Тема урока: Н. Н. Носов «На горке»
Методы и формы обучения.
Технологии: игровые, системно - деятельностного метода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, технология критического мышления
Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.
Средства обучения: аудиозапись в формате MP3, экран, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска, карточки с заданиями, текст на отдельном листке, карточки с названиями произведений Н. Н. Носова, карточки для моделирования.
Организационно - мотивационный момент Основная задача этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодейс-твия | УУД |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, я хочу подарить вам кусочек своей души, а как учитель - искорку знаний. Передайте её друг другу (жму руку ученику, остальные передают её по кругу в группах) -Садитесь. Вы видите, что мы сегодня работаем необычно. -На уроке мы будем художниками, литераторами, артистами, критиками, строителями. | Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия |
Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся Речевая разминка. - Подготовим голосовые связки к работе. Перед вами слоги и дыхательная гимнастика, прочитайте их выразительно с разной интонацией. Ну(интонация удивления), да (вопрос), эх(интонация сожаления), ах(восхищения) -Для чего мы проводим речевые разминки?(выразительно читать, чтобы с интересом слушали другие) |
Мы сегодня продолжаем знакомство с произведениями Н.Н. Носова. (Слайд с портретом Н. Н. Носова) Установка: - Давайте вспомним, какие рассказы для детей написал этот замечательный писатель? - А сейчас уберите лишние! Задание: (на карточках: «Фантазёры», «Вовка – добрая душа», «Незнайка на луне», «Живая шляпа», «Затейники», «Верёвочка»). - На партах лежат карточки – работаете быстро. -Прочитайте что вы подобрали о Носове? - Сопоставьте фамилии и факты биографии. Агния Львовна Барто Николай Николаевич Носов Самуил Яковлевич Маршак Родился в Воронеже, в семье талантливого изобретателя. Родился в Киеве, в семье актёра. Сам был постановщиком мультфильмов. Первый рассказ написал для своего сына. Нет такого мальчика или девочки, которые не могли бы с ходу прочитать стихи этого автора. -Прочитайте ответ. - Расположите события по порядку. Расставьте цифры 1, 2… Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять в шляпу. - Как называется рассказ? - Кто из ребят раскрыл секрет шляпы? (Вадик) - Загадку живой шляпы ребята разгадали. А вы любите разгадывать загадки? Посмотрите на доску. -Перед вами снежинки, на них слоги. Составьте слова из слогов.(снежинки собираются в горку) лы, ка, сан, жи, ток, ки, конь. -Какое слово лишнее? Почему? - В какое время года мы слышим эти слова? Мы сделали из снежинок ещё одно «зимнее» слово. Какое? -Мы сегодня знакомимся с рассказом Н Носова «На горке» и стараемся ответить на вопросы | 1) группа детей составляют кластер, убирая лишние слова 2)другая часть учеников выполняют задание на карточках. | Фронтальная, групповая | Регулятивные: планируют собственную деятельность. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет. Познавательные: логические; анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни Коммуникативные: строить связное высказывание |
3. Этап изучения нового учебного материала Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность |
Проблемный вопрос: - может ли строительство горки доставить радость? Можно ли исправить совершённые ошибки? Как нужно относиться к чужому труду? (Вопросы открываем на доске) - Что же это такое, горка? -У нас в гостях толковый словарь русского языка. - «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь» - А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта. - Существует понятие «Красная горка». Так в старину называли первую неделю после пасхальной. - Также можно увидеть горку сахара, соли, семечек и т. д. - О какой горке пойдёт речь у Носова? (снежной) На доске слайд с названием. Включаем рассказ (дети слушают) Целеполагание - Понравилось? Почему? - Как читал мальчик? (выразительно) - Вы прослушали театральную постановку. Читали артисты «Постановка – это произведение сценического искусства, может ставиться как на театральной сцене, так и на радио» - | Слушают произведение, прогнозируют развитие сюжета, отвечают на вопросы | Индивидуальная Фронтальная | Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы Коммуникативные: строить связное высказывание Коммуникативные: строить связное высказывание; находить нужную информацию через словари; Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; допускать существование других точек зрения. |
- Определите жанр этого произведения. Назовите признаки. (на столах лежат карточки с признаками разных жанров) Слайд (рассказ) - Откройте страницу учебника 60. - Прежде чем начнём читать, посмотрите на слайд: Словарная работа (на слайде трудные слова) - В тексте вам встретится слово «Дворницкая» Что обозначает это слово? (Помещение, где хранится инвентарь дворника: лопаты, грабли и т. д.) -1группа подумает и скажет Что значит «мотает головой», 2 группа- «нацепил коньки», 3 группа - «бух носом»? - Молодцы. 4. Физкультминутка выполняем движения, имитирующие лыжников, фигуристов и т.д. - Прочитайте тему урока на доске: «Чему нас учат рассказы Н. Н. Носова? В конце урока мы должны ответить на этот вопрос. | учителя. Обучающиеся объясняют значение слов, сохраняют учебную задачу. |
5. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися |
- Читаем текст, даю установку: -В каждой группе выберите по 2 чтеца. Они должны читать быстро и выразительно. Когда закончится логическая часть, вы прервётесь, тогда литераторы придумывают заголовок, а критики дают оценку чтецу. 1 часть. - Что строили ребята? - Долго они работали? - Что они сделали после работы? - Как вы назвали бы эту часть? (горка) 2 часть. - Каким вы представляете Котьку? (хитрый) - Почему? - Как назовём эту часть? (Котька) 3 часть. - Что произошло, когда ребята ушли? - Понравилась ему горка? Радовался ли мальчик успехам чужого труда? - Почему не удалось прокатиться? - Что придумал Котька? - Получилось ли теперь прокатиться? - Как назовём эту часть? (Ошибка Котьки) 4 часть. - Когда прибежали ребята, какие чувства у них возникли? Рассмотрите иллюстрацию. Как художники – иллюстраторы показали на рисунке, что ребята очень рассердились, а Котька испугался? - Вызывает ли улыбку этот рисунок? Почему? - Как назовём эту часть? (Возмущение; горка испорчена) 5 часть. - Исправил ли Котька ошибку? - Понравилось ли ему самому трудиться? - Понял ли он, что чужой труд надо ценить? По каким словам понятно, что Котька стал переживать, что кто-нибудь может сломать горку? - Как назовём эту часть? (На ошибках учатся) - Кто помог Котьке стать лучше? Какие в группах получились заголовки, прочитайте. | Делят текст на логические части, понимают информацию,представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, переводят её в словесную форму; анализируют, обобщают, классифицируют | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: формирование умения ценить и принимать базовые ценности: «труд» Познавательные: знаково-символические; логические; Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив |
6. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала -Вернёмся к вопросам на доске. Ответим на них. Задание на размышление. - Какие были ребята? Какой был Котька? На эти вопросы вы ответите, преобразовав таблицу «Характеристика литературного героя». Продолжаем работать в группах. Возьмите листочки с таким заголовком. В таблицу вы впишите то, что относится к Котьке и к ребятам (на слайде сравниваем работу детей с образцом) -Художники в это время(1 группа рассматривает иллюстрацию учебника и отвечает на вопрос: как художник показал на иллюстрации настроение героев? 2 группа составляет картинный план; 3 группа художников рассматривает животных на картинке) Итог: мы постарались дать краткую характеристику героям и выразили свое первое впечатление об этой истории. | Составляют модель, которая показывает как меняется настроение мальчиков в рассказе. Обучающиеся пытаются самостоятельно охарактеризовать ребят. Затем подбирают предложенные учителем слова для характеристики героев. | Групповая | Познавательные УУД: Знаково-символические: моделирование, преобразование модели; Логические: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Выберите пословицы, которые подходят к рассказу: «Семь раз отмерь - один раз отрежь» «Умел ошибиться, умей и поправиться» «Волков бояться - в лес не ходить» « Любишь кататься, люби и саночки возить!» « Поспешишь-людей насмешишь» Вернёмся к теме нашего урока. Чему нас учат рассказы Носова? Уважай труд других людей! Будьте трудолюбивы, играйте дружно! | Расставляют картинки по порядку на презентации. Работают фронтально, подбирают заголовки к иллюстрации. | | Личностные: допускать существование других точек зрения |
7. Инструктаж о выполнении домашнего задания |
Домашнее задание: выберите себе выберите по желаниюПрочитать, рассказать рассказ «На горке» от своего имени, пересказать. | | | |
8. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока) |
- Мы узнали сегодня, что совместный труд приносит радость. Проверим это, построив свою горку. Для этого выберите те пазлы, символы на которых подходят к нашему уроку и соберите их. Один пазл от группы принесёт самый активный сегодня участник группы. - У вас на парте снежки, прикрепите их на горку вверху, в середине, внизу, кто как ощущает себя по работе на уроке. -Продолжите предложение: Я сегодня познакомился с рассказом… Я узнал, что … Я справился со всеми … Я не понял … Я хочу похвалить… Настроение после урока … | Ориентируются в нравственном содержании прочитанного, соотносят поступки с нравственными нормами; моделирование | | Личностные: допускать существование других точек зрения |