kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Окружающего мира г. Пикалево

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Значение кровеносной системы. Кровь.»

Цель: формировать представление, что такое кровь, ее особенности и состав.

Задачи:

 

Образовательная:

  • создать условия для формирования у учащихся новых понятий: что такое кровь, ее особенности, состав; дать первоначальные сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи строения и функций;
  •  доказать важнейшую роль крови в поддержании внутренней среды организма и в регуляции работы внутренних органов.

Развивающая:

  • развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение), интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация)

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, укреплять гигиенические навыки

 

Оборудование: компьютер, проектор, наглядный материал, карточки для учащихся, медицинская аптечка, учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Мы и окружающий мир 4 класс/ часть 2.- М.: Учебная литература, 2004. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Окружающего мира г. Пикалево »

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе



Тема урока: «Значение кровеносной системы. Кровь.»

Цель: формировать представление, что такое кровь, ее особенности и состав.

Задачи:



Образовательная:

  • создать условия для формирования у учащихся новых понятий: что такое кровь, ее особенности, состав; дать первоначальные сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи строения и функций;

  • доказать важнейшую роль крови в поддержании внутренней среды организма и в регуляции работы внутренних органов.

Развивающая:

  • развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение), интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация)

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, укреплять гигиенические навыки



Оборудование: компьютер, проектор, наглядный материал, карточки для учащихся, медицинская аптечка, учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Мы и окружающий мир 4 класс/ часть 2.- М.: Учебная литература, 2004.





Дата: 18. 02. 2014 г.



Структура урока.

1. Организационный момент.(2 мин.)

2. Постановка проблемы. Актуализация знаний(3мин.)

3. Изучение нового материала.(7мин.)

4. Самостоятельная работа учащихся в группах по открытию новых знаний (10мин.)

5. Физкультминутка(2мин.)

6. Первичное понимание, закрепление.(10мин.)

7. Работа по учебнику.(5мин.)

8. Дополнительный материал. Это интересно(2мин.).

9.Практическая работа.(3мин.)

10. Рефлексия.(1мин.)



































Ход урока.

п/п

Основные этапы урока

Оптимальное содержание деятельности учителя и ученика на каждом этапе урока

Приложение

I.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня солнечная погода! Пусть работа будет вам в радость и день пройдёт удачно!

Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света ЧЕЛОВЕКА. Белинский говорил: “ Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм-это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод”. Чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться на уроке, и на следующих уроках.



II.

Постановка проблемы. Актуализация знаний.


Учитель. Во вторник утром во всей школе царила тишина, и вдруг из 4 «Б» класса донесся страшный крик. Что случилось? Это Павлик, вместо того, чтобы внимательно слушать, строгал что-то под партой и раз…! резанул себе палец. Кровь так и полилась струей. Хотя, обычно Павлик ходит герой героем, на этот раз он завопил: «Спасите!» Вид крови привел его в ужас, видно, он решил, что изойдет кровью и, того и гляди, умрет. Однако от небольшого пореза не умирают. Достаточно обработать ранку и все заживет. Павлик порезал палец. Ленка разбила коленку. Петр поцарапал нос. Мишка ободрал локоть. Палец, колено, нос, локоть…Из каждого раненого места течет кровь. Как это так? Где же тогда находится кровь в нашем теле? Неужто повсюду?

Вопрос детям: А вы как думаете?

1-ый ученик: Я думаю, что кровь в нашем организме находится в сосудах, по которым она течёт.

2-ой ученик: Кровь идёт через сердце по всему нашему организму.

3-ий ученик: Кровь находится в венах.





III.

Изучение нового материала.


Учитель: Посмотрите внимательно на свое запястье. Что вы видите?

1-ый ученик: Я вижу вены.

2-ой ученик: Синенькие сосуды.

3-ий ученик: Я вижу как пульсирует кровь

Одинаковые ли они по размеру?

1-ый ученик: Одни толще, другие тоньше)

Учитель: Это кровеносные сосуды – вены, еще есть артерии и капилляры.

Учитель: Очень давно люди считали, что кровь бывает голубая и красная. Даже существовало образное выражение «Люди с голубой кровью» - короли, принцы, князья, те, кто богаты.

- Как вы думаете есть ли люди с голубой кровью? Кто они?

1-ый ученик: Считаю, что людей с голубой кровью нет, т.к. кровь всегда красная.

2-ой ученик: Думаю, что если бы такие люди были, то они были синими.

3-ий ученик: Люди с голубой кровью – это люди, у которых кровь красная, но они отличаются от всех положением в обществе как короли, принцы.

4-ый ученик: У меня на руках вены синие. Может быть там голубая кровь?

Учитель: Это понятие пришло к нам из Испании, где крестьяне отличались от богатых загорелой кожей на руках. И вены не так выделялись, как на белых незагорелых руках неработающих богачей. У них голубые жилки хорошо были видны. Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы убедились какого же цвета на самом деле кровь.

Учитель: Вот сегодня я и приглашаю вас в путешествие по царству, которое называется «Кровь».

- А что вы можете сказать о крови?

1-ый ученик: Кровь – это жидкость, ведь когда поранишься, она вытекает из ранки.

2-ой ученик: Кровь красного цвета.

3-ий ученик: Без крови человек не мог бы существовать. Я знаю, что она разносит питательные вещества и кислород по всему организму.

Сообщение учителя: Еще с давних времен люди заметили, что кровь имеет огромное значение для человека. Они не знали ни законов движения, ни состава, ни свойств крови, но часто наблюдали, как раненое животное или человек, потерявшие много крови, умирали. Жизнь покидала их вместе с уходящей кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что в крови заключается жизненная сила. Человеческий ум всегда пытался разгадать тайну крови. И происходило это столетиями.

Знаменитый врач древности Гиппократ считал, что в сердце содержится поступающая из воздуха некая жизненная сила – пневма.

Римский врач Клавдий Гален считал, что кровь образуется в печени, а органы поглощают кровь.

И только в 1628 году английский ученый Уильям Гарвей обобщил свои исследования, которые проводил в течение 30 лет и первым описал, как двигается кровь по организму. Именно он первым открыл, что кровь передвигается по сосудам.































































IV.

Самостоятельная работа учащихся в группах по открытию новых знаний

Учитель: В любом царстве есть жители. Я предлагаю вам познакомиться с ними.

- Кто же населяет наше царство? (дети читают названия)

_ Что способствует передвижению жителей по царству?

1-ый ученик: Жидкость, которая называется «плазма».

Учитель: Плазма способствует передвижению эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов по царству «Кровь». Она прозрачная, желтоватая, солоноватая жидкость, которая состоит из воды и растворенных в ней веществ.

Учитель: Я предлагаю вам стать жителями царства. Чтобы стать настоящими жителями, надо знать его законы и свои функции. Это вы узнаете, изучив документы, которые я вам выдам. А после их изучения вы расскажете о своей жизни в царстве.

Я предлагаю вам разделиться на три государства: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. (учащиеся делятся на 3 группы, учитель выдает «документы»)

Дети читают в группах о клетках крови и готовят своё сообщение, учитель контролирует работу каждой группы.


















V.

Физкультминутка

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).

VI.

Первичное понимание, закрепление.

Учитель: Итак, 1 группа, вам слово. (учащиеся выходят к доске и делают сообщение)

Дети: Эритроциты – это красные кровяные тельца. Их больше всего среди клеток крови. Эритроциты имеют вид сплющенной шайбы. Они содержат гемоглобин, который придает им красноватую окраску. Благодаря ему эритроциты участвуют в газообмене: гемоглобин необходим для транспорта кислорода и удаления углекислого газа из тканей. Эритроциты принимают участие в ряде обменных процессов. Образуются эритроциты в красном костном мозге и существуют 100-120 суток. Ежедневно вместо погибших образуется до 300 миллиардов новых эритроцитов. Характерным свойством их является способность “склеиваться” друг с другом. При повышенном образовании подобных соединений появляется угроза появления тромбов в сердечно-сосудистой системе. Красные шарики крови заняты очень важным делом. Это они забирают в легких кислород, а затем передают его всем клеточкам тела человека и его органам.

Учитель: Дети из других государств, что вы узнали о жизни соседей?

1-ый ученик: Эритроциты – это красные кровяные тельца. Они имеют вид сплющенной шайбы.

2-ой ученик: Эритроциты принимают участие в ряде обменных процессов. Они образуются в красном костном мозге и существуют 100-120 суток.

3-ий ученик: Они имеют свойство склеиваться друг с другом. Это страшно, тк образуются тромбы, закрывающие сосуды и мешающие движению крови.

Учитель: 2 группа, вам слово:

Лейкоциты – это белые клетки крови. В отличие от эритроцитов лейкоциты - это активные клетки, способные самостоятельно передвигаться, проникать сквозь стенки кровеносных сосудов, перемещаться между клетками различных тканей. Форма их непостоянна. Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Многие из них в 2-3 раза крупнее красных кровяных телец – эритроцитов. Лейкоциты при необходимости легко покидают кровь и углубляются в ткани тела навстречу проникшим туда микроорганизмам. Каждый лейкоцит способен «проглотить» до 20 микроорганизмов. Они обволакивают болезнетворных микробов, переваривают их и убивают. Живут они 2-4 дня. Лейкоциты человека образуются в красном костном мозге. Они выполняют защитную функцию, являясь частью иммунной системы организма.





Учитель: Дети из других государств, что вы узнали о жизни соседей?

1-ый ученик: Лейкоциты – это белые клетки крови, способные самостоятельно передвигаться, проникать сквозь стенки кровеносных сосудов,перемещаться между клетками различных тканей.

2-ой ученик: Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Они при необходимости легко покидают кровь и углубляются в ткани тела навстречу проникшим туда микроорганизмам

3-ий ученик: Лейкоциты человека образуются в красном костном мозге. Они выполняют защитную функцию, являясь частью иммунной системы организма.

Учитель: 3 группа, вам слово:

Тромбоциты – это кровяные пластинки. Тромбоциты не имеют клеточного ядра и представляют собой скопления маленьких гранулированных клеток с грубой оболочкой. Ученые полагают, что большинство этих телец образуется из фрагментов гигантских клеток красного костного мозга. Когда они разрушаются, выделяется белок тромбопластин, играющий ведущую роль в процессе свертывания крови и играющий важную роль в остановке кровотечений. Как правило, тромбоциты «ходят строем», в количестве от 3 до 10 штук. Продолжительность их жизни – 5-7 дней.

Учитель: Дети из других государств, что вы узнали о жизни соседей?

1-ый ученик: Тромбоциты – это кровяные пластинки. Они не имеют клеточного ядра и представляют собой скопления маленьких гранулированных клеток с грубой оболочкой.

2-ой ученик: Большинство этих телец образуется из фрагментов гигантских клеток красного костного мозга.

3-ий ученик: Тромбоциты «ходят строем», в количестве от 3 до 10 штук. Продолжительность их жизни – 5-7 дней.

Учитель: Спасибо! Молодцы! Вы прекрасно поработали.

Учитель: Какую же роль играет кровь?

  • Кровь – снабженец







  • Кровь – защитник





  • Кровь – кондиционер





  • Кровь – транспортировщик







Учитель: Из чего же состоит наша кровь?

1-ый ученик: Кровь состоит из эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

2-ой ученик: А все эти элементы находятся в плазме.

































































































































\












VII.

Работа по учебнику

Учитель: Итак, мы познакомились с жителями нашего царства. А как вы думаете, какова численность эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Давайте это узнаем из учебника. Откройте учебник на странице 35 и прочитайте последние два абзаца.

(Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Мы и окружающий мир 4 класс/ часть 2.- М.: Учебная литература, 2004)






VIII.

Дополнительный материал. Это интересно

Учитель: Знаете ли вы, что ...
– в крови 35 миллиардов лейкоцитов, 1250 миллиардов тромбоцитов и 25 000 миллиардов эритроцитов. Если все лейкоциты выложить в ряд, получится линия, длиной 525 км, если выложить в ряд тромбоциты – 2500 км (расстояние от Парижа до Москвы), а эритроциты – 175 000 км (4 раза можно опоясать земной шар);
- А за 26 секунд кровь успевает обежать весь организм!


IX.

Практическая работа.

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?



Учитель: Считаете ли полученные на уроке сведения важными для вас?

1-ый ученик: Кровь играет важную роль, её нужно беречь.

2-ой ученик: Иначе мы можем умереть от недостатка крови и от разных заболеваний.

Учитель: Большая потеря крови грозит нашему организму серьёзными проблемами. Поэтому надо уметь оказывать себе первую медицинскую помощь.

Представьте, что вы дома одни и случайно поранили палец.

Учитель: Что вы будете делать?

Ученик: Я найду медицинскую аптечку.

Учитель: Вот вам медицинская аптечка. Что вы будете дальше делать?

Ученик: Я возьму бинт, зелёнку, перекись водорода и йод.

Учитель: Все согласны?

Дети: Нет. Зелёнка не нужна.

Учитель: А как правильно оказать себе помощь?

Ученик: Перекисью водорода обрабатываю рану, края ранки смазываю йодом. Затем забинтую или заклею лейкопластырем.

(Ученик выполняет практическую работу).







X.

Рефлексия.

Учитель: За вашу дружную работу я вам хочу вручить сюрпризы с намеком.

(Вручаются шарики разного цвета: красные, желтые, фиолетовые).

- Спасибо за урок!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока Окружающего мира г. Пикалево

Автор: Архипова Лариса Ивановна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства