Лисиченко Галина Анатольевна
  Учитель начальных классов
  Школы-интерната № 23 ОАО «РЖД»
  Г. Слюдянка  
  
 
  Духовно-нравственное воспитание.
  Урок литературного чтения по теме
  "А.П. Платонов «Самое удивительное чудо».  
  "Цветок на земле". 3-й класс
  
 
    
  Целевые установки урока (планируемые результаты):
  Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
  Метапредметные:
  Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.
  Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.
  Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать,  при необходимостиделегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.
  Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.
  Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.  
  Ход урока  
  - Чтение эпиграфа урока. 
- Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы. 
 К. Паустовский
 2. Лексическая разминка, осмысление ключевых слов.
 - Назовите словосочетание, употребленное в переносном значении.
 «сухая душа»
 а)Подбери синонимы:
 -Черствая, безразличная, равнодушная.
 б) Антонимы: (на наборное полотно выставляются карточки-опоры)
 -Добрая, богатая, чуткая, сострадающая, полная жизни.
  -О ком из героев рассказа Платонова можно сказать, что у него«душа добрая
  III. Речевая разминка.
  1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)
  -  Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
  1) И старость не страшна, коли молодые помогут.
  2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
  3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
  2. Работа над правильным выразительным чтением.
  -  Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
  
 
  Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».
   Актуализация жизненного опыта учащихся.
  Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?
  Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?
  Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.  
  (волонтёры
  Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле»
  Сегодня мы продолжим работу с произведением Андрея Платонова,»Цветок на Земле» . Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).
  Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.
  Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.
  Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).
  Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»
  * Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).
  - Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.
  Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?
  О каких событиях рассказал нам автор?
  Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?
  Что можете сказать об отношениях деда и внука  
  Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.
  Составление плана исследовательской работы.
  Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).
  Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).  
  (ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)
  Инструктаж учителя по выполнению заданий.
  Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.
  Вспомните правила работы в группах.
  Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.
  Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.
  Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.
  Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:
  
 
  Карточка 1.
  Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.
  Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
  Почему дедушка Тит всё время спит?
  Как к этому относится Афоня?
  Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?
  Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
  Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.  
  
 
  
 
  Карточка 2
  Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.
  Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
  Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?
  Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?
  Как реагировал дедушка на вопросы внука?
  Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
  Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.  
  Карточка 3
  Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.
  Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
  Почему Афоня решил остановить маятник у часов?
  От чего дедушка проснулся?
  Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?
  Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».
  Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.  
  
 
  Карточка 4
  Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
  Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
  Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?
  Почему дедушка «осерчал» на внука?
  Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.
  Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?
  Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод .
  Карточка 5
  Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.
  Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
  Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?
  Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?
  Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?
  Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.
  Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.
  Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод .
  Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).
  Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:
  С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.
  С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.
  С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.
  С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.
  С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.
  С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.
  Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
  Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?
  Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул?
  Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой?
  Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?
  О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?
  Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).
  Сделайте вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
  Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.
  Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.  
  
 
  
 
  тест
     |  Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа. ________________________________________________   ________________________________________________ 
 | 1. Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа. ________________________________________________   ________________________________________________ 
 | 
  |  Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете.   _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. |  Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете.   _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. | 
  | 
 | 
 | 
  |  Восстанови пословицу:  Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна. _____________________________________________________________    | 4.Восстанови пословицу: Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а. __________________________________________________________ | 
  |  Расшифруй слово: 400 : 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н) 470 – 90= (ж) 810 -110= (у) 40 : 4 = (р) 560 + 80 = (т)           | 640 | 10 | 700 | 380 | 4 | 7 | 590 | 600 |   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   
 |   5. Расшифруй слово:  500 :100= (о) 47 * 10= (в)  430 + 70 = (е) 64 : 8 = (т)  720 – 90 = (с ) 920 -120 = (р)  60 : 6 = (к) 480 +60= (л)  77 : 7 = (а)            | 540 | 500 | 10 | 11 | 800 | 630 | 8 | 470 | 5 |   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |  
 | 
 
  
 
  Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »  
  труженик, он из смерти работает жизнь. »  
  Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди — пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)
  
 
  
 
  Итог урока. Рефлексия.
  Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.
  Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.  
  
 
  2.Аутотренинг - релаксация
  Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»
  (звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
  «Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.
  Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
  Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.
  Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».  
  
 
  Домашнее задание.В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросытест
     |  Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа. ________________________________________________   ________________________________________________ 
 | 1. Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа. ________________________________________________   ________________________________________________ 
 | 
  |  Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете.   _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. |  Расставь порядок плана рассказа: _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Проснулся ненадолго.  _____Гребешок для деда.   ____ Опять скучно жить на свете.   
 | 
  | 
 | 
 | 
  |  Восстанови пословицу:  Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна. _____________________________________________________________    | 4.Восстанови пословицу: Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а. __________________________________________________________ | 
  |  Расшифруй слово: 400 : 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н) 470 – 90= (ж) 810 -110= (у) 40 : 4 = (р) 560 + 80 = (т)           | 640 | 10 | 700 | 380 | 4 | 7 | 590 | 600 |   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   
 |   5. Расшифруй слово:  500 :100= (о) 47 * 10= (в)  430 + 70 = (е) 64 : 8 = (т)  720 – 90 = (с ) 920 -120 = (р)  60 : 6 = (к) 480 +60= (л)  77 : 7 = (а)            | 540 | 500 | 10 | 11 | 800 | 630 | 8 | 470 | 5 |   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |  
 | 
 
  
 
  
 
  
 
  Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »  
  Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди — пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)
 Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано. 
    - Как вы думаете, что это? (План)
    - Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
    - Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
 ·                      На печи рядом с дедом.
 ·                      Скучно Афоне жить на свете. 
 ·                      Дед Тит.
 ·                      Опять скучно жить на свете.
 ·                      Пошли «белый свет пытать».
 ·                      Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
 ·                      Проснулся ненадолго.
 ·                      Гребешок для деда.
    - Прочитайте план. Проверяем все у себя. 
 Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь")
 - Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)
 - Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка:постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни)
 - "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.
 Цветок - этот самый труженик, он из смерти работает жизнь.  
  Люди- пахари, хлебу помогают расти.  
 Труд - делает жизнь, создаёт её.