Урок 17. Вера буддистов (ОРКСЭ)
Цели и задачи урока:
- научить учащихся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей;
- способствовать формированию мотиваций к осознанному нравственному поведению, воспитанию ответственности за свои поступки;
- учить детей работать в группах, умение обсуждать, оценивать результаты работы групп, овладевать навыками анализа, обобщения; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Средства наглядности: электронное приложение, предметные картинки, словарь, слайды.
Основные термины и понятия: карма, раскаяние
Виды деятельности: беседа, игра, работа по группам, участие в учебном диалоге, составление словаря понятий.
Ход урока
I Организация деятельности учащихся.
II Актуализация знаний.
1. Игра «Рыбалка» (словарная работа на повторение: на изображениях рыбок прикреплены карточки с понятиями по предыдущим темам. Учащиеся «ловят» рыбок с прикреплёнными к ним карточками терминов и понятий, объясняют значения слов).
Понятия: Будда, христианство, ислам, отшельник, медитация, дерево бодхи, пали, санскрит, «Трипитака», «Ганджур», «Сутра-питака», «Виная-питака», «Абхидхарма-питака».
2. Работа по рубрике « Вопросы и задания».
-Кто является основоположником буддизма?
-В каких странах развита буддийская вера? В России люди какой национальности исповедуют буддизм?
III Новая тема.
1. Объяснение учителя о блуждании в « Колесе Сансары». Работа по схеме на доске «6 миров «сансары».
Буддисты говорят, что в зависимости от преобладающей мешающей эмоции, после смерти, мы перерождаемся в одном из шести миров:
1. Гордость ведет к перерождению в мире богов. Они чувствуют себя очень хорошо, живут очень долго и у них всего лишь одна проблема: непостоянство. Их приятное состояние проходит, когда, в конце концов, исчерпана хорошая карма.
2. Ревность приводит к перерождению в мире полубогов. У них тоже довольно приятное существование, но они завидуют тому, что имеют боги, и поэтому постоянно пытаются отвоевать их богатства и находятся в состоянии вражды.
3. Желание приводит к перерождению в мире людей. У людей смешанная карма. Они переживают страдание рождения, болезни, старости и смерти, но в зависимости от кармы имеют в разном объеме избыток и сочувствие.
4. Глупость, безразличие и неведение ведут к перерождению в сфере животных. Животные поедают других животных или поедаются ими.
5. Зависть ведет к перерождению в мире голодных духов. Эти существа невыразимо страдают. Они воспринимают себя с огромным животом и настолько тонкой шеей, что невозможно ничего проглотить.
6. И, наконец, гнев приводит к перерождению в мире паранойи или адских существ. Эти существа страдают еще сильнее. Они ощущают, что горят или замерзают заживо, и это длится беспрерывно.
Физкультминутка.
2. Разъяснения символа "Колесо Сансары" данные Еше Лодой Ринпоче. Начните же путь свой и изгоните неведение,
на стезю учения Будды вступив.
Словно слон тростниковую хижину,
сокрушите Ямараджу - Владыку Смерти.
Тот, кто бдительно охраняет нравственность
и следует этому учению о подчинении ума,
сможет оставить круг перерождений
и прийти к окончанию всех страданий.
С помощью этого символа "Колесо Сансары" можно разъяснять ущербность круга перерождений и благие качества обретения освобождения. Изображение называется "Колесо Сансары", потому что оно ясно учит нас тому, чем является сансара.
3. Работа в группах (группы получают задания, работают по учебнику и словарю)
группа: рассказать, в чём заключается перерождение.
группа: рассказать, что такое карма.
группа: рассказать о состоянии раскаяния
4. Работа в тетрадях (записать краткие понятия)
Асуры - (санскрит, пали) - персонажи индийской мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за что и получили своё название - «асура» означает «небоги».
«Карма» - закон причины и следствия. Каждый поступок человека имеет свои последствия: хорошие последствия - добрый поступок, плохие последствия - дурной. Все наши действия - и мысли, и слова, и поступки - чем-то вызваны и имеют определенные следствия. Какие ты сегодня совершал действия? (открыл форточку - проветрил класс, поздоровался с учителем, с одноклассниками - проявил вежливость, заварил чай маме - забота и т.д. Вы назвали причины своих действий. Буддисты убеждены, в мире нет безответных действий. Результат может сказаться сразу или через некоторое время. Порой из-за неправильных действий родителей или других предков страдают их дети и внуки. Если человек живет осознанно, в гармонии с природой, отдельными людьми и человечеством в целом, то своими хорошими мыслями и поступками он накапливает хорошую карму. И наоборот: « Не существует места на земле, или на небе, или под водой, также нет такого в недрах гор, где бы злое действие не принесло страдания породившего его», (из «Дхаммапады»).
Сансара и нирвана – два важных понятия в буддизме. Сансара означает несвободное, обусловленное состояние ума, Нирвана – освобожденное. Можно было бы предположить, что речь идет о двух разных местах или мирах, на самом же деле различается только образ восприятия. Время и место могут быть при этом одними и теми же.
IV Закрепление.
1. Буддийская притча (обсуждение).
2. Тренажер «Что посеешь, то и пожнешь».
3. «Кесн гем эзэн темцдг» (Калмыцкая пословица).
(Добрые дела принесут счастье, не благие - страдания)
V Домашнее задание: стр.128-133 читать; ответить на вопросы; подобрать пословицы и поговорки, говорящие о причинно-следственной связи.