Определение темы урока (15 мин) | Наш урок сегодня мы посвятим удивительному писателю, зовут его Ю.Олеша, и его знаменитому произведению. - Знаете ли вы этого писателя? - Какие книги он писал? Какую книгу этого писателя вы уже читали? Хорошо. Сейчас мы вместе с вами послушаем сообщение о Ю.Олеше, и подготовим ответы на вопросы: - Кем работал Ю.Олеша? - С какими писателями он сотрудничал? - Какие произведения он написал? - Псевдоним Ю.Олеши? Олеша Юрий Карлович (1899—1960), писатель. Родился 3 марта 1899 г. в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) в обедневшей дворянской семье. Детство и юность провёл в Одессе, там же дебютировал как литератор. Начало 20-х гг. прошлого века стало в Одессе временем, когда на авансцену вышли молодые прозаики и поэты, составлявшие позже славу советской литературы: И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, Э. Багрицкий и др. Вместе с ними начинал и Олеша. В 1922 г. он переселился в Москву, работал в железнодорожной газете «Гудок», где выступал со стихотворными фельетонами под псевдонимом Зубило. В 1927 г. Олеша опубликовал свой первый роман «Зависть». Но ещё до этого, в 1924 г., увидела свет яркая и увлекательная книга «Три толстяка», ставшая одним из самых популярных произведений для детей. Сборник «Вишнёвая косточка» (1931 г.) объединил рассказы Олеши разных лет. Тогда же писатель дебютировал как драматург: московский Театр имени Мейерхольда поставил его пьесу «Список благодеяний». В 1934 г. появилась киноповесть «Строгий юноша». После её выхода Олеша публиковал только статьи, рецензии, заметки, зарисовки и лишь иногда — рассказы. Его перу принадлежат воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях. По сценариям Олеши поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; В последние годы жизни Олеша вёл записки под условным названием «Ни дня без строчки», предполагая позднее на их основе написать роман. Однако произведение осталось незавершённым Вы были внимательными слушателями, поэтому без труда ответите на все вопросы: - Кем работал Ю.Олеша? - С какими писателями он сотрудничал? - Назовите произведения, которые написал Ю.Олеша. - Псевдоним Ю.Олеши? (Иллюстрация на слайд) - Обратите внимание на иллюстрацию - Знакомы ли вам герои произведения? - Как вы думаете о каком произведении этого писателя мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему и цель урока. Откройте страницу 114 и прочитайте название произведения. - Предположите, почему автор назвал свой рассказ именно «Три Толстяка»? - Может быть кто-нибудь из вас читал это произведение? - Расскажите, что произошло в самом начале этой сказки? Почему девочка Суок стала куклой? - Ребята, кто из вас обратил внимание, что я по-разному называю это произведение: сказка или рассказ - Когда мы прочитаем его, вы сможете правильно ответить на вопрос: «Три Толстяка» это сказка или рассказ? - Хорошо. Теперь мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма и узнаем, что же произошло в начале повествования, подготовимся ответить на вопрос (сказка или рассказ) - Итак, докажите, что произведение, которое мы будем читать, сказка. | Слушают учителя и отвечают на вопросы - Да - Называют книги - 1 часть сказки живая кукла наследника Тутти - Писателем - И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, Э. Багрицкий - Произведения - Зубило - Да - Формулируют тему и цель урока - Да - Рассказ | Словесный (слово учителя) (беседа) Наглядный (просмотр отрывка) | Регулятивные умение слушать и вступать в диалог. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
Работа с текстом (20 мин) | Сейчас ребята мы с вами прочитаем первую часть и постараемся дать ей название При чтении останавливаю и спрашиваю другого (Чтение по цепочке) 1-я часть. – Какие чувства испытывал Тутти ожидая встречи с куклой? Найдите ответ на этот вопрос в тексте – Как вы думаете, почему рядом с ним был именно учитель географии? – Догадались ли вы, какова задача учителя гимнастики? – Для кого картина прибытия куклы была восхитительной? Докажите -Кто главный герой этой части текста? Обоснуйте свою точку зрения. -Как вы думаете, почему приезд куклы, счастливый миг в жизни мальчика? Сейчас мы начнем с вами читать вторую часть, а вы подумаете, как ее можно назвать. 2-я часть. – Что помогает Суок играть роль куклы? (Она – цирковая артистка.) – Предположите, почему волновался доктор Гаспар, а Суок совсем не боялась - Найдите в тексте и прочитайте, с чем автор сравнивает маленькую девочку, какое сравнение подобрали бы вы? - Предположите, почему люди смотрели на нее как зачарованные, улыбались ей и уступали дорогу. – Прочитайте выразительно описание Тутти (работа в группах – 4) - Как вы думаете, почему он не показался ей отвратительным? - Какие качества людей вызывают у Тутти отвращение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте. - О ком автор говорит, что Три Толстяка и они – все «одна компания»? Назовите представителей этой «компании» - Вспомните, что так испугало Суок при встрече с наследником Тутти? - Как доктор Гаспар помог Суок выйти из трудной ситуации? – Предположите, почему говорящая кукла для наследника Тутти – это счастье? - Обратите внимание на слайд. Перед вами значения имен героев. Прочитайте что обозначает имя: Суок Тутти Гаспар - Расскажите, что мы узнали о наследнике Тутти из 1 и 2 части текста? Дополните свой ответ характеристикой героев, используя значение имени. - Составьте характеристику Суок с опорой на текст, дополнив свой ответ, опираясь на значение имени. - Докажите, что доктор Гаспар соответствует своему имени? -Как мы озаглавим с вами вторую часть текста. | Слушают учителя Читают текст, озаглавливают части и отвечают на вопросы В ожидании встречи с куклой Встреча с Суок и Тутти | Словесный (беседа) Практический (чтение текста вслух) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
Итог (5 мин) | Мы с вами прочитали две части произведения Ю.Олеши «Три Толстяка» - Расскажите, что мы узнали о наследнике Тутти из этой части текста? - Опишите образ Суок, расскажите о ее характере. – Как вы думаете, случайно ли появилась во дворце живая кукла? - Что помогли вам понять герои произведения? - Предположите, как будут развиваться события дальше? - Как бы вы поступили на месте главного героя? | Отвечают на вопросы учителя | Словесный (беседа) | Познавательные обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |