1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности Мы сегодня будем снова наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Проверка готовности рабочего места Настрой на работу | Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; П-7 – устанавливать причинно-следственные связи; П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; К-3 – задавать вопросы; К-4 – использовать речь для регуляции своего действия. К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия |
2. Проверка домашнего задания. Актуализация изученного 1. Взаимоопрос по теме «Природа гор» 2. Вставьте пропущенные слова (устно). Большая часть территории России покрыта … (лесами). Лес, где растут в основном хвойные деревья, называют … (тайгой). Если вместе растут и хвойные и лиственные деревья, то лес называют … (смешанным). Если же преобладают деревья лиственных пород, то такой лес называют … (широколиственным). Пространства без леса называют … (степями). В степях растут в основном … (травянистые) растения и изредка … (кустарники). В … (тайге) обитают … (бурые медведи), волки, глухари. В … (широколиственных) – кабаны, зайцы. В степях встречаются множество … (грызунов), крупные птицы … (дрофы). 3. Работа по карточкам | Работа в группах Взаимопроверка Построение речевого высказывания по теме. Самостоятельная индивидуальная работа |
3. Целеполагание Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева: Если на карту Земли посмотреть – Земли на земле всего одна треть… Но странный вопрос возникает тогда? Планета должна называться – вода! – Чего больше на нашей планете: суши или воды? - На какие две группы можно разделить все водоёмы? Отгадайте загадку: Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро.) - О чём пойдёт речь на уроке? - Почему мы возвращаемся к теме «Водоёмы»? - Какова тема нашего урока? Тема: Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах. - Что нового для себя вы увидели в названии темы? - Какие учебные задачи поставим? | Определение темы, формулирование учебных задач |
4. ОВД 1)Введение понятие «Природное сообщество» ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО - ? - Прочитайте первый абзац с.156 - Куда отсылают нас авторы? Природные сообщества – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Это могут быть лес, луг, река, озеро, болото, поле, море. В них образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами. 2) Растения и животные озёра – Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на озеро. – Чем озеро отличается от моря? – Какими бывают озера? – Какой бывает вода в озерах? – Чем пруд отличается от озера? – Какие растения встречаются в озерах? – Почему они необходимы озерным животным? (Служат пищей.) – Каких животных много в озерах? (Рыб.) 3) Работа с иллюстрацией с. 159 Изучите учебный материал и распределите рыб, изображённых на иллюстрации по группам 4) Работа с учебной статьёй с. 163 – Чем река отличается от озера? (Вода в реках не стоячая, а проточная.) – Как изменится от этого природное сообщество? (В реках нет озерных растений, меньше насекомых. Значит, в реках и другие виды рыб.) – Верно, здесь не встретишь леща, карася и щуки. В реках живут форель и хариус. | Работа в группах Работа с источниками информации Фронтальная работа по презентации Работа в парах, группах Самостоятельная работа Фронтальная проверка |
4) Что дают озера человеку. – По рисунку-схеме расскажите, какое значение имеют водоемы в жизни людей. По ответам учащихся учитель составляет схему: – Водоем может «заболеть». Мутнеет и становится затхлой вода, загнивают растения, гибнут рыбы и насекомые, беззубки и улитки-прудовики, которые очищают воду. Нарушается природное равновесие. Учитель читает экологическую сказку. как живешь, озерёнка? Бежит, журчит Озерёнка. Не умолкает ни днем, ни ночью. И ни днем, ни ночью не прекращается в ней жизнь. Плавают в воде, скачут, ползают, скользят по поверхности обитатели Озерёнки. Их много. Река – не просто вода. Это дом, где живут самые разные и удивительные существа. Им нужен дом, и они нужны своему дому. И друг другу тоже нужны. Не будет, например, туфелек или дафний – и многие жители Озерёнки погибнут от голода. Исчезнут улитки – и плохо придется водным растениям. Некому будет их чистить. Не будет беззубок – мутной станет в речке вода. Без лягушек расплодятся опасные комары и мухи. Словом, все обитатели Озерёнки и друг другу помогают жить, и помогают жить самой речке. Но это еще не все. Без Озерёнки и других речек-невеличек погибнет их старшая сестра река Озёрна. Ведь большие реки возникают, когда сливаются ручьи, ручейки, маленькие речушки и речки. Так что большие реки могут погибнуть без маленьких. А плохо будет большим рекам – плохо придется и нам, людям. Чистая вода нужна всем, без нее невозможна жизнь на Земле. Н. Пожарицкая Далее учитель проводит беседу. – Расскажите, как жизнь животных и растений связана с водой. – Объясните, почему водоем можно назвать природным сообществом. – Приведите примеры из газет, журналов, как из-за необдуманной деятельности человека может погибнуть жизнь в озере или реке. Вывод. Мелкие водоемы чрезвычайно чувствительны к загрязнению, они нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя в них спускать загрязненные воды, так как они отравляют все живое и жизнь в водоемах прекращается. | Фронтальная работа по схеме-опоре
Слушание рассказа учителя Фронтальная беседа Вывод, обобщение |