III. Актуализация знаний | 8 мин | - Сегодня у вас будет возможность потренироваться обдумывать прочитанное, но прежде чем преступить к чтению нового произведения, давайте вместе с вами вспомним то, что изучили на прошлых уроках. - Перед вами карточки. Ваша задача в парах, соединить стрелочками автора и название его произведения. Рояль – О. Мандельштам Корзина с еловыми шишками – К. Паустовский Перед сном – А. Барто Девочка на шаре – В. Драгунский Морская собака – Г. Сапгир Капитан Клюквин – Ю. Коваль - Проверьте свои ответы по слайду - Поднимите руки у кого все ответы правильные. Молодцы. Поставьте себе отметку «5» - Поднимите руки у кого один ответ не верный. Молодцы. Поставьте себе отметку «4» - Поднимите руки у кого от 2 ошибок и больше. Вам необходимо вспомнить тексты и авторов произведений, которые вы изучали - Ребята, кто из вас может ответить еще на один вопрос - о каком композиторе идет речь в произведении Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками»? - Вспомните, какие картины представляла себе Дагни, слушая симфоническую музыку Грига? Если затрудняются ответить: - Откройте учебник на 143 странице и найдите ответ - Как вы думаете, почему автор назвал Грига волшебником и великим музыкантом? | Расставляют карточки в парах Рояль Ю. Коваль Корзина с Г. Сапгир еловыми шишками Перед сном А. Барто Девочка на шаре К. Паустовский Морская собака О. Мандельштам Капитан Клюквин В. Драгунский Проверяют ответы по слайду Поднимают руки - Об Эдварде Григе -Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни чувствовала порыв воздуха Выражают свое мнение | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Познавательные УУД – структурирование знаний | Опрос Упражнение Наглядный – карточки Работа в парах |
IV. Постановка цели | 5 мин | - У каждого композитора есть свои секреты мастерства. Сегодня мы перенесёмся в 18 век, в Австрию и узнаем еще одну тайну рождения музыки... - Откройте учебник на с. 146 и прочитайте название текста - Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь? – Кто такие сверчки и где они живут? - Слышали ли его песню? - Послушайте песню сверчка и ответьте на вопрос – какие картины возникали у вас при слушании - Какие картины вы представляли, слушая пение сверчка? – Рассмотрите иллюстрацию. С каким инструментом автор изобразил сверчка? - Как вы думаете, зачем автор изобразил сверчка с инструментом? – Кто слушает игру сверчка? - Обратите внимание на то, как одет мальчик. Можем ли мы сказать, что он наш современник? - Докажите свою точку зрения – О какой тайне идет речь, узнаем прочитав произведение Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка» - Итак, произведение, какого автора мы сегодня с вами будем читать и анализировать на уроке? - На какой вопрос мы должны найти ответ? | - Тайна запечного сверчка - О сверчке, о тайне - Сверчок – прямокрылое насекомое, издающее крыльями стрекочущие звуки. Сверчок напоминает кузнечика. Известно два вида сверчков: один живет в поле, а другой в домах людей. Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями» - Да/нет Слушают пение сверчка Выражают свое мнение - Со скрипкой - Чтобы показать, что он музыкант - Мальчик - Нет - У него на голове парик, а так же старинная одежда - Мы будем читать произведение Геннадия Цыферова «Тайна запечного сверчка» - О какой тайне запечного сверчка рассказывается | Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока Регулятивные УУД - целеполагание Коммуникативные УУД –формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос | Беседа Работа с учебником |
IV. Открытие новых знаний | 15 мин | - Сегодня на уроке при чтении у нас встретятся трудные слова. Давайте проведем словарную работу. - Ребята, вы знаете, что такое бутафорское оружие? - А что такое стрельчатые окна? - Ребята, что значит чопорный? При затруднении ответить: - Откройте 149 страницу. Прочитайте сноску - А что значит позументы? Давайте прочитаем сноску - Менуэт - старинный народный французский грациозный танец Первичное чтение. - Давайте прочитаем «Небольшое вступление». Слушайте внимательно, чтобы нам удалось разгадать тайну сверчка и в конце урока ответить на вопрос, сказку или рассказ мы прочитали Учитель читает «Небольшое вступление» по ходу чтения задает вопросы: Выяснение первичного восприятия: - Вспомните, в каком городе жил маленький Моцарт? - Найдите и прочитайте, как автор описывает старый Зальцбург - Какие картины предстают в воображении автора, когда он говорит о музыке? - Как вы думаете, почему музыку Моцарта автор называется сказочным чудом? - Самостоятельно прочитайте главу «О сказочной тайне маленького Моцарта». Подготовьте ответы на вопросы: 1. С кем встретился маленький Моцарт? 2. Что удивило вас в их диалоге? 3. Найдите в тексте слова, которые помогут вам описать характер маленького Моцарта. Зачитайте их 4. Какие слова автор использует для описания характера сверчка? Выявление первичного восприятия: - С кем встретился маленький Моцарт? - Что удивило вас в их диалоге? - Найдите в тексте слова, которые помогут вам описать характер маленького Моцарта. Зачитайте их Если ответят «маленький»: - Маленький – это черта характера? - Ребята, посмотрите на слайд. Какие еще черты характера вы бы взяли для характеристики маленького Моцарта? хвастливый трудолюбивый маленький загадочный талантливый настойчивый самокритичный МОЦАРТ вежливый нарядный веселый благодарный мудрый Если ответят «маленький», «нарядный»: - Маленький, нарядный – это черты характера? - Какие слова автор использует для характеристики сверчка? - Какие еще черты характера со слайда можно отнести к сверчку? хвастливый зеленый трудолюбивый загадочный маленький талантливый СВЕРЧОК настойчивый нарядный самокритичный вежливый усатенький веселый благодарный мудрый Если ответят «зеленый», «нарядный», «маленький», «усатенький»: - Зеленый, маленький, нарядный, усатенький – это черты характера? | – Это ненастоящее оружие, похожее на подлинное – Это окна в форме арки, завершающиеся острым углом - Чопорный – значит чрезмерно строгий в поведении При затруднении открывают 149 страницу, читают сноску - Позументы – тесьма, шитая золотом или серебром - Менуэт - старинный народный французский грациозный танец Первичное чтение. Слушают «Небольшое вступление» - Маленький Моцарт жил в городе Зальцбург - «…Полночь. По тихим узким улочкам бредёт ночная стража. Звон её бутафорского оружия пугает запоздалых гуляк. Всплеснув руками, они, точно мотыльки, тычутся носами в освещённые окна. В тёмных садах пахнет ночными фиалками…» - «Я слушаю ту старинную музыку, и, как наяву, предстаёт перед моими глазами и маленький старый домик, и сам маэстрино — весёлый мальчик с тоненькой шейкой, в серебряном паричке, похожий на вербную веточку. Прекрасное видение!..» - Потому что она очень красивая Читают про себя главу «О сказочной тайне маленького Моцарта», ищут ответы на вопросы - Со сверчком Выражают свое мнение - Маленький, вежливый, восторженный, немного рассерженный и смущённый - Нет, это описание внешнего вида - Трудолюбивый, талантливый, настойчивый, самокритичный, вежливый, благодарный - Нет, это описание внешнего вида - Настойчивый, мудрый - Трудолюбивый, загадочный, талантливый, настойчивый, вежливый, мудрый Нет, это описание внешнего вида | Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес); Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; | Работа с учебником Беседа Чтение по ролям Комбинированное чтение Словарная работа |
| | Повторное чтение первой главы (с. 147–148) по ролям - Давайте прочитаем эту главу по ролям. Назовите действующих лиц - С какой интонацией будем читать за маленького Моцарта? - Как будем читать за сверчка? - По ролям будут читать … (Имена чтецов) Выявление вторичного восприятия: – Ребята, сколько лет было Вольфгангу? – О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка? – Почему автор называет скрипку Сверчка волшебной? – С какой трудностью встретился юный Моцарт? Как к этому отнёсся Сверчок? – Какую тайну открыл Сверчок Вольфгангу? - Как вы думаете, почему сверчок открыл свою тайну именно Вольфгангу? – Исполнилась ли мечта Моцарта? - О чем мечтал сверчок? – Знаете ли вы, ребята, что отец маленького Моцарта, скрипач Леопольд Моцарт, написал в своих записках: «Этот менуэт Вольфганг выучил в половине десятого вечера, в возрасте четырёх лет, за день до своего дня рождения». - Давайте послушаем эту музыку - Верите ли вы в тайну, которую нам рассказал Г. Цыферов в произведении «Тайна запечного сверчка» - Прочитайте название второй главы - Прочитайте эту главу и подумайте, почему эта глава так называется? Начнет читать … (Имя чтеца) Выявление первичного восприятия: – Почему так волновались Моцарты, приехав в столицу Австрии – в Вену? – Найдите в тексте и прочитайте, как зал отнесся к выступлению Моцарта? - Почему глава так называется? - Какое удивительное событие произошло утром, едва Моцарт проснулся? - Найдите в тексте, как природа откликнулась на музыку Моцарта – Какое произведение, сказку или быль мы прочитали? - Докажите, что есть элементы сказки - Докажите, что есть элементы описания реальной жизни - Послушайте, чем заканчивается это произведение и ответьте на вопрос, стал ли Моцарт великим музыкантом? под музыку «Напрасно грустили о Моцарте зальцбуржцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся. А вскоре почтовая карета привезла из австрийской столицы письмо. В нём торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия”». Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей.» - Стал ли Моцарт великим музыкантом? | - Моцарт, сверчок, автор - Как за меленького ребенка, но с характером - Как за взрослого опытного музыканта Назначаются чтецы - Вольфгангу было 4 года - Он мечтал научиться так же красиво играть, как сверчок - Потому что она очень красиво играла - С тем, что Моцарт был еще совсем маленький. Сверчок на это топнул ножкой и сказал, что еще меньше него, но все равно играет - Тайну, о том, что умеет играть на скрипке. - Потому что у Моцарта есть слух и сердце - Да, мечта Моцарта исполнилась - О том, чтобы, когда Моцарт станет знаменитым, он не раз вспоминал о сверчке Слушают менуэт Высказывают свое мнение - О танцующем снеге. О Вене и серебряной шпаге принца Читают вторую главу «О танцующем снеге. О Вене и серебряной шпаге принца». Комбинированное чтение - Потому что они думали, что музыка Моцарта может не понравиться императору, императрице, придворным и столичным музыкантам - «Вольфганг играл бесподобно» – то есть… превосходно, его игру нельзя было сравнить ни с чьей. Весь зал переживал чувства, которые всколыхнула в людях музыка. - Потому что в ней рассказывается о том, что Моцарта отправился в Вену, о том, что принц подарил ему шпагу - Император сделал подарок Моцарту – очень высокая честь и признание - «Кружился и кружился пушистый радостный снег! Снежинки падали и застывали на ней нежными прозрачными цветами» - Сказка переплетается с реальностью - Сверчок разговаривал, сверчок играл на скрипке - Известный композитор - Моцарт - Да | | |
V. Применение новых знаний | 5 мин | На доске разноцветные фигуры: черные, желтые, красные, коричневые, оранжевые - Посмотрите на слайд, какие краски вы бы выбрали, чтобы изобразить музыку в цвете? - Объясните свой выбор - Ребята, посмотрите на карточки, вам необходимо вставить слова в стихотворение, чтобы оно подходило к произведению Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка» … музыка была, …музыка звучала. … скрипочкой сверчка Она сегодня зазвучала Грустная Веселая Прекрасной Чудесно Волшебной Печальная Радостная Сказочной - Давайте прочитаем ваши стихотворения | Выбирают цвета, объясняют свой выбор Вставляют слова в стихотворение Читают свои варианты | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы; Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний | Упражнение Наглядный – карточки Беседа |
VI. Итог урока. Рефлексия. | 3 мин | - Оцените свою работу на уроке. Покажите звездочку, если вам понравилось работать на уроке, вы все поняли Покажите кружочек, если работать вам понравилось, но возникали трудности - Какие трудности у вас возникали? Покажите знак вопроса, если вы многое не поняли и у вас возникали трудности - Какие трудности у вас возникали? - Давайте вспомним эпиграф нашего урока (на слайде) - Как вы думаете, читая произведение, мы основательно продумывали прочитанное? - Докажите свое мнение - Реализовался эпиграф нашего урока? | Оценивают свою работу на уроке Выражают свое мнение Выражают свое мнение - «Читая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре.» Эразм Роттердамский - Да - Да | Регулятивные УУД – оценка Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия - анализ | Опрос |