Лисиченко Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
Школы-интерната № 23 ОАО «РЖД»
Г. Слюдянка
Духовно-нравственное воспитание.
Урок литературного чтения по теме
"А.П. Платонов «Самое удивительное чудо».
"Цветок на земле". 3-й класс
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.
Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.
Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимостиделегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.
Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.
Ход урока
Чтение эпиграфа урока.
Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.
К. Паустовский
2. Лексическая разминка, осмысление ключевых слов.
- Назовите словосочетание, употребленное в переносном значении.
«сухая душа»
а)Подбери синонимы:
-Черствая, безразличная, равнодушная.
б) Антонимы: (на наборное полотно выставляются карточки-опоры)
-Добрая, богатая, чуткая, сострадающая, полная жизни.
-О ком из героев рассказа Платонова можно сказать, что у него«душа добрая
III. Речевая разминка.
1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)
- Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
1) И старость не страшна, коли молодые помогут.
2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
2. Работа над правильным выразительным чтением.
- Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».
Актуализация жизненного опыта учащихся.
Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?
Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?
Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.
(волонтёры
Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле»
Сегодня мы продолжим работу с произведением Андрея Платонова,»Цветок на Земле» . Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).
Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.
Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.
Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).
Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»
* Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).
- Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.
Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?
О каких событиях рассказал нам автор?
Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?
Что можете сказать об отношениях деда и внука
Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.
Составление плана исследовательской работы.
Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).
Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).
(ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)
Инструктаж учителя по выполнению заданий.
Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.
Вспомните правила работы в группах.
Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.
Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.
Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.
Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:
Карточка 1.
Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка Тит всё время спит?
Как к этому относится Афоня?
Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.
Карточка 2
Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?
Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?
Как реагировал дедушка на вопросы внука?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.
Карточка 3
Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня решил остановить маятник у часов?
От чего дедушка проснулся?
Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».
Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.
Карточка 4
Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?
Почему дедушка «осерчал» на внука?
Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?
Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод .
Карточка 5
Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?
Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?
Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?
Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.
Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод .
Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).
Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:
С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.
С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.
С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.
С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.
С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.
С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?
Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул?
Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой?
Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?
О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?
Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).
Сделайте вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.
Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.
тест
Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа. ________________________________________________ ________________________________________________ | 1. Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа. ________________________________________________ ________________________________________________ |
Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. | Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. |
| |
Восстанови пословицу: Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна. _____________________________________________________________ | 4.Восстанови пословицу: Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а. __________________________________________________________ |
Расшифруй слово: 400 : 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н) 470 – 90= (ж) 810 -110= (у) 40 : 4 = (р) 560 + 80 = (т) 640 | 10 | 700 | 380 | 4 | 7 | 590 | 600 | | | | | | | | | | 5. Расшифруй слово: 500 :100= (о) 47 * 10= (в) 430 + 70 = (е) 64 : 8 = (т) 720 – 90 = (с ) 920 -120 = (р) 60 : 6 = (к) 480 +60= (л) 77 : 7 = (а) 540 | 500 | 10 | 11 | 800 | 630 | 8 | 470 | 5 | | | | | | | | | | |
Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »
труженик, он из смерти работает жизнь. »
Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди — пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)
Итог урока. Рефлексия.
Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.
Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.
2.Аутотренинг - релаксация
Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»
(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
«Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.
Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».
Домашнее задание.В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросытест
Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа. ________________________________________________ ________________________________________________ | 1. Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа. ________________________________________________ ________________________________________________ |
Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. | Расставь порядок плана рассказа: _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. ____ Опять скучно жить на свете. |
| |
Восстанови пословицу: Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна. _____________________________________________________________ | 4.Восстанови пословицу: Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а. __________________________________________________________ |
Расшифруй слово: 400 : 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н) 470 – 90= (ж) 810 -110= (у) 40 : 4 = (р) 560 + 80 = (т) 640 | 10 | 700 | 380 | 4 | 7 | 590 | 600 | | | | | | | | | | 5. Расшифруй слово: 500 :100= (о) 47 * 10= (в) 430 + 70 = (е) 64 : 8 = (т) 720 – 90 = (с ) 920 -120 = (р) 60 : 6 = (к) 480 +60= (л) 77 : 7 = (а) 540 | 500 | 10 | 11 | 800 | 630 | 8 | 470 | 5 | | | | | | | | | | |
Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »
Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди — пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)
Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.
- Как вы думаете, что это? (План)
- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
· На печи рядом с дедом.
· Скучно Афоне жить на свете.
· Дед Тит.
· Опять скучно жить на свете.
· Пошли «белый свет пытать».
· Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
· Проснулся ненадолго.
· Гребешок для деда.
- Прочитайте план. Проверяем все у себя.
Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь")
- Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)
- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка:постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни)
- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.
Цветок - этот самый труженик, он из смерти работает жизнь.
Люди- пахари, хлебу помогают расти.
Труд - делает жизнь, создаёт её.