I. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные. | Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! (слайд № 2) -Каким вы хотите видеть наш урок? -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка. -Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. | |
II. | Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по заданным моделям. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению изученных произведений. | -Ребята, давайте вспомним произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного слушания. -А для этого повторим памятку для обозначения моделей. (слайд № 3) Ваша задача - рассмотрите модели и назовите книги, которые соответствуют предложенным моделям. На доске две модели обложек. ? | | ____?__
_______ | | ? | | Познавательные: используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители). |
III. А) Б) | Изучение учебного материала. Постановка учебной задачи. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие); прогнозировать содержание на основе заголовка. Цель, которую учитель хочет достичь: организовать работу в правильном названии произведения и прогнозировании содержания. Методы организации работы: словесные, наглядные. Работа по теме урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: моделировать обложку книги; правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр. Цель, которую учитель хочет достичь: учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное; создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения. Методы: учебный диалог, моделирование. | -Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания? (Встреча с новым произведением). -Какие умения вам помогут на уроке? (Внимательно слушать, фантазировать, моделировать, прочитать). - Сегодня мы будем правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему с помощью моделирования на уроке. -Прочитайте автора произведения и заголовок. (слайд № 4) Заголовок – это окошко для взгляда вперёд, Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт. Заголовок – это не просто слова. Эти слова – всему голова! - О чём может быть текст с таким названием? -Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка). -Внимательно послушайте произведение и ответьте на вопрос: « Чьи предположения оправдались?» Слушание Чтение учителем произведения (книги закрыты). Презентация (слайды № 5-21). Проверка первичного восприятия. -Понравилось ли вам произведение? -Что вам понравилось? -Что вам не понравилось? -Когда вам было весело? А грустно? -Оправдались ли ваши предположения о заголовке произведения? Моделирование обложки. -А теперь нам предстоит задача моделирование обложки. -Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку). -Почему вы так решили? Докажите. -Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку. -Подумайте, о ком эта сказка? (О животных). -Покажите это на своих моделях. (Учащиеся выполняют модель обложки на листках бумаги). -Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку? -В.Сутеев. Значит, какая это сказка? - Авторская (литературная). -Укажите на модели фамилию автора. -Что вы знаете об этом человеке? (Слайд № 22 – фото В.Сутеева) -Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. Те иллюстрации, которые вы видели при прослушивании сказки, выполнены самим В. Сутеевым. -Писал сценарии к мультфильмам. -Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой. -Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев (Слайд № 23 – выставка книг). - Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева. -Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими. -С какими его произведениями мы уже знакомы? -Мы прочитали сказки Сутеева «Дядя Миша», «Под грибом», «Ёлка». -Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели. -Сравните с моей моделью. -Итак, мы выполнили модель. -Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке. - В. Сутеев «Палочка - выручалочка». Эта сказка о животных. Физминутка. (слайд № 24) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата; прогнозирование- предвосхищение результата. Коммуникативные: слушать и понимать речь других (когда говорит учитель надо слушать). Познавательные: формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Познавательные: моделирование - используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители). |
IV. | Закрепление учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов. Цель, которую учитель хочет достичь: развивать творческое воображение; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки; составлять план – схему с ключевым словом палочка; | 1. Анализ содержания. Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно? (Наподдать – ударить). -В каждом произведении есть главные герои. А сейчас мы должны их охарактеризовать. -Кто главные герои в сказке? (Слайд № 25 ). -Ёжик и Заяц. Обозначим на модели. З.
Ё.Ё
-Переверните модели и запишите это на обратной стороне. -Почему я поставила двустороннюю стрелку? -Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог. Работа в парах. -А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев. -Ваша задача – подумайте, каким был ёж и заяц (слайд № 26). -Соедините стрелочкой, какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу? воспитанный вежливый грубый смелый Ёжик невоспитанный добрый умный трусливый находчивый Заяц сообразительный скромный благодарный | Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу. - Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов. (Слайд № 27). З.
Ё. воспитанный невоспитанный вежливый грубый смелый трусливый добрый благодарный умный находчивый сообразительный скромный - Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные. -Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его? -Как автор относится к Ежу? К Зайцу? -Кто вам понравился больше и почему? 2. Работа с учебником и тетрадью. -Ребята, на сколько хорошо вы усвоили текст произведения, выполним задания по группам. Работа по группам (учебник). 1-я группа читает под зелёным прямоугольником; 2-я группа - найти в тексте как автор по-разному называет палочку. (выручалочка, скакалочка, вытягалочка, поднималочка, ударялочка, выручалочка). 3-я группа – читает под красным прямоугольником. Работа по тетради. При ответе 2 – ой группы коллективно выполняется № 2 стр. 33. При ответе 3 – ей группы - № 3 стр. 34. | Познавательные- демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения. Коммуникативные: работать в паре, стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение; обращаться к одноклассникам с использованием специальных знаков. Коммуникативные- находят в тексте информацию, необходимую для её решения. |
V. | Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Цель, которую учитель хочет достичь: выявлять авторскую точку зрения и выражать свою. | -Может ли простая палочка стать выручалочкой? - От чего это зависит? -В чьих руках простая палочка может стать волшебной? -Вы правы, а как об этом сказал автор? - Что самое важное? «Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!» (слайд № 28). - Чему учит нас сказка? - Какой урок возьмём из неё? -Что хотел нам сказать автор? -Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека. . Мой добрый друг, пожалуйста, Добро совершать не бойся. Помог кому – то – и радуйся, Награды не нужно большей. -Дарите людям добро! -Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? -Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. -Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию. -Спасибо за работу! | Познавательные: выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса. Личностные: оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики. |