растений, меньше насекомых. Значит, в реках и другие виды рыб.)

– Верно, здесь не встретишь леща, карася и щуки. В реках живут форель и хариус.


Работа в группах



Работа с источниками информации



Фронтальная работа по презентации









Работа в парах, группах

Самостоятельная работа


Фронтальная проверка


4) Что дают озера человеку.

– По рисунку-схеме расскажите, какое значение имеют водоемы в жизни людей.

По ответам учащихся учитель составляет схему:

– Водоем может «заболеть». Мутнеет и становится затхлой вода, загнивают растения, гибнут рыбы и насекомые, беззубки и улитки-прудовики, которые очищают воду. Нарушается природное равновесие.

Учитель читает экологическую сказку.

как живешь, озерёнка?

Бежит, журчит Озерёнка. Не умолкает ни днем, ни ночью. И ни днем, ни ночью не прекращается в ней жизнь. Плавают в воде, скачут, ползают, скользят по поверхности обитатели Озерёнки. Их много. Река – не просто вода. Это дом, где живут самые разные и удивительные существа. Им нужен дом, и они нужны своему дому. И друг другу тоже нужны.

Не будет, например, туфелек или дафний – и многие жители Озерёнки погибнут от голода. Исчезнут улитки – и плохо придется водным растениям. Некому будет их чистить. Не будет беззубок – мутной станет в речке вода. Без лягушек расплодятся опасные комары и мухи. Словом, все обитатели Озерёнки и друг другу помогают жить, и помогают жить самой речке.

Но это еще не все. Без Озерёнки и других речек-невеличек погибнет их старшая сестра река Озёрна. Ведь большие реки возникают, когда сливаются ручьи, ручейки, маленькие речушки и речки. Так что большие реки могут погибнуть без маленьких. А плохо будет большим рекам – плохо придется и нам, людям. Чистая вода нужна всем, без нее невозможна жизнь на Земле.

Н. Пожарицкая

Далее учитель проводит беседу.

– Расскажите, как жизнь животных и растений связана с водой.

– Объясните, почему водоем можно назвать природным сообществом.

– Приведите примеры из газет, журналов, как из-за необдуманной деятельности человека может погибнуть жизнь в озере или реке.

Вывод. Мелкие водоемы чрезвычайно чувствительны к загрязнению, они нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя в них спускать загрязненные воды, так как они отравляют все живое и жизнь в водоемах прекращается.


Фронтальная работа по схеме-опоре
















Слушание рассказа учителя












Фронтальная беседа






Вывод, обобщение

Контроль и самоконтроль

- Чему посвятили урок?

- Давайте сделаем вывод. Ответили ли мы на поставленные вопросы?

Кто затруднялся? В чём?

 Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

!

+

?

Домашнее задание

С. 156-163, изучить

ТПО с. 58 № 37-38

Построение речевого высказывания, суждения по уроку.


Обобщение





Оценка своих достижений




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Прыткова Светлана Николаевна

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока "Жизнь в пресном водоеме" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-zhizn-v-priesnom-vodoiemie"
    ["file_id"] => string(6) "221246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435139907"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства