kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:

- обобщить и расширить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года;

обучать работе с текстом: составлять пересказ по вопросам, учить «самарскому» пересказу; проверить знания учащихся по теме с помощью теста;

- расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, мышление учащихся;

- учить работе в микрогруппах, воспитывать взаимовыручку, умение слушать своих товарищей;

- поддерживать положительную мотивацию учащихся на уроке;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; таблицы ЗХУ (ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ); портреты Наполеона, Кутузова М. И., Давыдова Д. В.; выставка книг об Отечественной войне 1812 года; тексты о Наполеоне, Кутузове М. И.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- технология сотрудничества;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проблемное обучение;

- здоровье-сберегающие технологии;

ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

- тестирование;

- отгадывание кроссворда;

- составление синквейна;

- разметка текста;

- ответ «тройкой»;

- мозговой штурм;

- «самарский» пересказ;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года" »


МБОУ средняя школа № 6

г. Рославля Смоленской области

Учитель: Артамонова Н. П.

Урок окружающего мира

«Отечественная война 1812 года»

4 класс

ЦЕЛИ УРОКА:

- обобщить и расширить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года;

обучать работе с текстом: составлять пересказ по вопросам, учить «самарскому» пересказу; проверить знания учащихся по теме с помощью теста;

- расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, мышление учащихся;

- учить работе в микрогруппах, воспитывать взаимовыручку, умение слушать своих товарищей;

- поддерживать положительную мотивацию учащихся на уроке;


ОБОРУДОВАНИЕ:

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; таблицы ЗХУ (ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ); портреты Наполеона, Кутузова М. И., Давыдова Д. В.; выставка книг об Отечественной войне 1812 года; тексты о Наполеоне, Кутузове М. И..


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- технология сотрудничества;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проблемное обучение;

- здоровье-сберегающие технологии;

ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

- тестирование;

- отгадывание кроссворда;

- составление синквейна;

- разметка текста;

- ответ «тройкой»;

- мозговой штурм;

- «самарский» пересказ;


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке вы узнали о борьбе русского народа с польскими захватчиками. Ваши знания по теме я хочу проверить с помощью кроссворда

(Приложение 1).

- Также я попросила вас попробовать составить синквейн о Сигизмунде III.

Варианты учащихся:

Сигизмунд –

Ужасный, злой, коварный.

Покоряет, уничтожает.

Мне не нравится этот человек.

Завоеватель.


Сигизмунд III –

Жестокий, жадный, хитрый.

Убивал, захватывал.

Ему не удалось покорить Русь.

Польский король.


3. Подготовка к изучению нового материала

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о борьбе русского народа с иноземными захватчиками. На доске записана тема урока: «Отечественная

война 1812 года». Положите перед собой таблички ЗХУ (Приложение 2)

- Заполним первую колонку. Что вы уже знаете об Отечественной войне 1812

года?


4. Изучение нового материала

- Что бы вам ещё хотелось узнать об этой войне? Запишите вопросы во вторую колонку.

Работаем с текстом учебника стр.139.

Если вам встретилась уже известная информация, отмечайте её знаком \/.

Если из текста вы узнаете что-то новое, ставьте знак +.


- Какую новую информацию вы получили из учебника? (Главное сражение с

французской армией произошло 7 сентября 1812 года у села Бородина,

недалеко от Москвы и закончилось победой русской армии.)

Постановка проблемы

- Почему же наши войска получили приказ отойти в тыл? Представьте себя на месте фельдмаршала Кутузова. Подумайте, почему, как ни тяжело было оставлять Москву, но всё же Кутузов отдал такой приказ? Давайте проверим эти предположения и прочитаем текст в учебнике на стр. 140 (первые два абзаца).

Работа с текстами

- Далее каждый ряд работает со своим текстом. За 5 минут вы должны прочитать текст, ответить на вопросы и рассказать своему товарищу о том, что узнали.

1 ряд – читает текст в учебнике на стр. 140 – 141 и готовит пересказ «Наполеон в Москве».

ВОПРОСЫ:

  1. С чем столкнулась армия французов в Москве?

  2. Чего ждал Наполеон от русских?

  3. Сколько времени пробыл Наполеон и его войско в Москве?

  4. Из-за чего французы вынуждены были покинуть Москву?

  5. Какой приказ отдал Наполеон при бегстве из Москвы?

  6. Почему Кремль устоял?

  7. Как уничтожались остатки французской армии?

  8. Сколько французских солдат осталось от великой армии Наполеона?


2 ряд - готовит рассказ о Наполеоне. (Приложение 3)

3 ряд – готовит рассказ о М. И. Кутузове. (Приложение 4)

Ответ «тройкой»: 1 ученик - отвечает, 2 ученик – дополняет, 3 ученик – задаёт вопросы остальным учащимся. За правильный ответ – ряд получает жетон. Если ребята затрудняются ответить, на вопрос отвечают дети, сидящие в ряду рассказчиков. По количеству жетонов подводятся итоги на самый внимательный ряд.

5. Физкультминутка

«Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию по груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение стимулирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

«Зоркие глазки» (для профилактики нарушения зрения): глазами нарисуйте по 6 кругов по часовой стрелке и против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.


« Самарский » пересказ

-Ребята, почему войну 1812 года назвали Отечественной?

Воевала вся страна, на территории Смоленской области действовали партизанские отряды. Сейчас вы узнаете об удивительном человеке, о командире первого армейского партизанского отряда Денисе Васильевиче

Давыдове.

Учитель читает текст и задаёт вопросы по содержанию. Ученики называют 6-7 опорных слов или словосочетаний, которые учитель записывает на доске. Первый раз прослушанный текст пересказывает ученик с хорошей памятью, затем текст пересказывают друг другу дети за партами, и ещё раз у доски пересказывается текст «слабым» учеником. (Приложение 5)


6. Проверка полученных знаний

- Проверить ваши знания об Отечественной войне 1812 года я хочу с помощью теста. (Приложение 6)


7. Подведение итогов

- Ребята, придя домой, вспомните всё услышанное на уроке и заполните третью колонку таблицы («Узнал») и четвёртую («Интересно»). На перемене можно рассмотреть выставку книг об Отечественной войне 1812 года. (Приложение 7) Я уверена, что в этих книгах вы сможете найти ответы на все интересующие вопросы.

На следующем уроке мы продолжим знакомство с героями войны 1812 года.


8. Домашнее задание: Стр.139- 141.

9. Рефлексия
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


КРОССВОРД




  1. Какой город стремились захватить польские захватчики?

  2. Кто тайно пустил поляков в Москву?

  3. Староста Нижнего Новгорода, призвавший собрать войско и освободить страну?

  4. Воевода, возглавивший войско народного ополчения.

  5. Крестьянин, который завёл отряд поляков в непроходимые болота.

  6. Автор музыкального произведения, посвящённого событиям 1613 года.

  7. Польский король, напавший на Русь.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ТАБЛИЦА ЗХУ




ЗНАЮ


ХОЧУ УЗНАТЬ


УЗНАЛ


ИНТЕРЕСНО






























ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Наполеон



Наполеон родился в Италии на острове Корсика в семье адвоката. Хотя семья имела дворянское происхождение, но жила очень бедно. В семье было 8 детей. В 10 лет отец отправил Наполеона учиться в военную школу во Францию. Из-за бедности Наполеону было очень трудно, и у него практически не было друзей. Но мальчик старался учиться. Очень любил математику. Затруднения вызывали иностранные языки. Но настойчивость помогла справиться и с этим. Успешно закончив самую лучшую военную школу во Франции, Наполеон начинает службу в чине младшего лейтенанта артиллерии.

Совершив государственный переворот, взял власть в свои руки и в 35 лет был прозглашён императором Франции.

К 1812 году завоевал почти все страны Европы. Собрал многонациональ-

ную армию в 600 тысяч человек и напал на Россию. После сокрушительного поражения, пытался покончить жизнь самоубийством и выпил яд. Но яд не подействовал. Наполеон вынужден был подписать отречение от престола.

Был сослан на остров Святой Елены в Тихом океане, где прожил 6 лет пленником англичан. Наполеон признавал, что война с Россией была его самой большой ошибкой. Похоронен в Париже, в доме Инвалидов.



ВОПРОСЫ:


  1. Кем по национальности был Наполеон?

  2. Как жила его семья?

  3. Сколько детей было в семье Наполеона?

  4. Где учился Наполеон?

  5. Самый любимый предмет Наполеона в школе?

  6. Как Наполеону удалось стать императором?

  7. Какой была армия Наполеона?

  8. Где провёл Наполеон остаток своей жизни?





ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Кутузов М. И.


Михаил Илларионович Кутузов родился в семье военного инженера. Мальчик рос любознательным, трудолюбивым, много читал. Военное образование получил в артиллерийско-инженерной школе. Участник войны с поляками, турками. В русско-турецкую войну воевал рядом с Суворовым. Был ранен в голову и потерял глаз. После победы над турками получил титул светлейшего князя и стал военным губернатором Санкт-Петербурга.

Во время Отечественной войны 1812 года царь Александр I назначил Кутузова командовать войсками. Полководцу шёл уже 67 год. Во время бородинского сражения, которое шло 15 часов, находился на поле боя, пока не утихла стрельба. После Бородинского сражения на военном совете Кутузов сказал: « Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит, и всю Россию». Всю ночь перед отступлением Кутузов не спал. Было слышно, как он ворочался в кровати, вздыхал и … плакал.

За военные успехи в борьбе с французами на Смоленщине был удостоен почётного титула князь Смоленский.

После освобождения России Кутузов тяжело заболел. Умер в 1813 году. Похоронен в Казанском соборе в Петербурге.


ВОПРОСЫ:


  1. В какой семье вырос Кутузов?

  2. Каким был мальчик в детстве?

  3. В каких войнах участвовал М. И. Кутузов?

  4. Рядом с каким другим великим полководцем он воевал?

  5. Сколько лет было Кутузову, когда он стал командовать русскими войсками в войне с Наполеоном?

  6. Где находился Кутузов во время Бородинского сражения?

  7. Почему Кутузов считал, что с потерей Москвы не потеряна Россия?

  8. За что Кутузов получил почётный титул князя Смоленского?








ПРИЛОЖЕНИЕ 5

«САМАРСКИЙ ПЕРЕСКАЗ»


Д. В. Давыдов.


Денис Васильевич Давыдов родился в Москве, в семье военного. Его отец командовал полком. С детства мальчика воспитывали в «суворовском духе».

Он спал на жёсткой постели, вставал с первыми петухами, обливался холодной водой. Ещё ребёнком Денис Давыдов был записан в полк, который нёс службу при дворе императора. Там Денис изучал военную историю, в совершенстве овладел французским языком, полюбил литературу и сам стал писать стихи.

Во время Отечественной войны 1812 года с разрешения командования организовал первый армейский партизанский отряд. Отряд, состоявший из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии в районе Гжатска (Гагарин) и Вязьмы. Во время одной из операций отрядом Дениса Давыдова было взято в плен свыше 2000 французов. Во время войны он ведёт «Дневник партизанских действий 1812 года».

Денис Давыдов известен также как поэт и военный писатель, создатель жанра «Гусарской лирики».


ВОПРОСЫ:


  1. В какой семье родился Д. Давыдов?

  2. Как воспитывали мальчика в детстве?

  3. Где прошло детство Давыдова?

  4. Чем занимался мальчик на военной службе?

  5. Как прославился Давыдов на войне 1812 года?

  6. Из кого состоял отряд Дениса Давыдова?

  7. Где действовал партизанский отряд?

  8. Какое наибольшее количество французов им удалось взять в плен?

  9. Чем ещё известен Денис Давыдов?



ОПОРНЫЕ СЛОВА:

Семья военного, суровое детство, жизнь в полку, партизанский отряд, операция, дневник, поэт и писатель.




ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ТЕСТ


  1. Кем был назначен Кутузов, когда началась война 1812 года?

а) командовать полком

б) командовать конницей

в) главнокомандующим русской армией


2) Сколько лет было Кутузову, когда он принял командование? а) 42 б) 67 в) 58


  1. Почему Кутузов отдал приказ оставить Москву?

а) армии требовалась передышка и пополнение боеприпасов

б) не могли остановить наступление французов

в) не осталось в живых ни одного защитника


  1. За что Кутузов получил титул светлейшего князя Смоленского?

а) родился в Смоленске

б) похоронен в Смоленске

в) за успешные боевые действия на Смоленщине


  1. Кто был Наполеон по национальности?

а) француз б) итальянец в) испанец


  1. Какой была армия Наполеона?

а) состояла из французов

б) состояла из французов и итальянцев

в) была многонациональной


  1. Почему Наполеон бежал из Москвы?

а) мучил голод и холод

б) за новыми войсками

в) заболел


  1. Как прославился Денис Давыдов в войне 1812 года?

а) организовал партизанский отряд

б) придумал хитрый военный план

в) взял в плен Наполеона

  1. Где действовал отряд Давыдова?

а) в Рославле б) в Рудне в) в Гжатске и Вязьме



ПРИЛОЖЕНИЕ 7


КНИГИ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА


  1. Алексеев М. Наш человек в Париже. Как секреты Наполеона

становились достоянием Петербурга.

  1. Алексеев С. Рыжик.

  2. Балязин В. Н. Фельдмаршал Барклай.

  3. Барков А. Денис Давыдов.

  4. Барков А. Неукротимый партизан.

  5. Брагин М. В грозную пору 1812 года

  6. Лермонтов М. Ю. Бородино

  7. Орлик О. В. Гроза двенадцатого года.

  8. Сергиенко К. Бородинское пробуждение.

10) Стрелкова И. Во славу Отечества.

11) Тартаковский А. Г. Военная публицистика 1812 года.

12) Недаром помнит вся Россия … Сборник / сост. Левченко В. Г., Володин В. В. /

13) Герои 1812 года /Москва « Молодая гвардия » 1987 г. /

14) Отважный сын России: О Денисе Давыдове.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Автор: Артамонова Наталья Петровна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война1812 года" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-otiechiestviennaia-voina1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "175771"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424323698"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему: "Отечественная война 1812 года"."
    ["seo_title"] => string(54) "konspekt_uroka_na_temu_otechestvennaia_voina_1812_goda"
    ["file_id"] => string(6) "611671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660312956"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Отечественная война 1812 года""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_otiechiestviennaia_voina_1812_ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "417692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495462612"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Страницы истории". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-stranitsy-istorii-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "226932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440523076"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства