Урок математики. 4 класс
Учитель: Ризен Александра Александровна(пед.стаж – 2 года)
гимназия №24 г. Тараз
Тема: «Решение геометрических задач»
Цели:
образовательная: совершенствовать навыки нахождения периметра и площади геометрических фигур, умение решать задачи, обобщать, рассуждать, доказывать.
развивающая: развивать логическое мышление, внимание, речь.
воспитательная: воспитывать интерес к предмету, культуру поведения.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Вид урока: урок – игра.
Методы: словесно - практический, частично – поисковый, проблемный, деятельностный.
Оборудование: плакат с изображением макета дома, план строительства здания, карточки с заданиями, ИКТ-технология.
Прогнозируемый результат: знать в полном объеме теоретический материал по всей теме; уметь классифицировать полученные знания в единую систему; осознанно применять полученные знания на практике.
План урока.
1. Организационный момент.
Целеполагание.
2. Активизация знаний учащихся. Мозговой штурм.
3. Применение и закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов и результатов урока.
5. Домашнее задание.
Содержание урока.
I. Организационный момент.
Позитивный настрой учащихся с целью создания коллаборативной среды.
Математика повсюду
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое
Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать,
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику
Нам нужно знать на пять.
Считайте, ребята, скорее считайте.
Хорошее дело смелей умножайте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Скорее работу свою начинайте!
Подготовительный этап.
- Ребята! Что такое благоустройство? Как вы понимаете? Благоустройство – процветание родной Республики – наша общая забота. Вся страна превращается в огромную стройку.Посмотрите сколько новых зданий постоянно появляется у нас в городе. Давайте и мы с вами сегодня попробуем внести вклад в развитие нашей Родины .Я предлагаю вам открыть свою строительную компанию.
Знакомство с планом работы.
- На этом уроке математики мы с вами выступим в роли строителей и построим красивый дом, пользуясь математическими знаниями. Во время строительства нашего дома будем закреплять вычислительные навыки, решать задачи, уравнения, и узнавать очень много интересного и полезного.
План строительства здания
1. Подготовка проекта.
2. Закладка фундамента.
3. Подготовка кирпичей и кладка стен
4. Установка окон и дверей.
5. Установка крыши.
-У каждого из вас на парте есть план нашей работы. Справившись с заданием вы будете отмечать выполненный пункт стикером (самооценка работы) .
Мы с вами будем строить стандартное здание, а я бы хотела показать вам видеоролик о самых необычных зданиях в мире, спроэктированных архитекторами с богатой фантазией (просмотр видеоматериала).
- Строить дом, начинаем с проекта будущего дома. Участвуя в тендере, чтобы получить разрешение на строительство, мы должны выполнить следующие задания.
2. Устный счет - активизация знаний.
Подготовка проекта
- На экране таблица с примерами, которые нам с вами предстоит решить (решая примеры, ребята выделяют буквы, соответствующие числам ответов, из которых складывается слово “РАЗРЕШАЮ”).
9х120 | 1080 | Р |
35х8 | 280 | А |
60х9 | 540 | З |
3240:3 | 1080 | Р |
160х5 | 800 | Е |
630:18 | 35 | Ш |
1400:5 | 280 | А |
7х52 | 364 | Ю |
А | Н | Р | Б | Ж | О | С | Ю | В | Т | М | З | М | Ш | Е |
280 | 50 | 1080 | 150 | 80 | 45 | 92 | 364 | 100 | 71 | 55 | 540 | 10 | 35 | 800 |
Работа в парах с кроссвордом.
Разгадав кроссворд мы узнаем, что в первую очередь нам надо вычислить для строительства нашего дома (площадь которую будет занимать строительный объект).
Вопросы кроссворда:
По горизонтали:
1. Сумма длин сторон геометрической фигуры.
2. Инструмент для измерения длины отрезка.
3. Правило, записанное с помощью букв.
4. Пройденный путь.
5. Арифметическое действие.
6. Число, на которое нельзя делить.
Выполнив это задание, ребята настраиваются на рабочий лад. Устанавливается темп работы. Активизируется мозговая деятельность.
Минутка чистописания
Сообщение ученицы о площади Казахстана, нашей области.
Территория Казахстана- 2.724.900 кв.км. По площади Казахстан занимает 9-е место в мире, уступая России, Китаю, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, Индии и Австралии; второе место по территории среди государств СНГ. Территория Казахстана больше, чем 12 стран Европейского Союза. Территория Жамбылской области 144264 кв.км.
Это задание способствует расширению кругозора, настраивает на аккуратную работу в тетради. Отрабатывается умение правильно и красиво прописывать числа.
- Как вы думаете, мы справились с 1 пунктом плана? Молодцы! Отметьте на вашем плане смайликом резальтат работы. (Самостоятельное оценивание работы)
На доске вывешивается макет будущего дома.
- Переходим ко 2-му пункту плана. Перед тем как закладывать фундамент необходимо рассчитать площадь территории , занимаемой нашим будующим домом. Какие формулы нам понадобятся?
- чему равна площадь и периметр прямоугольника?
-площадь и периметр квадрата?
Работа с формулами по презентации.
Повторение геометрического материала, формул нахождения площади и периметра прямоугольника (квадрата) . Развитие мыслительной деятельности, умения точно и грамотно выражать свои мысли.
3. Применение и закрепление изученного материала.
Прежде чем начать строительство необходимо рассчитать площадь территории для строительства, сделать это мы сможем, решив следующую задачу с помощью геометрических формул(решение задачи у доски и в тетрадях).
Задача: один прямоугольный участок имеет длину 36 м, а ширину 20 м. Найдите ширину другого участка с такой же площадью, если его длина на 6 м меньше длины первого участка.
Решение составной геометрической задачи позволяет учащимся применить на практике знания геометрических формул . Через задачи дети знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостью между величинами. Решение задач формирует у учащихся умение высказывать предположения, проверять их достоверность, развивает логическое мышление.
Закладка фундамента.
-Мы можем приступить к строительству. Начнем с возведения фундамента.Фундамент должен быть прочным и крепким. Наши знания и умения при решении математических заданий тоже должны быть прочными.
Решение уравнений (работа в группах):
900 – х: 5= 800 (580 – х): 4=100 Х * 8 + 120 = 280 Х*10 – 900 =600
3*х – 80:4 =25 40 :х+ 70 =90 120 + Х*3 =375 120 : (Х - 32) = 4
Работа в группах помогает умению прислушиваться к мнению других и делать правильные выводы. Также способствует активизации мыслительной деятельности. Работа с детьми по программе развивающего обучения позволяет выполнять с ними усложненные виды уравнений.
-Фундамент готов! (на плакате открывется часть с изображением фундамента дома) .
Удачно справившись с очередным заданием, ребята отмечают свой успех стикером на листе с индивидуальным планом работы.
Физминутка.
Активные движения под музыкальное сопровождение.
Подготовка кирпичей и кладка стен.
- Дом кирпичный. Нужен кирпич. Привезут его, если мы решим следующую задачу.
Задача: дом квадратной формы. Для того, чтобы вычислить количество кирпичей, нам необходимо знать площадь всех четырех стен. При этом нам известно, что длина дома 10 м, а высота 4 м. Найдите площадь четырех стен дома.
Отрабатывается умение грамотно анализировать задачи. Развивается мышление, речь, внимание.
Установка окон и дверей.
- Установить окна и двери – очень трудная и кропотливая работа, поэтому нам сейчас придется потрудиться.
Выполнение задания в карточке
*Сосчитать сколько геометрических фигур( прямоугольников и квадратов) на картинке.
Задание на развитие логического мышления.
*Решение задач с различным уровнем сложности (по выбору ).
Задачи:
1. Периметр квадрата – 96 см, найти сторону квадрата;
2. Сторона квадрата 15 см, найти его периметр и площадь.
3. Площадь квадрата 81 кв.дм, найти периметр.
Данная работа выполняется по уровням, способствует умению детей выбирать задание, с которым они могут легко справиться(выявление детей с более высоким уровнем мотивации). А также ребята рассуждают ,что данную задачу можно решить двумя способами, один из которых с помощью составления уравнения. Умение решать задачи различными способами свидетельствует о достаточно высоком умственном и математическом развитии.
Строительство крыши (Единицы измерения длины).
Учитель. Закажем материал для крыши. А для этого мы должны хорошо ориентироваться в единицах измерения площади. Умеем ли мы превращать одни единицы измерения в другие.
На доске таблица:
8 а = ____кв.м
554 кв.м = ____а.....кв.м
4 га = ...а
4 а 55кв.м= .....кв.м
3га 50кв.м =.....кв.м
Дети отвечают устно.
Задание систематизирует умение ориентироваться в единицах измерения, т.к для ребят младшего школьного возраста эти задания очень сложны.
- А узнать необходимое для нашей крыши количество черепицы , мы с вами сможем, решив следуюющее выражение(комментирование каждого действия по цепочке).
391 * 37 : 17 * (2248 : 8 – 162) =
Развитие вычислительных умений, внимания.
Проверка по ответам (на половинках крыши). Фрагменты крыши закрепляются на макете.
4. Подведение итогов и результатов урока.
Лестница
-Ну, вот наш дом почти готов. Осталось установить лестницу и подвести итоги нашей работы , а для этого давайте вспомним с какими заданиями нам пришлось справиться.
Рефлексия, подведение итогов, самостоятельное оценивание своих умений, знаний и навыков.
.
-Наш дом готов! А когда строительство заканчивается, то у людей праздничное настроение. А когда праздник, люди веселятся. Я желаю вам жить в доме, построенном собственными руками в достатке и мире. Давайде покажем результат нашей работы на лестнице успехов.
Обозначение смайликами на лесенке успеха результатов работы на уроке.
Выставление оценок наиболее активным участникам строительства дома.
6. Домашнее задание
Вы успешно справились заданиями урока, подобные задания вам встретятся в домашнем задании учебника(стр 169 №7,№9).