Конспект урока окружающего мира по теме "Какие бывают животные" в ТРКМ
Конспект урока окружающего мира по теме "Какие бывают животные" в ТРКМ
Урок разработан в технологии развития критического мышления. На уроке использованы приемы ТРКМ: таблица "З-Х-У", сводная таблица, синквейн. Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию, систематизировать её; работать в паре , в группе; работать с таблицами/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Какие бывают животные" в ТРКМ »
1. Захарова Елена Николаевна
2. МОУ Степнинская СОШ с.Степное Верхнеуральского района Челябинской области
3. Предмет: Окружающий мир. УМК «Школа России»
4. Класс 2
5. Тема урока: Какие бывают животные.
6. Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обучающие: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.
Развивающие: расширять кругозор детей о природе,умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним; формировать познавательный интерес к предмету и окружающему нас миру, к совместному поиску; воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Практические: применять полученные знания на практике в различных жизненных ситуациях.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию, систематизировать её; работать в паре , в группе; работать с таблицами
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Microsoft Power Point, «таблица – ЗХУ» (знаю - хочу узнать- узнал) , сводная таблица, «лесенка знаний», учебник «Окружающий мир», «Окружающий мир» (рабочая тетрадь), тесты по окружающему миру Плешаков А.А., (программа «Школа России»); картинки, фотографии с изображением животных, презентация «Разнообразие животных», ЦОР «Природа-общество-человек»
-Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Молодцы! Чтобы наш урок получился, я предлагаю всем раскрыть ладошки и сказать нашу волшебную фразу «Я хочу много знать!» (дети выполняют упражнение)
Актуализация знаний
- Ребята, вы уже несколько уроков вы путешествуете по интересной, удивительной стране ПРИРОДА и очень многое узнали.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (какие бывают растения)
1) Работа по группам.
(каждой группе дается карточка, на которой написаны названия растений, нужно найти лишнее растение , обосновать свой ответ и назвать 2-3 растения, которые произрастают в нашей местности, относящиеся к данной группе)
– Обменяйтесь информацией, обсудите. Запишите в таблице всё, что знаете о животных. (На парте у детей таблица «ЗХУ», учащиеся заполняют самостоятельно первую колонку таблицы)
Обсуждение.
Примерное содержание таблицы, после обсуждения появляется на слайде.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Животные – это рыбы, птицы, насекомые, звери.
Они питаются, размножаются, растут и умирают.
Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха.
Приносят пользу человеку.
Животных надо охранять.
Осмысление
По всей нашей информации мы можем составить схему.(схема появляется на слайде)
Учитель: - Распределите составленные вами названия животных по группам.
- По каким признакам распределяли?
- Что у вас вызвало затруднение?
- Заполните вторую колонку таблицы.
(Дети самостоятельно работают с таблицей и записывают, что хотят узнать нового).
Знаю
Хочу знать
Узнал
Животные – это рыбы, птицы, насекомые, звери.
Они питаются, размножаются, растут и умирают.
Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха.
Приносят пользу человеку.
Животных надо охранять.
По каким признакам животные делятся на группы
К какой группе относятся лягушка и черепаха
(после обсуждения на слайде появляется вторая колонка таблицы)
- Определите тему урока и цели.
(Дети: Я думаю, мы узнаем, что-то новое о животных, узнаем признаки каждой группы животных и какие еще существуют группы)
Стадия осмысления.
Открытие детьми нового знания. Сводная таблица.
Работа с учебником - с. 60-61 (дети работают в паре и заполняют сводную таблицу)
Линия сравнения
насекомые
рыбы
птицы
звери
земноводные
пресмыкающиеся
количество ног
6
плавники
2ноги
2 крыла
4
4
4 или нет
кожные покровы
-
чешуя
перья
шерсть
голая кожа
роговые чешуйки
Осмысление прочитанного – проверка заполнения таблицы по сравнительным данным. ( Ученики по очереди читают таблицу и приводят свои примеры)
(таблица появляется на слайде).
- Поделитесь новой информацией с одноклассниками. О чем вы узнали? ( О том, что есть еще 2 группы животных – земноводные и пресмыкающиеся)
- Почему их так назвали? Выскажите свое предположение.
- Какие возникли трудности при заполнении таблицы? (Не понятно количество ног у пресмыкающихся и кожные покровы)
1 ученик:Земноводными называют знакомых нам лягушек и тритонов. Само название «земноводные» говорит о том, что живут эти животные и на земле и в воде. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда-же малыши-головастики подрастают, то теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные. Кожа у земноводных гладкая, тонкая и влажная. Она нуждается в периодическом смачивании. Поэтому они не отходят далеко отводы. Все земноводные – хищники.
2 ученик: Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется « Пресмыкающиеся». Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде( болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.
- Заполните недостающую информацию в ваши таблицы.
- Давайте вернемся к нашей схеме. Как она изменится? (схема появляется на слайде и дополняется)
Беседа учителя с учащимися по вопросам:
С какими группами животных вы познакомились?
Назовите отличительные признаки каждой группы
Приведите примеры животных каждой группы, которые живут в нашей местности.
Запишите в таблице «ЗХУ» в третьей колонке, что нового узнали о животных.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Животные – это рыбы, птицы, насекомые, звери.
Они питаются, размножаются, растут и умирают.
Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха.
Приносят пользу человеку.
Животных надо охранять.
По каким признакам животные делятся на группы
К какой группе относятся лягушка и черепаха
Животные делятся на группы по характерным признакам (кожные покровы, количество конечностей)
Особые группы животных – земноводные., пресмыкающиеся.
Физминутка.
2) Работа с учебником. С. 62 – 63 (Класс делится на 4 группы. Каждая группа читает информацию об одной из групп животных, после этого выступает с сообщением пред классом, приводя примеры представителей этой группы. Учитель дополняет выступления детей, показывает картинки, фото, слайды с изображением различных животных. Обращается внимание на зависимость строения тела животного от его образа жизни)
V. Проверка понимания и первичное закрепление
- Игра «Фантазеры» - учебник с. 61
Что за чудо-зверь смотрит на нас с картинки? Как бы вы его назвали?
Как он умеет передвигаться?
Части тела каких животных объединены в этом рисунке?
- Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради с.43 № 3 – 2 группа (средний уровень)
с 42 № 2 – 3 группа (низкий уровень), с. 42 № 1 – 1 группа (высокий уровень)
- Проверочная работа:
Проводится в виде природоведческого диктанта – учитель читает стихотворение или загадку о животном, а ученики, отгадав её, должны записать, к какой группе относится это животное. При этом используются сокращения:
З. – звери
П.- птицы
Р.- рыбы
Н. – насекомые
ЗВ. –земноводные
Пр. – пресмыкающиеся
1.Шелестя, шурша травой, проползает шнур живой,
Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)
2.Пушистой, маленькой хозяйке
Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках
Сушёные грибы . (Белка)
3. Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Зовут её … . (ворона)
4. Я- пятнистая букашка,
По оранжевой спине
У меня одни кругляшки нарисованы везде.
Если в руки попаду -
Извините, обману:
Сразу, вроде без сознанья,
Я на спинку упаду. (Божья коровка)
5.Быстро плавает акула
Океаны бороздя.
Чует кровь, и запах чует
И, добычу карауля,
Не отпустит от себя.
6.Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
В итоге на листочке должна получиться следующая запись: Пр. З. П. Н. Р. ЗВ.
Ответы появляются на слайде (взаимопроверка, оценка результатов: «!» - все правильно, «+» - допустил 1-2 ошибки, « - » - нужно поработать над данным материалом)
-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руки - может поставить себе оценку «5».
- Беседа
- Какую пользу человеку приносят животные? (дают пищу, одежду, защищают от врагов, поедают вредных насекомых, грызунов, помогают в хозяйстве и т.д)
Какой можно сделать из этого вывод? (животных надо охранять)
Рефлексия
Учитель: Заканчивая разговор о животных, я предлагаю вам написать синквейн.
Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая строка -новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Пример синквейна:
Земноводные.
Мокрые, зеленые.
Квакают, плавают, ловят.
Лягушки.
(Учащиеся работают в составе группы в течение трёх минут, с последующим конкурсом на лучший синквейн)