Урок во 2-ом классе проводится с целью обобщения знаний учащихся по теме: "Состав слова". На уроке закрепляются умения образовывать новые с лова с помощью приставок и суффиксов, правильно писать корни и приставки.
Урок проводится в виде конкурса. учащиеся упражняются в различении корня слова и подборе однокоренных слов, различении приставок, их смысла и подборе слов с различными приставками, в различении и словообразовании с различными суффиксами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной:
- Я в школе на уроке.
сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
книга, ручка и тетрадка?
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас урок-конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова». Проверим ваши умения правильно писать корни и приставки. Образовывать с их помощью новые слова.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель. В лингвистике этот раздел называют «Словообразование». Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?
Дети. Он изучает образование новых слов.
У. Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?
Д. Слово и образование.
У. Из чего же состоят слова?
Д. Из корня, приставки, суффикса и окончания.
У. А какая часть слова самая главная? Почему?
Д. Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах.
У. Вот мы и попали в гости к главной части слова.
На доске открывается плакат:
- А теперь откройте тетради и запишите в них сегодняшнее число и тему урока.
IV. Работа над темой урока.
1) Упражнение в различении корня слова и подбор однокоренных слов.
Определение значения слова корень. Упражнение в подборе однокоренных слов.
У. Какое основное значение слова корень?
Д. Корень – это то, без чего растение не может жить.
- Корень – подземная часть растения, но она очень нужна растению, без него оно погибнет.
У. А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?
Д. Из корня появляются слова.
У. Первое задание. Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж).
На доске:
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … .
Тёплым одеялом укроет … землю. … метели
заметут лесные тропы. А детям радость.
Будут лепить …, строить крепости.
- Напишите текст в тетрадь.
( Работа выполняется 5-6 минут. Победителем становится тот, кто справится
с работой первым. Он получает жетон.)
- Прочитайте законченный текст. Назовите среди записанных слов однокоренные
имена существительные, имена прилагательные.
2. Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.
А теперь поиграем. Игра называется «Найди «лишнее» слово». Из ряда слов вы должны убрать «лишнее» слово.
Борьба, борец, бороться, воевать,
смешной, смешать, смешить,
учить, изучать, зубрить,
сосна, дерево, деревянный,
ветер, вихрь, безветренный,
вражда, враг, противник, вражеский.
2) Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками.
У. Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова? Какую работу выполняют в языке приставки?
Д. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем, при помощи приставок образуются новые слова.
У. Выполните следующее упражнение. При помощи приставок от корня ход нужно образовать и записать как можно больше новых слов.
(На доске – цветок с данными приставками.)
- Оказывается, что знать и помнить – это не совсем одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью. Но когда начинаете специально вспоминать приставки, они «приходят» в голову с большим трудом. В русском языке более сорока приставок, с ними вы будете знакомиться и в третьем, и в пятом классе и ещё много о них узнаете. А сейчас следующее задание.
Упражнение «Назовите одним словом»:
Присоединить с помощью верёвки. – Привязать.
Присоединить с помощью верёвки с ниткой. – Пришить.
Очень добрый. – Предобрый.
Как называли Кощея в русских сказках? – Бессмертный.
А царевну Елену? – Прекрасная, премудрая.
V. Физкультминутка-игра «Не ошибись, пожалуйста»
У. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста».
1. Встаньте, пожалуйста.
2. Поднимите руки.
3. Будьте добры, похлопайте.
4. Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
5. Тихонько сядьте.
6. Тихонько сядьте, пожалуйста.
VI. Упражнения в различении и образовании слов с различными суффиксами.
У. Расскажите, что вы знаете о суффиксах.
Д. Это часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.
У. Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите их.
( На доске плакат)
-ник-
-ник-
-ник-
-еньк-
-еньк-
-еньк-
-ов-
-ов-
-ов-
(Первые трое учащихся, справившихся, с заданием получают жетоны.)