Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на по мокшанскому языку "В школе" »
Мокшанский язык 2 «А» класс
Учитель Трушкова О. Н.
Тема: В школе. Школаса
Цель: Пробудить интерес и стремление к общению на мордовском языке.
Задачи: 1.Повторение ранее изученных слов, личных местоимений единственного числа: мон, тон, сон; указательного местоимения: тя; слов: цераня, стирня; вопросы: кие? кит?; а также грамматических конструкций: «Кода тонь лемце?», «Монь лемозе….»
2.Формирование коммуникативных навыков при общении с друзьями.
3.Развитие фонетического слуха, развитие логического мышления, умения произносить звуки.
Оборудование к уроку для учителя:1. А. И. Исайкина: Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся;
2.Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 104с.
Оборудование для учащихся: презентация, сигнальные карточки, мелодия.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Шумбратада, шабат!
- Шумбратада, Оксана Николаевна!
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
- Озада!
- Поднимите сигнальную карточку, которая соответствует вашему настроению в начале урока.
2. Повторение пройденного материала.
- Тонь кода лемце?
- Кода тонь тядяцень лемоц?
- Кода тонь аляцень лемоц?
- Кода сонь лемоц?
- Сонь ули сазороц?
- Тонь ули дугаце?
-Тонь ули някаце?
-Тонь ули машинаце? (показ слайда)
-Сон налхки топса? (показ слайда)
-Тя пинесь кодама? (оцю), (показ слайда)
- А тя пиненясь кодама? (емла). (показ слайда)
(ответы детей)
3.Речевая разминка. (показ слайдов с рисунками)
- Нят кит? (шабат), (показ слайда)
- Тя кие? (цераня, стирня, тядя, аля, щатя, щава, атя, сазор, ака, альняка, дуга).
4.Актуализация темы урока.
(показ слайда)
- Азость, тя кие? (стирня и цераня)
- Мезе синь тиихть? (молихть школав)
-Мезе тоса тиендихть? (тонафнихть)
- А кода мярьгихть иттненди конат тонафнихть школаса? (ученикт)
- А кода мярьгихть сянди кие тонафтнесыне школаса? (учительница)
- Может кто-то сможет сказать, о чем мы с вами будем сегодня на уроке говорить? (ответы детей).
- Правильно, мы будем говорить о школе.
5. Введение новых слов и грамматических конструкций.
- Как я вам уже говорила, что в мокшанском языке много слов, заимствованных из русского, татарского и других языков. Так, например, ученик и учитель называются также как и на русском и татарском языках. Только разница в произношении, они имеют другие окончания. (показ слайда со словами)
-Давайте вместе со мной произнесем правильно слова, которые нам понадобятся для работы на уроке.
Азса – скажу
Нола – ленивый (-ая, -ое)
Кочксихть – набирают
Етксост – среди них, между ними.
6.Физкультминутка.
- Стяда.
Фкя, кафта –
Пилькнень ладяйть тяфта.
Колма, ниле, вете –
Кяттнень вяри кепотть.
Ниле, вете, кота, -
Фкя аськолкста потак.
Сисем, кафкса, вейхкса –
Цяпайть кяттнень вельхкссот.
- Фкя, кафта –
Комотнеда тяфта.
- Озада.
7.Работа по теме урока.
а) рассказ о школе
(показ слайда)
- А кто скажет, какой в этом году знаменитый праздник отмечает наша школа? (юбилей, 25-летие)
-Правильно наша школа в этом году празднует свое 25-летие.
-Школа была открыта 1 сентября 1988 года. Его первым директором был Зорькин Евгений Николаевич. В школе работало 104 учителя. Они учили более 1000 учащихся. А сейчас в нашей школе учится 903 ученика, и работают с ними 45 педагогов. Среди них и молодые учителя, и ветераны труда: такие как Кургузова Антонина Петровна – учитель химии и природоведении, Ефимова Вера Николаевна – учитель математики, Иневаткина Татьяна Владимировна – учитель начальных классов, Лунькова Надежда Васильевна – учитель физкультуры.
- Школа с каждым годом становится лучше и краше. Она не стареет, с каждым годом молодеет, потому что каждый день ее наполняют задорные молодые ученические голоса.
б) работа по учебнику
(звук неопознанного предмета)
-Слышите… Что это за звук? Не летит ли кто к нам? (инопланетяне прилетели).
- Откройте учебник на странице 23 (комсь колмувоце) упражнение 1 (васенце). Прочитайте о чем говорят пришельцы. (чтение по ролям).
- Пик-пик-пик! Пик-пик! Тя мезе?
- Тик-тик-тик! Тя школа, класс.
- Пик-пик-пик! Пик-пик! Нят кит?
- Тик! Нят итть. Синь школав састь.
Фкявок нола ётксост аш,
Сембонь кядьса карандашт,
Книгат, ручкат и пеналхт,
Синь компьютерс кочксихть валхт.
- Пик! Ся кие оцю акась?
Мес сон иттнень ёткса якай?
- Тик-тик! Месс? Да азсан мон:
Иттнень тонафнисна сон.
- На каком языке пришельцы разговаривают? (на мокшанском, инопланетном языке)
- Какие слова из текста вы уже знаете? (школа, класс, синь, карандашт, книгат, ручкат, пеналхт, оцю, акась, иттнень, азса, мон, сон, тонафнисна)
- Попробуем перевести этот разговор. Будьте внимательны при переводе, не забывайте обращаться к словам для справок.
(- Пик-пик-пик! Пик-пик! Это что?
-Тик-тик-тик! Это школа, класс.
- Пик-пик-пик! Пик-пик! Это кто?
- Тик! Это дети. Они пришли в школу.
Ни одного ленивого среди них нет,
У всех в руках карандаши,
Книги, ручки и пеналы,
Они в компьютер набирают слова.
- Пик! Это кто большая тетя?
Почему она между детьми ходит?
Она учительница детей.)
8.Закрепление пройденного материала.
а) игра в школу. Диалог «Учитель – Ученик» (ученики выходят по парам и обыгрывают начало урока).
9.Итог урока.
- О чем мы с вами говорили на уроке?
- Какие новые слова вы узнали на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что на уроке вам особенно понравилось?
- У вас на столе есть сигнальные карточки со смайликами, поднимите ту сигнальную карточку, которая соответствует вашему настроению после урока.