kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Вера буддистов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 17. Вера буддистов (ОРКСЭ)

Цели и задачи урока:

- научить учащихся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей;

- способствовать формированию мотиваций к осознанному нравственному поведению, воспитанию ответственности за свои поступки;

- учить детей работать в группах, умение обсуждать, оценивать результаты работы групп, овладевать  навыками анализа, обобщения; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Средства наглядности: электронное приложение, предметные картинки, словарь, слайды.

Основные термины и понятия: карма, раскаяние

Виды деятельности: беседа, игра, работа по группам, участие в учебном диалоге, составление словаря понятий.

Ход урока

I     Организация деятельности учащихся.

II      Актуализация знаний.

1. Игра «Рыбалка» (словарная работа на повторение: на изображениях рыбок прикреплены карточки с понятиями по предыдущим темам. Учащиеся «ловят» рыбок с прикреплёнными к ним карточками терминов и понятий, объясняют значения слов).

Понятия: Будда, христианство, ислам, отшельник, медитация, дерево бодхи, пали, санскрит, «Трипитака», «Ганджур», «Сутра-питака», «Виная-питака», «Абхидхарма-питака».

2. Работа по рубрике « Вопросы и задания».

-Кто является основоположником буддизма?

-В каких странах развита буддийская вера? В России люди какой национальности исповедуют буддизм?

III  Новая тема.

1. Объяснение учителя о блуждании в « Колесе Сансары». Работа по схеме на доске «6 миров «сансары».

 

Буддисты говорят, что в зависимости от преобладающей мешающей эмоции, после смерти, мы перерождаемся в одном из шести миров:

 1. Гордость ведет к перерождению в мире богов. Они чувствуют себя очень хорошо, живут очень долго и у них всего лишь одна проблема: непостоянство. Их приятное состояние проходит, когда, в конце концов, исчерпана хорошая карма.

2. Ревность приводит к перерождению в мире полубогов. У них тоже довольно приятное существование, но они завидуют тому, что имеют боги, и поэтому постоянно пытаются отвоевать их богатства и находятся в состоянии вражды.

 3. Желание приводит к перерождению в мире людей. У людей смешанная карма. Они переживают страдание рождения, болезни, старости и смерти, но в зависимости от кармы имеют в разном объеме избыток и сочувствие.

 4. Глупость, безразличие и неведение ведут к перерождению в сфере животных. Животные поедают других животных или поедаются ими.

 5. Зависть ведет к перерождению в мире голодных духов. Эти существа невыразимо страдают. Они воспринимают себя с огромным животом и настолько тонкой шеей, что невозможно ничего проглотить.

 6. И, наконец, гнев приводит к перерождению в мире паранойи или адских существ. Эти существа страдают еще сильнее. Они ощущают, что горят или замерзают заживо, и это длится беспрерывно.

Физкультминутка.

2. Разъяснения символа "Колесо Сансары" данные Еше Лодой Ринпоче. Начните же путь свой и изгоните неведение,

на стезю учения Будды вступив.

Словно слон тростниковую хижину,

сокрушите Ямараджу - Владыку Смерти.

Тот, кто бдительно охраняет нравственность

 и следует этому учению о подчинении ума,

 сможет оставить круг перерождений

 и прийти к окончанию всех страданий.

 

 

С помощью этого символа "Колесо Сансары" можно разъяснять ущербность круга перерождений и благие качества обретения освобождения. Изображение называется "Колесо Сансары", потому что оно ясно учит нас тому, чем является сансара.

3.  Работа в группах (группы получают задания, работают по учебнику и словарю)

группа: рассказать, в чём заключается перерождение.

группа: рассказать, что такое карма.

группа: рассказать о состоянии раскаяния

4. Работа в тетрадях (записать краткие понятия)

Асуры - (санскрит, пали) - персонажи индийской мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за что и получили своё название - «асура» означает «небоги».

«Карма» - закон причины и следствия. Каждый поступок человека имеет свои последствия: хорошие последствия - добрый поступок, плохие последствия - дурной. Все наши действия - и мысли, и слова, и поступки - чем-то вызваны и имеют определенные следствия. Какие ты сегодня совершал действия? (открыл форточку - проветрил класс, поздоровался с учителем, с одноклассниками - проявил вежливость, заварил чай маме - забота и т.д. Вы назвали причины своих действий. Буддисты убеждены, в мире нет безответных действий. Результат может сказаться сразу или через некоторое время. Порой из-за неправильных действий родителей или других предков страдают их дети и внуки. Если человек живет осознанно, в гармонии с природой, отдельными людьми и человечеством в целом, то своими хорошими мыслями и поступками он накапливает хорошую карму. И наоборот: « Не существует места на земле, или на небе, или под водой, также нет такого в недрах гор, где бы злое действие не принесло страдания породившего его», (из «Дхаммапады»).

Сансара и нирвана – два важных понятия в буддизме. Сансара означает несвободное, обусловленное состояние ума, Нирвана – освобожденное. Можно было бы предположить, что речь идет о двух разных местах или мирах, на самом же деле различается только образ восприятия. Время и место могут быть при этом одними и теми же.

IV   Закрепление.

1. Буддийская притча (обсуждение).

2. Тренажер «Что посеешь, то и пожнешь».

3. «Кесн гем эзэн темцдг» (Калмыцкая пословица).

(Добрые дела принесут счастье, не благие - страдания)

V  Домашнее задание: стр.128-133 читать; ответить на вопросы; подобрать пословицы и поговорки, говорящие о причинно-следственной связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Вера буддистов" »

Урок 17. Вера буддистов (ОРКСЭ)

Цели и задачи урока:

- научить учащихся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей;

- способствовать формированию мотиваций к осознанному нравственному поведению, воспитанию ответственности за свои поступки;

- учить детей работать в группах, умение обсуждать, оценивать результаты работы групп, овладевать навыками анализа, обобщения; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Средства наглядности: электронное приложение, предметные картинки, словарь, слайды.

Основные термины и понятия: карма, раскаяние

Виды деятельности: беседа, игра, работа по группам, участие в учебном диалоге, составление словаря понятий.

Ход урока

I Организация деятельности учащихся.

II Актуализация знаний.

1. Игра «Рыбалка» (словарная работа на повторение: на изображениях рыбок прикреплены карточки с понятиями по предыдущим темам. Учащиеся «ловят» рыбок с прикреплёнными к ним карточками терминов и понятий, объясняют значения слов).

Понятия: Будда, христианство, ислам, отшельник, медитация, дерево бодхи, пали, санскрит, «Трипитака», «Ганджур», «Сутра-питака», «Виная-питака», «Абхидхарма-питака».

2. Работа по рубрике « Вопросы и задания».

-Кто является основоположником буддизма?

-В каких странах развита буддийская вера? В России люди какой национальности исповедуют буддизм?

III Новая тема.

1. Объяснение учителя о блуждании в « Колесе Сансары». Работа по схеме на доске «6 миров «сансары».

Буддисты говорят, что в зависимости от преобладающей мешающей эмоции, после смерти, мы перерождаемся в одном из шести миров:

1. Гордость ведет к перерождению в мире богов. Они чувствуют себя очень хорошо, живут очень долго и у них всего лишь одна проблема: непостоянство. Их приятное состояние проходит, когда, в конце концов, исчерпана хорошая карма.

2. Ревность приводит к перерождению в мире полубогов. У них тоже довольно приятное существование, но они завидуют тому, что имеют боги, и поэтому постоянно пытаются отвоевать их богатства и находятся в состоянии вражды.

3. Желание приводит к перерождению в мире людей. У людей смешанная карма. Они переживают страдание рождения, болезни, старости и смерти, но в зависимости от кармы имеют в разном объеме избыток и сочувствие.

4. Глупость, безразличие и неведение ведут к перерождению в сфере животных. Животные поедают других животных или поедаются ими.

5. Зависть ведет к перерождению в мире голодных духов. Эти существа невыразимо страдают. Они воспринимают себя с огромным животом и настолько тонкой шеей, что невозможно ничего проглотить.

6. И, наконец, гнев приводит к перерождению в мире паранойи или адских существ. Эти существа страдают еще сильнее. Они ощущают, что горят или замерзают заживо, и это длится беспрерывно.

Физкультминутка.

2. Разъяснения символа "Колесо Сансары" данные Еше Лодой Ринпоче. Начните же путь свой и изгоните неведение,

на стезю учения Будды вступив.

Словно слон тростниковую хижину,

сокрушите Ямараджу - Владыку Смерти.

Тот, кто бдительно охраняет нравственность

и следует этому учению о подчинении ума,

сможет оставить круг перерождений

и прийти к окончанию всех страданий.



С помощью этого символа "Колесо Сансары" можно разъяснять ущербность круга перерождений и благие качества обретения освобождения. Изображение называется "Колесо Сансары", потому что оно ясно учит нас тому, чем является сансара.

3. Работа в группах (группы получают задания, работают по учебнику и словарю)

группа: рассказать, в чём заключается перерождение.

группа: рассказать, что такое карма.

группа: рассказать о состоянии раскаяния

4. Работа в тетрадях (записать краткие понятия)

Асуры - (санскрит, пали) - персонажи индийской мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за что и получили своё название - «асура» означает «небоги».

«Карма» - закон причины и следствия. Каждый поступок человека имеет свои последствия: хорошие последствия - добрый поступок, плохие последствия - дурной. Все наши действия - и мысли, и слова, и поступки - чем-то вызваны и имеют определенные следствия. Какие ты сегодня совершал действия? (открыл форточку - проветрил класс, поздоровался с учителем, с одноклассниками - проявил вежливость, заварил чай маме - забота и т.д. Вы назвали причины своих действий. Буддисты убеждены, в мире нет безответных действий. Результат может сказаться сразу или через некоторое время. Порой из-за неправильных действий родителей или других предков страдают их дети и внуки. Если человек живет осознанно, в гармонии с природой, отдельными людьми и человечеством в целом, то своими хорошими мыслями и поступками он накапливает хорошую карму. И наоборот: « Не существует места на земле, или на небе, или под водой, также нет такого в недрах гор, где бы злое действие не принесло страдания породившего его», (из «Дхаммапады»).

Сансара и нирвана – два важных понятия в буддизме. Сансара означает несвободное, обусловленное состояние ума, Нирвана – освобожденное. Можно было бы предположить, что речь идет о двух разных местах или мирах, на самом же деле различается только образ восприятия. Время и место могут быть при этом одними и теми же.

IV Закрепление.

1. Буддийская притча (обсуждение).

2. Тренажер «Что посеешь, то и пожнешь».

3. «Кесн гем эзэн темцдг» (Калмыцкая пословица).

(Добрые дела принесут счастье, не благие - страдания)

V Домашнее задание: стр.128-133 читать; ответить на вопросы; подобрать пословицы и поговорки, говорящие о причинно-следственной связи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Вера буддистов"

Автор: Асадуллина Гульфина Габделфартовна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Буддизм и его философская сущность" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-buddizm-i-iegho-filosofskaia-sushchnost"
    ["file_id"] => string(6) "112180"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408385647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства