kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения "Трудности скороговорок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скороговорки сложные и простые существовали еще очень и очень давно. Но изначальное их предназначение так и не установлено. Одни филологи считают, что такие сложные фразы были лишь способом развлечься и повеселиться в те времена, когда не было ни телевизоров, ни чего-то подобного. А иные уверены в том, что первые скороговорки, сложные, а порой и вовсе непроизносимые появились на Руси. Русские женщины с их помощью учили говорить своих детей.

Что касается нынешнего времени, то скороговорки используются логопедами при обучении детей и подростков произношению каких-либо букв. Кроме того, они помогают улучшать дикцию и делать речь более четкой и понятной. Так что «чистоговорки» (так их тоже иногда называют) периодически проговаривают актеры, певцы, дикторы и другие люди, чьи профессии каким-то образом связаны с выступлениями или разговорами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Трудности скороговорок" »

Урок литературного чтения, проведенного в 1 «Б» классе Хоршевой Е.В.



Тема: Трудности скороговорок.

Цели: познакомить со спецификой жанра скороговорки; учить понимать причины трудности при произнесении скороговорок; совершенствовать навыки чтения.



Ход урока

  1. Оргмомент.

В школе любимой и всем нам знакомой

Слышится снова веселый звонок:

«Девченки, мальчишки, скорее бежим на урок!»

И вот позади уж давно перемена,

Пора всем нам дружно

Приняться за дело!

  1. Введение в тему.

Работа с пословицей.

- А дело нам предстоит сегодня непростое. К нему надо серьезно подготовться.

- Объясните смысл пословицы: «Скорость нужна, а поспешность вредна».

- Эта пословица будет девизом нашего урока.



Игра на внимание «Что растет на нашей грядке?»

- Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат.

Наша грядка просто клад.

Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.

Отвечай –ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?



Дыхательная гимнастика

Упражнение 1.

- Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись, правую руку положили на верх живота. Вдохнули… Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, работают живот и грудная клетка. Повторите 5-6 раз.

Упражнение 2.

- Сели прямо, улыбнулись, вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10.

Слова произносим громко, четко, красиво. Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3-4 раза.



  1. Отработка навыка чтения.

Чтение слов в рабочей тетради с. 15, №1.

  1. Объявление темы урока и постановки целей урока.

Работа в тетради с.15, №2

-Прочитайте и отгадайте загадку.

- Заросли крапивы – любимое место на огородах у Бабы-Яги, а для Миши и Маши – самое трудное испытание. Крапива кусает всякого, кто не знает скороговорок и не умеет их быстро произносить. Этому мы и будем сегодня учиться.

- Ребята, для чего надо знать скороговорки? (Их полезно говорить для того, чтобы речь была красивая и четкая).

- Издавна люди старались научиться правильно, четко и красиво говорить. Для этого и еще для забавы они придумали словесные игры. Одна из самых веселых игр со словами – скороговорки. Условия этой игры понятны из названия - говорить нужно быстро. Но это не так просто, потому что слова в скороговорках похожи по звучанию, поэтому, когда их произносят быстро, они путаются, и получается смешно.

- Кто знает скороговорки и может произнести их в быстром темпе? Прочитайте.



- Тот, кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.



  1. Изучение нового материала.

- Скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в ни х играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям.

Любит русский народ наш скороговорки говорить. Начинает так строчить, что ни выговорить, не переговорить.



Физминутка.



Работа по учебнику (с.22)



- Открываем учебники, рассматриваем иллюстрацию.кот боится крапивы, он не знает скороговорок. кот так испугался, что даже прочитать их не может. давайте ему поможем.



А) самостоятельное чтение скороговорок.

- выберите самую, по вашему мнению, легкую для произнесения скороговорку. Проговорите ее сначала очень медленно, затем быстрее и, наконец, совсем быстро.



Б) Работа в парах.

- У нас остались трудные скороговорки (1-я и 3-я)

-Почему эти скороговорки трудно произносить?

- Воспользуйтесь при ответе подсказкой Кота (с.23).

- Проговорите их друг другу поочереди.

- Вывод: в трудной скороговорке рядом стоят слова, в которых используются одни и те же звуки, но в разном порядке: язык при быстром произнесении не успевает перестраиваться и вязнет, путается в похожих звуковых сочетаниях.

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

«На дворе растет трава,

На траве лежат дрова».

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!



В) работа по учебнику (с.23)

- рассмотрите иллюстрацию. Кто эти дети? Это не Маша и Миша (вспомните скороговорку о Карле и Кларе).

- Что они делают? (Ищут в сундуке игрушки)

- Легко ли им доставать из полного сундука необходимую игрушку?

- что хотел этим сказать художник, почему к скороговоркам он нарисовал такую иллюстрацию? (В шуточной форме показал трудности, которые есть в скороговорке).

- Хотели Маша и Миша покинуть огороды Бабы-Яги, но вдруг кто-то больно укусил сначала Машу, а потом и Мишу. Не унимается крапива, не хочет отпускать ребят!



Г) Работа по христоматии.

- Откройте содержание. На каких страницах находятся загадки и скороговорки Е. Благининой? Впишите в рабочей тетради (с.16).

- Найдите строчку, которая похожа на скороговорку. Подчеркните. Подготовьте выразительное чтение одного из двух стихотворений.



  1. Самостоятельная работа в тетради (с.15, №3)

  2. – Прочитайте первую скороговорку.

- Вам удалось услышать, как шуршит мышь?

- Какие звуки помогли? Подчеркните соответствующие буквы.

- Прочитайте вторую и третью скороговорки.

- Подчеркните буквы, которые обозначают повторяющиеся сочетания звуков.

- Прочитайте четвертую и пятую скороговорки.

- Подчеркните части слов, которые повторяются.

- Потренируйтесь быстро говорить скороговорки.



  1. Итог урока.

- Что такое скороговорки?

- Для чего они служат?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения "Трудности скороговорок"

Автор: Хоршева Елена Владимировна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства