Конспект урока литературного чтения по теме: "Н.С.Шер. Картины-сказки"
Конспект урока литературного чтения по теме: "Н.С.Шер. Картины-сказки"
Урок литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века, автор Л. А. Ефросинина)
Тема: Н.С.Шер. Картины – сказки
Цели урока: Образовательные:
- продолжить знакомство с новым литературным жанром «очерк», научить сравнивать очерк с художественным рассказом;
- через работу над очерком познакомить с жизнью и творчеством художника В. М.Васнецова
- продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся; Развивающие:-
- развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;
- способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе, в паре;
- содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;
- формировать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, тест, кроссворд, толковый словарь Ожегова, творческие работы учащихся. Тип урока: урок изучения новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: "Н.С.Шер. Картины-сказки"»
Урок литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века, автор Л. А. Ефросинина)
Тема: Н.С.Шер. Картины – сказки
Цели урока: Образовательные:
- продолжить знакомство с новым литературным жанром «очерк», научить сравнивать очерк с художественным рассказом;
- через работу над очерком познакомить с жизнью и творчеством художника В. М.Васнецова - продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся; Развивающие:-
- развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения; - способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитательные: - воспитывать умение работать в группе, в паре;
- содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам; - формировать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, тест, кроссворд, толковый словарь Ожегова, творческие работы учащихся. Тип урока: урок изучения новых знаний.
Ход урока:
1. Организация класса
На доске пословица «Мало уметь читать, надо уметь думать»
- Урок литературного чтения. Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. Действительно, на уроках чтения мы должны не просто читать, но и рассуждать, высказывать свое мнение, осмысливать прочитанное.
2. Актуализация изученного - Какие жанры художественной литературы вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть). (слайд 2)
- Какого жанра не хватает на этой схеме? (очерк).
- Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру. (Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни).
- С чем можно сравнить очерк? (с документальным фильмом).
- Как называют автора очерка? (очеркистом).
- Что не имеет право делать очеркист? (не имеет права изменять факты).
- Почему? (Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна).
- На какие две группы можно разделить изученные очерки? (О Родине, о людях).
- Есть ещё группа очерков – о природе, мы их изучим позже.
3. Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы размышляли о том, что такое Родина.
- Проверим домашнее задание «Родина для меня – это….»
(Презентация детских работ - рисунки, стихи, сочинения, синквейн, слайдовые презентации.)
4. Сообщение темы (слайд 4) Автор очерка, с которым мы будем знакомиться на уроке, Н.С.Шер.Называется он «Картины - сказки». Как вы думаете, о чем или о ком может быть произведение с таким названием? (высказывают предположения)
После знакомства с текстом вы сможете ответить на эти вопросы и проверить наши предположения.
5. Первичное восприятие произведения
Подготовленные учащиеся вместе с учителем выразительно читают текст по абзацам.
(По ходу чтения демонстрируются слайды 5-14, иллюстрирующие текст)
6. Анализ произведения
6.1.Проверка первичного восприятия.
- Понравилось произведение? Поделитесь своими впечатлениями.
- Кто из вас оказался прав?
6.2. Словарная работа
- Какие слова вам были непонятны?
- Найдем их объяснение в толковом словаре Ожегова.
6.3. Самостоятельное чтение
- Прочитаем текст в паре по абзацам. Вам встретятся трудные слова
«Читай правильно!» «Произноси правильно!»
(Учащиеся по абзацам «по кругу» читают текст)
5.4. Первичный анализ текста.
- Что мы прочитали? Какого жанра произведение? Докажите. (Это очерк. Здесь приведены факты из биографии писателя. Здесь нет вымысла).
- Где жил Васнецов?
- Сохранился ли его дом?
- Что необыкновенного в нём?
- Что можете сказать о дочери?
- Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?
- Какой рисунок выражает мысли автора?
- Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?
(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь просмотровым, поисковым чтением)
- Задайте свои вопросы по тексту.
- Какие картины входят в «Поэму семи сказок»?
- С каким чувством работал над этими картинами художник?
- Как называется трогательная и поэтичная картина о девушке? («Алёнушка»)
- Это любимейшая картина Васнецова. Где она находится? (В Третьяковской галерее).
- Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и…(Архитектурой).
- «Богатырей» писал 20 лет, эта картина тоже в Третьяковской галерее.
- Какая картина висит напротив «Алёнушки»? («Иван – царевич на сером волке»).
- Как Васнецов относится к Ивану – царевичу? Почему? (Иван – царевич нравится Васнецову. Герой сказки преодолевает все препятствия, его доброе сердце побеждает зло).
- Как он писал картину? С каким чувством?
- Назовите ещё одну картину с изображением Ивана - царевича. («Ковёр - самолёт»).
- О чём мечтал Васнецов? Почему? (Побывать на ковре – самолёте). - Почему Васнецов часто вспоминал людей, мечтавших о полётах в небо?
7. Творческая работа в группах
(слайд 15, выход названий центров по щелчку) Задания:
1. Распределить обязанности в группе (художники, очеркисты) 2. Выбрать сказку (Название сказок вытягивают руководители групп)
3. Создать иллюстрацию к сказке.
3. Написать очерк о работе «художников»
Проверка работы в группах
8. Итог урока. Рефлексия
- Как говорит о Родине Н.С.Шер? («Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…»)
- Что можно сказать о Васнецове? (Он как раз и был таким человеком. Прославил Родину своими картинами).
- Современники отзывались о Васнецове так: «Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович», «наше ясное солнышко –В.М.Васнецов. В нём бьётся особая струнка», – так характеризовал художника И.Н.Крамской.
Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В.М.Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.
- Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове? (Н.С.Шер, автор очерка «Картины - сказки») - Что узнали нового?
-Составьте синквейн по уроку (в группе)
9. Домашнее задание
По выбору:
1.Найти информацию о детстве В.М.Васнецова. 2.Пересказ очерка