У : - Какие из этих признаков просто свойства предметов?
Д : Форма, цвет, материал.
У : - А что мы называем величиной?
Д : Тот признак, который можно измерить.
Игра « Угадай признак».
Поиграем в такую игру. Она называется « Угадай признак». Я беру 2 предмета. Их можно сравнить по разным признакам. Я задумала один из них, по которому эти предметы одинаковы. Угадайте этот признак.
( 4-5 пар предметов показать детям)
3.Постановка цели
У : - Ребята, а чего не хватает в нашем воздушном шаре?
Д : Конечно, самого шара, без него уж точно никуда не улетишь.
У : -Ребята, а помните, на уроке окружающего мира я вам рассказывала как делают резину?
Правильно, из каучука-сока латексного дерева.
Нашим малышам необходимо собрать 2 бочки такого резинового сока.
Бочка для сока вот такая ( показать).
- А можно ли собрать столько же сока в бочки другой формы? Например, такие ( показать).
- А как вы думаете, как это сделать, если можно использовать только первую бочку?
(Предположения детей)
Вывод: надо собирать сок в первую бочку и переливать во все остальные.
4.Моделирование отношений , выполнение практических заданий.
У : Заменим бочки баночками.
- Вот столько сока нужно набрать( показать воду).
- В какую баночку мне перелить водичку?
-Какую баночку вы мне посоветуете?
На столе: несколько сосудов, все, кроме одного, меньше по объёму, чем баночка. Один сосуд , низкий и широкий, равен по объёму баночке.
Дети указывают на различные сосуды, переливаем в них воду, но вся вода не умещается. Наконец выясняется, что вода вошла полностью в широкий сосуд.
У : -Решая эту задачу, чем вы интересовались?
- Важен был цвет сосудов?
- Важен был материал, из которого сделаны сосуды?
- Важна площадь донышка?
НЕТ!
У : - А что же нам было важно?
Д : - Нам было важно знать, поместится ли туда вся вода или нет!
Правильно! Нас интересовала вместимость этих сосудов или, говоря математическим языком, объём сосудов.
У : - Что же вы теперь можете сказать про объём этих сосудов?
Д : Они равны по объёму!
У : - А по высоте они какие?
Д : Не равны!
Физминутка
Давайте немного отдохнём. Поиграем в интересную игру. Я буду называть признак, а вы показываете мне, каким способом можно сравнить по этому признаку. Вы должны не говорить, а изображать!
5.Решение практических задач
Задание 1
У : Вот у меня баночка. Мне надо выбрать такую же по объёму . Кто мне поможет?
- Вот сколько у меня помощников! Впрочем я и сама справлюсь!
- Я выбираю вот эту баночку( показать). Она такая красивая! Она мне очень нравится! И по высоте подходит!
У : - Вы со мной согласны?
Д : Нет! Так не выбирают!
У : - А почему? Вам не нравится? А как же тогда выбрать нужную баночку?
Дети обсуждают, выстраивают алгоритм сравнения по объёму.
Вывод:
Первый сосуд до краёв должен быть наполнен водой.
Содержимое первого сосуда переливается во второй сосуд.
Вода должна заполнить весь объём второго сосуда, только тогда можно сказать, что они равны по объёму.
Задание 2
На экране: два стаканчика с водой. Объём первого больше, чем второго.
У :- Кто уже догадался, что надо сделать в этом задании?
Д :Надо сравнить объёмы этих стаканчиков
У :- А как это сделать, ведь стаканчики нарисованы?
Д :Мы можем сравнить « на глаз»
У :- Покажите с помощью полосок, в каком отношении находятся объёмы этих стаканчиков.
Д : Не равны ( показывают две разные по высоте полоски бумаги)
У :- По каким признакам, кроме объёма, можно сравнить эти стаканчики?
Д : По высоте
У :- Сравните их по высоте. Покажите с помощью полосок, в каком отношении находится высота этих стаканов.
Д : Они равны ( показывают две равные по высоте полоски бумаги)
У :- Что бы вы предложили нарисовать, чтобы было понятно, что их объёмы не равны.
Д : Можно нарисовать отрезки.
У : - Какие вы нарисуете отрезки, если сравнивали объём?
- А какие вы нарисуете отрезки, если сравнивали высоту?
Рисуют в тетради
6.Итог
- С какой новой величиной мы познакомились сегодня?