Провести наблюдения за зимними изменениями в неживой природе;систематезировать и обогатить знания о природных связях;воспитывать любовь к природе.;систематезировать и обогатить знания о природныхсвязях;воспитывать любовь к природе.Учащиеся научаться наблюдать за зимними природными явлениями;проводить исследование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окр.мира "Неживая природа зимой" »
Тема: Неживая природа зимой.
Задачи: Совершенствовать знания учеников о характерных признаках зимы, о зимних явлениях в неживой природе;
Расширять знания детей о зимних природных явлениях;
Учить сравнивать, делать выводы;
Учить видеть прекрасное в окружающей природе;
Развивать речь воспитанников, логическое мышление, наблюдательность;
Воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: фланелеграф, дидактический материал для дыхания, раздаточный материал: иллюстрации с изображением времен года, видеофильм «Времена года», иллюстрации «Изморозь», «Иней», «Сосульки», сюжетная картинка «зимние забавы детей».
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Какие изменения в неживой природе произошли осенью?
Как эти изменения повлияли на жизнь растений?
Какова связь между температурой воздуха, изменениями в жизни растений и жизнью диких животных?
Индивидуальная работа.
Работа с раздаточным материалом:
Выберите иллюстрации, на которых изображены признаки осени.
В тексте пропущены слова, подумайте и заполните пропуски.
Осенью солнце греет не так, как .... С каждым днем становится все .... Небо все чаще заволакивают ..., ... облака. Часто моросит ..., ... дождь, а иногда вместе с дождем идет .... Дует ... ветер. Птицы собираются в ... и улетают ... края. На деревьях ... листья.
Сегодня на уроке мы познакомимся с признаками зимы в неживой природе. Будем учиться делать выводы, анализировать, правильно выражать свои мысли в речи. А чтобы достичь хороших результатов вы должны быть предельно внимательными, уметь слушать учителя и своих одноклассников ив случае необходимости придти на помощь.
Физкультминутка и логоминутка.
Вечер зимний в небе зимнем звезды синие зажег,
Ветви сыплют синий иней на подсиненный снежок.
(Короткий день, длинная ночь, резкое понижение температуры ночью, сильный холодный ветер).
В декабре продолжает понижаться температура воздуха, что связано с влиянием холодных ветров, которые дуют с Арктики. 22 декабря - это день зимнего солнцестояния. (Запись на доске и в тетради). В эти сутки самая длинная ночь и самый короткий день.
А в этой загадке, о каком месяце говорится?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду-упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица, Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
Январь в народе называют студень, ледень. Это коренной месяц зимы. В это время деревья надевают красивый наряд пушистой изморози.
(Иллюстрация «Дерево в изморози»), (Словарные слова вывешиваются на доску).
Изморозь чаще бывает при тумане, слабом ветре, низкой температуре. В холодном воздухе влага находится в виде мелких кристалликов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нем. Невидимые для глаз человека, кристаллики льда возникают пушистой бахромой на тонких ветках деревьев как прямо из мороза, потому-то и назвали эти пушистые иголочки изморозью (из мороза).
Январь - самый холодный месяц в нашей области. Сибирские морозы во все времена были крутыми, а январские - их студеная вершина.
С каким зимним явлением познакомились?
А этот месяц в Древней Руси называли снежень, кружень - за колючие ветра, за лихие вьюги. Ветры в феврале холодом секут. Отсекает февраль зиму. Стареет зима, но еще лютует. Самая низкая температура воздуха в нашей области за последние 50 лет была зарегистрирована в Тисуле 5 февраля 2001 года - минус 53 градуса.
О каком месяце идет речь?
Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон. День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Послушайте стихотворение, которое прочитает Шалмина Юля. Подумайте, о каком явлении неживой природы говорится в нем.
Буря мглою небо кроет, 1.1— руки вверх - в стороны; 2 - полуприсед, руки за голову; 3 - тоже, что и на счет 1; 4 - то же, что и на счет 2.
2. 1 - наклон вправо, руки вверх; 2 - выпрямиться; 3 - наклон влево, руки вверх; 4 - выпрямится.
О каком времени года рассказывает автор в этом кинофильме?
Почему так решили?
Послушайте стихотворение. Устно нарисуй картину, которую представили при прослушивании.
Придет неслышными шагами, Незримой стужею дохнет
И, все вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерет:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?
Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера, реки.
(Иллюстрация «Зимой»),
О каких основных признаках говорится в стихотворении? (Снег, почва, реки, мороз).
Сколько календарных месяцев длится зима?
Постарайтесь отгадать загадку? О каком зимнем месяце идет речь?
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни кого - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем новый год.
(Названия месяцев прикрепляются на фланелеграф).
На доске слова: студень, снежень, зимовей, зазимник.
Как вы думаете, за что народ так называл декабрь? (За длительную стужу, лютые морозы).
Об этом месяце народ говорит: «тепло из глаз течет», т.е. мороз прошибает до слез.
Короток декабрьский день. Кажется, только миновал полдень, а уже ползут неумолимо серые сумерки. Вот уже и необычайно яркие в ледяном воздухе первые звезды вспыхнули на небосклоне, мороз к ночи начал крепчать. Тревожным шепотом прошумел резкий порыв ветра.
Вихри снежные крутя:
То, как зверь она завоет. То заплачет, как дитя...
Выполним упражнение, которое поможет вам ответить на вопрос. Упражнение с снежинками: сделали глубокий вдох и плавный длительный выдох на снежинки, губы в «трубочку».
Что произошло с снежинками?
Какое явление мы попытались изобразить?
Метель - выпадение снега при сильном ветре. Сухой, пушистый снег легко переносится ветром. Бывает, что и без снегопада сильный ветер поднимает тучи снежинок с земли, закружит, и не поймешь, то ли снег сверху, то ли с земли. Если разыгралась сильная метель да пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. В разных местах ее называют по-разному: буран, пурга. Сквозь снежную пелену днем, как в густом тумане, ничего не видно. Такое «помутнение» воздуха от снежинок называют снежной мглой.
Какое есть еще название у погоды, когда летит снег по ветру? Вьюга.
А когда ветер подхватывает снег с одного места и переносит на другое.
Посмотрите, как точно народ назвал это природное явление летит по земле - поземка.
Итак, основной признак зимы - снег. Дополните запись:
Снег -снегопад, ..., ..., ....
Февраль - перелом зимы. В солнечный день снег на крышах тает - начинается капель. Натекая друг на друга и замерзая в холодном воздухе, капельки стаявшего снега образуют сосульки. (Иллюстрация).
Во время оттепели снег становится мокрый и липкий. Ночью намокший снег замерзает. На плотном снежном покрове образуется корка льда - гололедица.
Зарядка для глаз.
Занятия на офтальмологическом тренажере.
Закрепление.
Работа с экологическим букварем.
Наступила волшебница-зима. В воздухе кружатся легкие снежинки. На крышах домов лежит снег. Деревья стоят в снежном уборе. Снег укрыл землю снежным покрывалом. Ребята лепят снежную бабу.
Итог урока.
Прочитайте и выберите явления, характерные для неживой природы зимой.