Конспект урока литературного чтения "Трудности скороговорок"
Конспект урока литературного чтения "Трудности скороговорок"
Скороговорки сложные и простые существовали еще очень и очень давно. Но изначальное их предназначение так и не установлено. Одни филологи считают, что такие сложные фразы были лишь способом развлечься и повеселиться в те времена, когда не было ни телевизоров, ни чего-то подобного. А иные уверены в том, что первые скороговорки, сложные, а порой и вовсе непроизносимые появились на Руси. Русские женщины с их помощью учили говорить своих детей.
Что касается нынешнего времени, то скороговорки используются логопедами при обучении детей и подростков произношению каких-либо букв. Кроме того, они помогают улучшать дикцию и делать речь более четкой и понятной. Так что «чистоговорки» (так их тоже иногда называют) периодически проговаривают актеры, певцы, дикторы и другие люди, чьи профессии каким-то образом связаны с выступлениями или разговорами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Трудности скороговорок" »
Урок литературного чтения, проведенного в 1 «Б» классе Хоршевой Е.В.
Тема: Трудности скороговорок.
Цели: познакомить со спецификой жанра скороговорки; учить понимать причины трудности при произнесении скороговорок; совершенствовать навыки чтения.
Ход урока
Оргмомент.
В школе любимой и всем нам знакомой
Слышится снова веселый звонок:
«Девченки, мальчишки, скорее бежим на урок!»
И вот позади уж давно перемена,
Пора всем нам дружно
Приняться за дело!
Введение в тему.
Работа с пословицей.
- А дело нам предстоит сегодня непростое. К нему надо серьезно подготовться.
- Объясните смысл пословицы: «Скорость нужна, а поспешность вредна».
- Эта пословица будет девизом нашего урока.
Игра на внимание «Что растет на нашей грядке?»
- Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат.
Наша грядка просто клад.
Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.
Отвечай –ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
Дыхательная гимнастика
Упражнение 1.
- Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись, правую руку положили на верх живота. Вдохнули… Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, работают живот и грудная клетка. Повторите 5-6 раз.
Упражнение 2.
- Сели прямо, улыбнулись, вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10.
Слова произносим громко, четко, красиво. Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3-4 раза.
Отработка навыка чтения.
Чтение слов в рабочей тетради с. 15, №1.
Объявление темы урока и постановки целей урока.
Работа в тетради с.15, №2
-Прочитайте и отгадайте загадку.
- Заросли крапивы – любимое место на огородах у Бабы-Яги, а для Миши и Маши – самое трудное испытание. Крапива кусает всякого, кто не знает скороговорок и не умеет их быстро произносить. Этому мы и будем сегодня учиться.
- Ребята, для чего надо знать скороговорки? (Их полезно говорить для того, чтобы речь была красивая и четкая).
- Издавна люди старались научиться правильно, четко и красиво говорить. Для этого и еще для забавы они придумали словесные игры. Одна из самых веселых игр со словами – скороговорки. Условия этой игры понятны из названия - говорить нужно быстро. Но это не так просто, потому что слова в скороговорках похожи по звучанию, поэтому, когда их произносят быстро, они путаются, и получается смешно.
- Кто знает скороговорки и может произнести их в быстром темпе? Прочитайте.
- Тот, кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Изучение нового материала.
- Скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в ни х играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям.
Любит русский народ наш скороговорки говорить. Начинает так строчить, что ни выговорить, не переговорить.
Физминутка.
Работа по учебнику (с.22)
- Открываем учебники, рассматриваем иллюстрацию.кот боится крапивы, он не знает скороговорок. кот так испугался, что даже прочитать их не может. давайте ему поможем.
А) самостоятельное чтение скороговорок.
- выберите самую, по вашему мнению, легкую для произнесения скороговорку. Проговорите ее сначала очень медленно, затем быстрее и, наконец, совсем быстро.
Б) Работа в парах.
- У нас остались трудные скороговорки (1-я и 3-я)
-Почему эти скороговорки трудно произносить?
- Воспользуйтесь при ответе подсказкой Кота (с.23).
- Проговорите их друг другу поочереди.
- Вывод: в трудной скороговорке рядом стоят слова, в которых используются одни и те же звуки, но в разном порядке: язык при быстром произнесении не успевает перестраиваться и вязнет, путается в похожих звуковых сочетаниях.
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
«На дворе растет трава,
На траве лежат дрова».
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
В) работа по учебнику (с.23)
- рассмотрите иллюстрацию. Кто эти дети? Это не Маша и Миша (вспомните скороговорку о Карле и Кларе).
- Что они делают? (Ищут в сундуке игрушки)
- Легко ли им доставать из полного сундука необходимую игрушку?
- что хотел этим сказать художник, почему к скороговоркам он нарисовал такую иллюстрацию? (В шуточной форме показал трудности, которые есть в скороговорке).
- Хотели Маша и Миша покинуть огороды Бабы-Яги, но вдруг кто-то больно укусил сначала Машу, а потом и Мишу. Не унимается крапива, не хочет отпускать ребят!
Г) Работа по христоматии.
- Откройте содержание. На каких страницах находятся загадки и скороговорки Е. Благининой? Впишите в рабочей тетради (с.16).
- Найдите строчку, которая похожа на скороговорку. Подчеркните. Подготовьте выразительное чтение одного из двух стихотворений.
Самостоятельная работа в тетради (с.15, №3)
– Прочитайте первую скороговорку.
- Вам удалось услышать, как шуршит мышь?
- Какие звуки помогли? Подчеркните соответствующие буквы.
- Прочитайте вторую и третью скороговорки.
- Подчеркните буквы, которые обозначают повторяющиеся сочетания звуков.