Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Кукольный театр. Г.-Х.Андерсен "Огниво" »
Плинер Виктория Львовна Днепропетровская городская специализированная начальных школа № 144 с углубленным изучением иврита, классов истории еврейского народа, еврейских традиций
4 класс – Знакомство с произведениями А.С.Пушкина, Г.-Х.Андерсена, Э.Гофмана, народными сказками, балетом, кукольным театром. (7ч)
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учеников
Ученик должен знать и уметь:
Объясняет особенности чтения вслух и молча;
Читает вслух текст после предварительной подготовки, умеет донести до слушателей содержание, смысл незнакомого для них текста;
Читает в лицах по разметке и без нее;
Просматривает текст или его часть и находит указанные элементы;
Ставит вопросы о содержании, смысле текста, отвечает на них;
Задачи урока:
Обучающая:
Познакомить учащихся со сказкой Г.-Х. Андерсена «Огниво»;
Расширить представление о творчестве великого сказочника Андерсена;
При помощи кукол инсценировать сказку.
Развивающая:
Развивать речь, мышление;
Развивать умение работать с текстом;
Работать над выразительностью чтения.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к чтению;
Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности;
Воспитывать уважение к старшим, чувство субординации, чувство такта.
Оборудование:
Учебник И.Ф.Гудзик – 4 класс;
Куклы;
Презентация Power Point;
Компьютер;
Телевизор.
Продолжительность: урок – 40 мин.
Тип урока: Изучение и первичное осознание нового учебного материала.
Метод обучения: Словесный, наглядный.
Ход урока
№
Этап
Цель
Методические приемы
Время
1.
Организационный этап
Подготовить учащихся к работе, организовать внимание
Беседа
1
2.
Этап подготовки учащихся усво-ению знаний
Повторить и систематизировать знания учащихся
Просмотр фрагмента фильма, беседа
7
3.
Постановка учебной задачи
Ознакомить с темой и целями урока
Сообщение учителя
1
4.
Мотивация уче-бной деятельно-сти
Подготовить учащихся к восприятию нового материала, рассказать историю возникно-вения кукольного театра
Сообщение учителя
2
5.
Этап усвоения новых знаний
Знакомство с творче-ством великого сказо-чника; сказкой «Огниво», работой кукольного театра.
Работа с уче-бником, про-смотр презе-нтации, беседа
16
6.
Этап закрепления нового матери-ала
Повторить материал, изученный на уроке
Инсценирование
12
7.
Рефлексия
Подвести итог урока
Беседа
1
8.
Домашнее задание
Сообщение домашнего задания
Беседа
1
Организационное начало. (1 мин)
Актуализация опорных знаний. (7 мин)
Беседа.
Посмотрите на экран.(Фрагмент фильма «Старая, старая сказка»)
Что вы сейчас просмотрели? (Фильм)
Скажите, пожалуйста, кто исполняет роли в кинофильме? (Живые люди).
А если сравнить с компьютерными играми, как изображены герои ваших любимых игр? (Рисованные герои)
Где еще вы встречали людей, которые играют роли? (В театре).
Кому из вас нравится театр?
Кто бывал в театре?
Какие театры нашего города вам знакомы? (Русский драматический им.М.Горького, украинский драматический им. Т.Шевченко, Театр оперы и балета, Кукольный театр – слайд 2,3).
Чем отличается Кукольный театр от других театров? (слайд 4)
Сообщение темы урока и постановка цели.
Сегодня на уроке мы поговорим о кукольном театре, узнаем, когда он возник. Познакомимся со сказкой Г.-Х.Андерсена «Огниво». Будем читать бегло и осознанно, работать над выразительностью речи, будем ставить вопросы и отвечать на них. А в конце урока попробуем разыграть кукольный спектакль.
Мотивация учебной деятельности.
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений.
Никто точно не знает, когда появился первый кукольный театр. Существует две легенды возникновения театра.
Вот первая:
В Китае, во время междоусобных воин, в одном городе люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. К императору пришёл мудрец и сказал: императору пришёл мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил.
Так куклы спасли город.
А вот вторая легенда:
Жил-был король. У него умерла жена. Он очень горевал. К нему пришёл мудрец и сказал: "Я тебе помогу. Ты будешь каждый день видеть свою жену, но никогда не заглядывай за ширму". Итак, он теперь видел свою жену, и она разговаривала с ним. Но однажды король не выдержал и заглянул за ширму. Там была плоская бумажная фигура. Король приказал повесить этого мудреца. В день казни король спросил, как он сделал такую точную копию королевской жены. Мудрец ответил, что он сделал куклу и расспросил служанок, о чём и как говорила королева, и создал теневую копию его жены. Тогда король отменил приказ о казни мудреца и велел во всём городе сделать теневые театры.
В России первое упоминание о кукольном театре было в 1609 году. Одной из первых кукол был Петрушка (слайд 5) . Его полное имя Пётр Петрович Уксусов. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад!
Традиционный театр кукол существует почти во всех странах мира. И сейчас, словно 100 – 200 лет назад, артисты кукольных театров стремятся повеселить своих зрителей, пошутить вместе с ними.
Первичное восприятие и осознание материала.
Работа над статьей «Кукольный театр» (с.105 – 106)
А) Словарная работа (слайды 6-8).
Марионетка – кукла, которая приводится в движение с помощью веревочек.
Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места театрального действия.
Ширма – складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой.
Б) Чтение статьи учащимися молча.
Когда вы будете читать статью, подумайте, какие вопросы вы могли бы задать своим одноклассникам.
Работа над сказкой Г.-Х.Андерсена «Огниво»
А) Рассказ ученика о великом сказочнике (подготовленный ученик – слайды 9 - 13)
Б) Чтение сказки учащимися.
В) Анализ прочитанного.
Поняли ли из этого отрывка, кто главный герой сказки?
Давайте попробуем дать характеристику этому персонажу. Подтверждайте свои ответы отрывками из текста.
А какова была ведьма? Как вы думаете, почему коварная ведьма так мило разговаривала с солдатом?
VІ. Закрепление и осмысление знаний.
Инсценирование сказки учащимися.
VІІ. Рефлексия.
На ваш взгляд, к какому виду сказок можно отнести сказку «Огниво»? (волшебная)
Дайте оценку герою сказки. Каков он?
Наш герой много пережил – в жизни были и неудачи. Но он был находчивым, щедрым, смелым, добродушным. И поэтому –счастлив.
VІІІ. Домашнее задание.
1 вариант: прочитать отрывок из учебника и проиллюстрировать его.
2 вариант: прочитать всю сказку и проиллюстрировать понравившийся отрывок.