Конспект урока на тема "Помощники в общении: жесты, мимика, интонация"
Конспект урока на тема "Помощники в общении: жесты, мимика, интонация"
Данный урок проводился по программе УМК "Перспектива", учебный курс "Азбука". Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Цель урока познакомить учащихся с несловесными средствами общения, сформировать у детей представление о разных способах общения. На уроке используется речевая разминка, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тема "Помощники в общении: жесты, мимика, интонация" »
Тема "Помощники в общении: жесты, мимика, интонация"
Цель урока: Познакомить учащихся с несловесными средствами общения, сформировать у детей представления о разных способах общения.
Задачи урока:
Тренировка артикуляционного аппарата учащихся, мышц, участвующих в произношении, голосовых связок.
Тренировка чистоты произношения согласных и гласных.
Выработать умения учитывать различные обстоятельства общения с помощью мимики и жестов.
Формировать умения выразить с помощью жестов и мимики свое состояние.
Воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
- Давайте создадим на нашем уроке хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу.
II. Речевая разминка.
а) Дыхательная гимнастика.
-Как всегда подготовим наши органы, участвующих в речи к работе. Проведем дыхательную гимнастику. Выполним с вами упражнение «Воздушный шар». Представьте себе, что вы воздушный шар и вас надувают: медленный вдох носом, руки вверх, задержать дыхание и быстро выдохнуть, руки опустить. (Повторить 4 раза)
б) Артикуляционные упражнения.
- А теперь подготовим к работе язычок. Вы любите сказки? Я подготовила для вас продолжение нашей сказки о язычке? Ну, чтобы она получилась интересной, помогите мне, пожалуйста. Возьмите в руки зеркальце, сядьте правильно. Все приготовились?
Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. Вот такой. (положить широкий язык на нижнюю губу, расслабить его, следить, чтобы он не дрожал)
Посмотрел язычок на небо, есть ли на нем солнышко. Вот так. (высунуть язык, стараться дотянуться до кончика носа)
Посмотрел язычок на асфальт, нет ли луж после вчерашнего дождя? (высунуть язык, стараться коснуться подбородка)
Тогда веселый и радостный, оттого что на улице солнечная погода, язычок пошел чистить свои зубки. Верхние он чистил сверху вниз. Вот так. (медленно водить язычком по зубам сверху вниз) А нижние он чистил снизу вверх. Вот так. (медленно водить язычком по зубам снизу вверх)
Почистил язычок зубки, вышел на улицу, сел на качели и начал кататься. Вот так. (быстро водить язычком из правого угла рта в левый и обратно)
в) Массирование горла.
- А теперь давайте разогреем горлышко. Ведь ему тоже придется работать на уроке.
(Поглаживание руками горлышко)
III. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы наша речь была правильной нам нужно как можно чаще произносить что? (чистоговорки)
- Правильно. И сегодня я подготовила для вас новые чистоговорки. Сели правильно и повторяйте все за мной.
Бу-бу-бу - посмотрите на трубу. Пожалуйста, произнесите ее.
Ра-ра-ра - ждет подарков детвора.
Ла-ло-ли - сами торт мы испекли.
(Дети произносят)
IV. Работа над новым материалом. постановка цели урока.
- Сегодня на уроке вы узнаете еще что-то новое об устной речи. А что именно, об этом вы догадаетесь сами. Ребята, в начале урока вы мне сказали, что любите сказки. Я хочу познакомить вас с одним маленьким цыпленком.
/Презентация. Учитель рассказывает сказку К.И.Чуковского «Цыпленок» без мимики и жестов./
- Смогли вы ярко, точно, выразительно представить себе цыпленка, его маму, злого кота? (нет)
- Я вам помогу. Послушайте сказку еще раз и внимательно смотрите на меня.
/Учитель рассказывает сказку, используя мимику и жесты./
- А теперь вы увидели героев сказки, лучше поняли какие они? Что же вам помогло их как бы увидеть?
(Движение рук, выражение лица.)
- Правильно, когда я рассказывала, мне помогли мои руки. Движение рук, пальцев называют жестами. Произнесем это слово. Жесты. А выражение лица - доброе, грустное, хмурое, унылое, удивленное - мимикой. Произнесем вместе. Мимика. Давайте сравним два моих способа рассказывания сказки и скажем, что же нам помогают делать мимика и жесты?
(Они помогают нам выразить свою мысль.)
- Да, ребята, рассказчику они помогают выразить свою мысль, а слушателю лучше ее понять. Иногда они способны заменить собой даже целые слова. А теперь вы догадались, о каких новых способах общения в устной речи мы будем говорить на уроке? Кто из вас сможет назвать тему урока?
(Это МИМИКА, это ЖЕСТЫ.)
/Учитель вывешивает тему урока на доску./
V. Физминутка.
VI. Работа по учебнику.
- Откройте свои учебники на с. 42. Рассмотрите рисунки-символы и скажите, чем они похожи?
(у них у всех есть глазки, бровки, носик, ротик)
- А чем они отличаются?
(Ротик и глазки разной формы, бровки в разном положении)
- Давайте посмотрим, что нам даёт изменение форм этих частей лица?
(Изменение выражений лица)
- Какое настроение на первом рисунке-символе?
(Радость)
- Когда мы радуемся, что происходит у нас на лице?
- Рассмотрите второй рисунок-символ. Что вы замечаете?
(Ротик уголками вниз, бровки приподняты вверх)
- Это грусть. Покажите, как вы грустите. На третьей картинке что мы видим?
(Брови высоко приподняты, глаза большие, рот открыт.)
- Это удивление. Покажите. Четвертый рисунок-символ. Опишите его.
(Рот приоткрыт, глаза вытаращены, брови подняты.)
- Посмотрите на меня, а теперь покажите вы. Это страх. А сейчас выполним задание. Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э.Успенский? Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение. Обозначьте рисунками-символами в кружочках настроение героев.
/Дети выполняют работу самостоятельно./
- А теперь поменяйтесь книгами и проверьте работу своего соседа. Если работа выполнена верно, то поставьте «+», если неверно, то поставьте знак «?»
/Идет взаимопроверка/
- Посмотрите на с.43. Мы видим рисунки-символы, обозначающие те же чувства. Настроение, эмоции, но уже что-то здесь добавлено?
(Добавлены руки, жесты рук.)
- А руками мы делаем что?
(Жесты)
- Нам художник показал, что настроение можно выразить не только с помощью мимики, но и мимики плюс жесты. Посмотрите, как мы можем выразить свою радость? Покажите.
(Высоко поднять руки.)
- А как грусть? Покажите.
(Рука придерживает голову.)
- А когда мы удивляемся, что мы делаем?
(Разводим руки в стороны.)
- Покажите. Когда мы сильно боимся, мы руками?
(Хватаемся за голову.)
- Как? Покажите.
- Ребята, это полезные жесты. Но есть и такие жесты, которые нам мешают понять речь говорящего. Например, сильное размахивание руками при разговоре. Поэтому, когда вы разговариваете с кем-то, вы должны следить не только за своей речью, но и за руками. Не делают ли они у вас лишних движений.
VII. Физминутка. Проводится под музыку «Улыбнись улыбкою своей».
- Ребята, отдохнем.
/Когда дети выполняют задание, учитель рассказывает им о том, что когда мы улыбаемся, мы улучшаем свое здоровье. Работа мышц лица связана с работой мышц ряда внутренних органов. Когда мы улыбаемся, то у нас повышается настроение и убиваются некоторые болезнетворные бактерии. А плохое настроение, злоба, отрицательные разъедают наше тело. Поэтому чаще старайтесь улыбаться./
- Ребята, отдохнем.
- «Поделись улыбкою своей!» Как вы понимаете эти слова?
(Поделись своей радостью)
- Ребята, старайтесь чаще улыбаться друзьям, знакомым, родителям, соседям. Своей улыбкой вы им поднимите настроение.
VIII. Риторические задачи.
- Я предлагаю вам выполнить такое задание:
1 ряд. Вы в парах подумайте, посоветуйтесь и покажите, как вы поприветствуйте друг друга, используя мимику и жесты.
(Взмах руки, рукопожатие, похлопывание по плечу, крепкие объятия друг друга)
2 ряд. Ваше задание. Вы на стадионе. Ваша любимая команда забила наконец-то долгожданный гол. Покажите ваш восторг и радость мимикой и жестами.
(Высоко поднятые руки, хлопки в ладоши, объятия)
3 ряд. Вы прощаетесь с другом. Какие жесты и мимика вам помогут?
(Помахивание рукой, воздушный поцелуй, объятия.)
IX. Итог урока.
- Наш урок подошел к концу. Какие новые способы общения, кроме слов, вы узнали?
(Мимика и жесты.)
- Чему научились?
(Правильно использовать мимику и жесты.)
- Что на ваш взгляд было самым сложным на уроке? А интересным? А урок давайте закончим картиной настроения. Выберите из рисунков-символов, что лежат у вас на столе ту, которая выражает ваше настроение, вызванное уроком. И прикрепим его на доску.
(Дети выходят к доске и прикрепляют карточки.)
- По картине настроения видно, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо! Урок окончен.