По 1-й линии развития (объяснять мир): 1. Познакомиться с основными оболочками Земли. 2. Познакомиться с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в природе. 3. Научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.
По 2-й линии развития (отношение к миру): 1. Объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам и оболочкам планеты.
мультимедийная система; схема «Тела и вещества», наборы предметов к схеме «Тела и вещества»; задания для групп, герои Миша и Лена; фотозарисовки литосферы, гидросферы, атмосферы; энциклопедии; изображение пересекающихся множеств.
Этапы урока | Выполняемые задания | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент. | Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок. Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Давайте пожелаем друг другу удачи.. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля. - Ребята, как вы думаете, что нам пригодится для успешной работы на уроке? Сегодня на уроке будем рассуждать, сравнивать, делать выводы и строить умозаключения. Для того чтобы наш урок прошёл удачно, и мы справились с нашими заданиями, нам нужно вспомнить то, что мы прошли на прошлых уроках. | (можно пожать руку, улыбнуться, хлопнуть соседа в ладоши по парте) Знания, которые получили на прошлых уроках, дисциплина, доброжелательность и т.д. | Личностные - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с жизнью живых организмов в оболочках Земли. - проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в работе в группе, по отношению друг к другу. |
2. Актуализация знаний | Я буду задавать вопросы, а Вам нужно выбрать правильный ответ и показать мне с помощью сигналов. (На доске висят числа с вариантами ответов, учащиеся находят правильный ответ и показывают карточку с числом, под которым написан ответ) слайд 2 1 – молекула 2 – тело 3 – искусственные и природные 4 – вещество 5 – энергия 6 – живые и неживые 7 – твёрдые, жидкие, газообразные 8 - чистые и смеси Экспесс-опрос (на доске появляются ответы). 1. Как называются предметы, которые нас окружают? 2. Из чего состоят все тела? 3. Из чего состоят все вещества? 4. На какие 2 группы можно разделить все тела? 5. На какие группы можно разделить природные тела? 6. Какие бывают вещества? 7. В каких 3 состояниях могут быть вещества? Чтобы восстановить полную картину наших знаний. Я предлагаю поработать в группах. Вспомните правила работы в группе. У каждой группы есть предметы слайд 4 1 группе - тела разбить на группы (природные и искусственные) и доказать свой выбор (карандаш, кружка, камень, вода, цветок, пингвины); 2 группе – вещества, разбить их на чистые и смеси (вода, чай, сахар, сок) 3 группе – вещества, разбить их на 3 группы: твёрдые, жидкие и газообразные (шар надутый, древесина, вода, сок, кусок металла) (задания на слайде) На эту работу, я вам даю 3 минуты. В каждой группе работают консультанты-практики. Молодцы. Вы справились с заданием. | По ходу на доске, рёбёнок составляет кластер. живые неживые тело вещество молекула искусственные и природные живые и неживые чистые и смеси твёрдом, жидком, газообразном Условия работы в группах Иди точно по маршруту. Дружно шагай по маршруту. Не теряй времени даром. Будь осторожен, выполняя опыт, проводя исследования. Пройденный маршрут – путь к успеху. слайд 3 При ответе, группы доказывают, почему они выбрали данные вещества. 1. Искусственные тела – сделаны человеком. Природные тела созданы природой. Живые тела могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать. 2. Чистые вещества состоят из молекул одного вида, смеси – из молекул разного вида. Но в природе абсолютно чистые вещества не бывают. Поэтому это деление на группы условное. Это мы с вами помним. 3. Вещества бывают в трех состояниях. Твердые тела имеют постоянную форму и объем. Жидкости имеют постоянный объем, но не имеют постоянной формы. Газы не имеют постоянной формы и объема. | Коммуникативные - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи, с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принять другую точку зрения; - договариваться в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
3. Постановка учебной задачи. Поста-новка пробле-мы. | Повторите признаки живых организмов. слайд 5 Я предлагаю послушать диалог Лены и Миши, героев, которые вместе с нами всегда отправляются в путешествие. слайд 6 Ребята, Вы услышали спор Лены и Миши, о том, где обитают живые организмы. Сколько мнений было высказано? Какие? Так какая же у нас возникла проблема? Проблемный вопрос: Где обитают живые организмы? Эту проблему нам предстоит выяснить. Какова же будут цель нашей деятельности на уроке? слайд 7 | ( Живые тела могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать). Лена. Я знаю, где обитают живые организмы. Все живые организмы обитают на поверхности Земли. Миша. А я не согласен. Я думаю, что живые организмы живут повсюду. Например, высоко в небе можно встретить и птиц, и насекомых, и даже семена растений. А крот живёт под землёй. Лена. Но ведь кроту нужен воздух, а семенам почва для прорастания? (два) (Лена, думает, что живые организмы обитают на поверхности Земли, а Миша думает, что везде). Где обитают живые организмы? (узнать, где могут жить живые организмы). | Регулятивные - самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему урока; |
4. Поиск решения пробле-мы. «Открытие нового знания» | А вы сами как думаете? Посмотрите на иллюстрации (рыба, червяк, птица). Давайте определим для каждого животного свою среду обитания. слайд 8 Как можно назвать оболочку Земли, где живут эти представители животных? Есть ли взаимосвязь между тремя состояниями веществ и оболочками земли? Какая оболочка существует вокруг Земли? В каком состоянии находятся вещества в воздушной оболочке? Какая оболочка на глобусе обозначена синим цветом? Из чего состоит водная оболочка? А какая третья оболочка – Земля, горные породы, суша? Как вы увидели всё в природе взаимосвязано. А как по-научному называются эти оболочки? Я предлагаю Вам узнать их названия и их предназначения, прочитав страницы учебника (с. 22-23) и страницы энциклопедии. Каждая группа будет отвечать на свой вопрос, и выполнять своё задание. слайд 9 1 группа – как называется воздушная оболочка и ее предназначения. 2 группа – водная 3 группа – каменная На эту работу я даю вам 5 минут. Сейчас вам оказывают помощь консультанты-теоретики. Итак, как называется воздушная оболочка (атмосфера), водная оболочка (гидросфера), каменная (литосфера)? слайд 13 Физкультминутка (разминка) Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Тихо плещется вода, Мы плывем по теплой речке В небе тучки, как овечки, разбежались, кто куда Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погуляем А теперь глубокий вдох и садимся на песок | Я думаю, что рыба живёт в воде, ласточка летает, ей нужен воздух, червяк живёт в земле. Воздушная оболочка В газообразном Водная оболочка Состоит из жидкости Это твердое состояние веществ Группы защищают свои ответы. слайд 10 слайд 11 слайд 12 (Дети поднимают руки вверх и покачиваются из стороны в сторону). (плавательные движения руками) (потягивания – руки вверх и в стороны) (Ходьба на месте) (Дети садятся) | Регулятивные - организовывать, планировать и корректировать учебную деятельность, объективно оценивать действия товарищей, адекватно относиться к окружающей природной среде. - развивать умение систематизировать и классифицировать живые организмы по группам (атмосфера, гидросфера, литосфера; |
5. Первич-ное закрепление. Провер-ка домашнего задания. | Дома я предложила подобрать загадки о животных и нарисовать отгадки. Давайте разгадаем ваши загадки и поместим живые организмы в ту среду обитания, где чаще они встречаются? (бегемот, рыба, лягушка, медведь, орёл, крот) На доске 3 множества слайд 14 Куда мы поместим бегемот, рыба, лягушка, медведь, орёл, крот? (на пересечение двух сред) Какую проблему мы решаем? Как вы думаете, мы её решили? Нет. Итак, мы, отвечая на проблемный вопрос, выдвинули гипотезы о том, где обитают живые организмы: | 1.либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере; 2.на пересечении двух сред; 3.на пересечении трёх сред. | Регулятивные - развивать умение систематизировать и классифицировать живые организмы по группам (атмосфера, гидросфера, литосфера; Познавательные - высказывать предположения, выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (об оболочках Земли (атмосфера, гидросфера, литосфера) и их предназначение) |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Давайте проверим ваши гипотезы. Как мы это можем сделать? Как разумнее поступить именно сейчас? Работать будем в группе. Каждая группа получит текст об одном из животных. Найдите в тексте факты, подтверждающие или опровергающие ваши гипотезы. слайд 15 1 группа о бегемоте, 2 группа - рыба 3 группа - лягушка На эту работу вам даётся 5 минут. В группах работают консультанты - теоретики. Посмотрите на оболочки Земли. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания?. слайд 16 Что напоминает эта диаграмма? Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов? Животные могут жить постоянно в одной оболочке условно, а в каких-то встречаться временно. Максимум живых организмов встречается на границе трех оболочек. Это связано с тем, что каждый живой организм нуждается в воде, воздухе и опоре. Эта граница называется биосферой – оболочка земли, в пределах которой существует жизнь. слайд 17 Физкультминутка (для зрения) Чтобы зоркими нам быть - нужно глазками крутить (2-3 сек) Зорче глазки, чтоб глядели, разотрем их еле – еле. Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Чтобы зоркими нам стать нужно на глаза нажать. Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. Быстро быстро поморгай - отдых глазкам потом дай. И так, какая проблема стояла перед нами? Мы ответили на него? | (спросить у взрослого, прочитать, провести исследования, эксперимент). (прочитать об этих животных) (Скрестить круги. Помещаем в центр) (пересечение множеств) (на пересечении всех трёх сред) (узнать, где обитают, живые организмы). Да слайд 18 1. либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере; 2. на пересечении двух сред; 3. на пересечении трёх сред | Познавательные - добывать новые знания, извлекать информацию; - перерабатывать полученную информацию, делать выводы. |
7. Самоанализ и самоконтроль | Давайте подведём итог. Нашему уроку. Задайте вопросы по теме сегодняшнего урока. Я загадываю живой организм – вы его отгадываете, определяете, в какой оболочке преимущественно живёт, и ставите в нужное окно крестик. Отгадать животное вам помогут картинки. слайд 19 1-е животное: «Я живу там, куда проникают отдельные лучи света, а ниже располагается вечная темнота. Вещество, в котором я плаваю, тебе хорошо знакомо. Оно помогает мне поддерживать свой огромный вес. Меня называют _________, и я живу в____________». 2-е животное: «Я живу там, где днём всегда светло. Зрение очень помогает мне видеть свою добычу издалека, когда я парю. Передвигаться здесь умеют далеко не все. Большинство животных просто упадёт, очутившись в этом веществе. Меня называют _______________________, и я живу в_______________» 3-е животное: «Я никогда не вижу света. Там, где я живу, всегда темно и сыро. Зато там много дождевых червей, которых я очень люблю есть. Меня называют ____________, и я живу в _______________». 4-е животное: «Как и большинство других животных, я живу на границе разных оболочек: хожу по твёрдой оболочке, дышу воздухом , пью воду Я очень крупное животное. Меня называют, и живу я_______________ | атмосфера | литосфера | гидросфера | 1 | | | | 2 | | | | 3 | | | | 4 | | | | Самопроверка проверьте ответы на доске. За каждый правильный ответ 1 балл. 7б – 5, 6 б – 4. А остальных отличные отметки ждут впереди, на следующем уроке. | слайд 20 | атмосфера | литосфера | гидросфера | 1 | | | Х | 2 | Х | Х | | 3 | | Х | | 4 | Х | Х | Х | | Личностные - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с жизнью живых организмов в оболочках Земли. - проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в работе в группе, по отношению друг к другу. |
8. Рефлексия деятельности | Ребята, а кому мы можем сказать, большое спасибо за урок? | | |
Домаш-нее задание даётся по выбору | 1. с. 22- 25, составить свои вопросы к тексту слайд 21 2. Составить план рассказа к тексту на с. 22 – 25 3. Придумать рассказ-загадку о каком-нибудь представителе биосферы 4. Подготовить сообщение о любом живом организме. Вы сегодня молодцы, большое спасибо за урок. | | |
1. Вахрушев А. А., Родыгина О. А. Окружающий мир «Обитатели Земли», 3 класс, Методическое рекомендации для учителя, М., «Баласс», 2011 г.,
2. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В., Раутиан А. С. Учебник «Окружающий мир» (часть 1) «Обитатели Земли», М., «Баласс», 2012 г.,
3. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (часть 1) «Обитатели Земли», М., «Баласс», 2012 г.,
4. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Панаиотиди Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса, М., «Баласс», 20012 г.