kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения на тему Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы» и «Людоед и принцесса…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы» и «Людоед и принцесса…»

Класс: 3 в

Тип: открытие нового знания (ОНЗ)

Цель: развитие умений высказывать и аргументировать своё эмоциональное отношение к героям стихотворений.

Задачи:

  1. Личностные: формирование потребности к восприятию и чтению стихотворений, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости посредством работы над анализом произведения;  формирование желания выполнять учебные действия;

Предметные: развитие умений выразительно читать произведение, воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, одноклассников, самостоятельно определять  содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  1. Метапрадметные:
  • Познавательные: развитие умений производить простые (анализ, обобщение) и составные (построение рассуждений и утверждений) логические действия; формирование умений пользоваться разными видами чтения: изучающим, находить ответы на вопросы учителя в стихотворениях;
  • Коммуникативные: развитие умений оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, (что понравилось из прочитанного и почему), принимать иную точку зрения;
  • Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным матери­алом при сотрудничестве с  педагогом.

КУМО: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, часть 2 по Образовательной системе «Школа 2100», мультимедийная презентация, видеоматериалы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы» и «Людоед и принцесса…» »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»









Конструкт урока по литературе на тему:

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира

«Смеянцы» и «Людоед и принцесса…»

3 в класс







Исполнитель:

Краснова Марина Николаевна

студентка 3 «а» группы

Учитель: Шахтарина М. В.___________

Методист: Перминова С.И._______








Камышлов, 2015

Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы» и «Людоед и принцесса…»

Класс: 3 в

Тип: открытие нового знания (ОНЗ)

Цель: развитие умений высказывать и аргументировать своё эмоциональное отношение к героям стихотворений.

Задачи:

  1. Личностные: формирование потребности к восприятию и чтению стихотворений, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости посредством работы над анализом произведения; формирование желания выполнять учебные действия;

Предметные: развитие умений выразительно читать произведение, воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, одноклассников, самостоятельно определять содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  1. Метапрадметные:

  • Познавательные: развитие умений производить простые (анализ, обобщение) и составные (построение рассуждений и утверждений) логические действия; формирование умений пользоваться разными видами чтения: изучающим, находить ответы на вопросы учителя в стихотворениях;

  • Коммуникативные: развитие умений оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, (что понравилось из прочитанного и почему), принимать иную точку зрения;

  • Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным матери­алом при сотрудничестве с педагогом.


КУМО: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, часть 2 по Образовательной системе «Школа 2100», мультимедийная презентация, видеоматериалы.














Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы, приёмы

Организационный момент

2 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Николаевна, мы с вами уже знакомы. И я приглашаю вас на увлекательный урок литературного чтения.

Приветствуют учителя


Слушают

Личностные УУД:

- формирование желания выполнять учебные действия

Словесный

(слово учителя)

Мотивационный

8 мин

Посмотрите пожалуйста на слайд.

(слайд 2)

(На слайде 2 ребуса. 1) ответ: юмор, 2) смех).

- Ребята, перед вами 2 ребуса. С помощью которых мы узнает с каким разделом мы будем знакомиться сегодня на уроке. Разгадайте их.

М ю о р

2 13 4

С е м х

1324

Объясните значение этих слов?

(слайд 3)





















Правильно, молодцы! А давайте проверим, есть ли у вас чувство юмора?

Я для вас приготовила небольшую шуточную викторину: (слайд 4)

– Что нужно сделать, встретив во сне тигра?

– Кто может прыгнуть выше дома? (слайд 5)


– Почему львы едят сырое мясо? (слайд 6)

– Что можно приготовить, но нельзя съесть? (слайд 7)

– Мышеловка из пяти букв. (слайд 8)

(Итог. Вывод о чувстве юмора) (слайд 9)

Так вот ребята! Чувство юмора – это умение человека относиться к жизненным ситуациям легко и непринуждённо. Что это даёт? Именно такое чувство позволяет нам легче относиться к неудачам, которых, к сожалению, не избежать.

Молодцы!

- Ребята, а есть ли праздники, посвященные смеху?

(слайд 10)


Совершенно, верно!

Что вы знаете о Дне смеха?


– Какие слова часто говорят в этот день?

– Но мы ничего не сказали об истории Дня смеха. Обычай разыгрывать друг друга 1 апреля родился так давно, что люди уже забыли, когда именно. Может быть, его придумали древние римляне, а может, греки.

В Италии 1 апреля называют Днём болванов, в Шотландии – Днём кукушки, в Японии – Днём куклы, а в Англии – Днём дураков. Но наше название, День смеха, самое доброе. В России первоапрельские шутки появились при Петре Первом. Он и сам любил подшутить над другими и не обижался, когда шутили над ним.

Что за «ЛИ»?

Что за «Мон»?

В звуках нету смысла. Но едва шепнут лимон. Сразу станет кисло. Но я очень надеюсь, что нам сегодня не будет кисло, а будет весело, потому что мы совершим путешествие в юмористическую страну «День смеха», так называется новый раздел учебника и будем читать шуточные произведения.

И эпиграфом к нашему уроку будет поговорка: «Веселье — от бед спасенье», (слайд 11) а почему мы с вами совсем скоро узнаем.


Слушают учителя


Разгадывают ребусы

- юмор, смех







- юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представлять события, недостатки в комическом виде.

- смех - отрывистые голосовые звуки, создаваемые дыхательными движениями при проявлении веселья, радости.





Отвечают на вопросы викторины



- Проснуться

- Любой человек, так как дома прыгать не умеют.

- Не умеют готовить



- Уроки

- Кошка









- да, 1 апреля празднуется как День смеха


Высказываю свое мнение

- «Первое апреля, никому не верю»

Личностные УУД:

- действие смыслообразования


Регулятивные УУД:

- прогнозирование учебной деятельности

Познавательные УУД:

- умение производить простые (анализ, обобщение) и составные (построение утверждений) логические действия


Коммуникативные УУД:

- умение полно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, отвечаю)




Словесный

(диалог, слово учителя)
















































Физминутка

Шел король по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.

Еще разок попрыгаем, попрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем.

Ход урока


Откройте 164 страницу учебника и прочитайте автора первого стихотворения.

Вам уже знаком данный автор?


Посмотрите на портрет поэта. Что вы можете сказать о Г.Сапгире по портрету? Какой у него взгляд? Что можете предположить о характере поэта

Я вам расскажу об этом замечательном писателе, а вы внимательно слушайте, и потом скажете, что вам показалось наиболее интересным в биографии Г.Сапгира.

рассказ учителя о писателе

(слайд 12)

Генрих Вениаминович Сапгир родился в городе Бийске Алтайского края, сын московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьёй в Москву.

Читать мальчик начал очень рано и много, не всегда понимая то, о чем читал. Писать юный Генрих тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Занимался в литературной студии поэта Арсения Альвинга. 

Сапгир был одним из тех, кто вернул в стихи для малышей поэзию. В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!» 

- О чем? – спросил Сапгир.

- О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.

- А если апрель, то можно я напишу про котов?

- Хорошо, - сказал дядя Юра.

«И получились такие стихи:

Мяу! Наконец тепло. Весна.

В апреле кошкам не до сна.

Не понимаю, как в апреле

Ребята могут спать в постели.

Гуляли бы себе по крышам

Под месяцем большим и рыжим».

И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Широкую известность обрели герои стихотворных сказок поэта – Лошарик, Людоед и Принцесса, смеянцы из страны Хохотании, паровозик из Ромашкова. Детские стихи Генрих Сапгир писал так, чтобы было интересно самому, чтобы понравилось взрослым, чтобы обрадовались дети. Это доказывает, что написанные им стихи работают 365 дней в году. Каждый день. И даже вечером, и даже ночью.

- Что вам запомнилось из биографии поэта? О каких чертах характера говорят факты его биографии?


Работа до чтения

Какое название носит первое стихотворение?

Как вы думаете, кто такие смеянцы? (Сравните со словами: итальянцы, испанцы… Догадались? Смеянцы – это жители какой-то страны.)

Можете предположить, какой характер у смеянцев?


Сегодня я, Новиков Олег и Куракина Яна выразительно прочитаем для вас стихотворение «Смеянцы». А вы внимательно слушайте, следите за нами и потом проверим, какие наши предположения оказались верными.

Ребята, а каким голосом нужно выразительно читать?

Как читать за автора?

Давайте выделим 2 критерия оценивания выразительного чтения:

  1. Правильность (без ошибок);

  2. Выразительное чтение

(слайд 13)

(выразительно читают стихотворение: учитель и 2 ученика)

Работа во время чтения

(первичное восприятие текста)

– Какие ваши предположения подтвердились?






– Какие строчки особенно понравились, запомнились? Прочитайте.


Анализ стихотворения

а) Вам понравились смеянцы?

Какие они по характеру? Зачитайте.














б) – как вы думаете, зачем пожаловал Дракон в Хохотанию? А почему на трёх самолётах? Зачитайте.






в) – Почему смеянцам удалось победить дракона?


Действительно, ребята! Генрих Сапгир хотел, чтобы читатели поняли из текста очень важную мысль: смех – это оружие.

г) – Как вы думаете, какой конец был бы у этого стихотворения, если бы Дракон имел чувство юмора?


д) – Обратите внимание на особенности языка стихотворения? Какие они?








- Можем ли мы сказать что у смеянцев есть чувство юмора?



Обратимся к эпиграфу урока. вы согласны с тем, что веселье – от бед спасение? Почему?

Молодцы!

Мы переходим к следующему стихотворению на странице 167 .

Работа над стихотворением «Людоед и принцесса…»

1.Работа с текстом после чтения.

– Прочитайте название второго стихотворения.


Исходя из названия скажите кто главные герои стихотворения?

Кто такой людоед?

Как вы его себе представляете?

Сейчас я покажу вам мультфильм «Людоед и принцесса, или все наоборот», а вы подумайте: Почему оно так называется? Почему состоит из двух частей?

2. Работа с текстом во время чтения


И так ребята, почему стихотворение имеет такое название?



Почему оно состоит из двух частей?



– Почему людоед не съел принцессу?


– В названии стихотворения сказано: «Или всё наоборот».

Что наоборот, догадались?

Какие есть предположения?

2. Беседа.

а) – В стихотворении «Смеянцы» был Дракон, в этом стихотворении – людоед. А вам было страшно?

Почему?

б) – Какими прилагательными играет автор? Как вы думаете зачем?

А как называют эти слова?






Слова «прекрасная» и «ужасная» в литературе называются эпитеты. А вы знаете, что такое эпитет? (слайд 14)




Попробуйте заменить их другими и зачитайте стихотворение заменяя эпитеты теми, что вы придумали.

Что получилось?






Что создают прилагательные-антонимы?


в) давайте определим, что было прекрасным и ужасным в каждой части.


(слайд 15)

г) – Как построено стихотворение?



д) – На произведение какого жанра похоже это стихотворение? Почему?








Молодцы ребята! А сейчас попробуем прочитать это стихотворение выразительно. Кто напомнит критерии оценивания выразительности чтения?

Кто желает прочитать выразительно первую часть?

Спасибо, молодец!

Оцените пожалуйста чтение по критериям и скажите свою отметку. Почему такая отметка?

Кто желает прочитать выразительно вторую часть?

Оцените пожалуйста чтение по критериям и скажите свою отметку. Почему такая отметка?

Молодцы! Спасибо!

3. Выразительное чтение индивидуально и по ролям.

-Согласны ли вы с тем, что Сапгир – весёлый и добрый человек, имеющий чувство юмора?

Докажите.

- Сам о себе автор писал: «Я сам – взрослый ребёнок, играю забавными пёстрыми словами…..»

Что же привлекает вас в поэзии Сапгира»?


Читают


- Г.Сапгир «Смеянцы»

- нет (если да, то что они о нем знают)




























































Высказывают свои предположения




- «Смеянцы»


- жители какой – то страны



- Это весёлые, жизнерадостные, добрые люди
















- что смеянцы это жители какой – то страны и что они веселые, жизнерадостные люди




Высказывают свои предположения, зачитывают


- да

- Весёлые, неунывающие, добрые, дружелюбные, с чувством юмора, трудолюбивые, музыкальные – мастерили музыкальные инструменты! Всё время были в хорошем настроении; бесстрашные – не испугались дракона.


- чтобы испепелить смеянцев, чтобы они отыне престали смеяться, он трёхголовый и большой.



- Смех, юмор оказались сильнее злобы и страха.




- Дракон бы посмеялся вместе со смеянцами и не лопнул бы от злости


- Г. Сапгир придумывает слова: Хохотания, смеянцы, Смехоград, смеходром, использует сложные слова, которые образует по законам русского языка.


- да, потому что она не испугались дракона, а наоборот шутили над ним


Высказывают сои мнения








- «Людоед и принцесса… или все наоборот»


- принцесса и людоед


- тот кто ест людей



- злой, страшный




Смотрят мультфильм







- потому что главные герои людоед и принцесса.


- потому что автор использует противопоставление



Ответы детей





- нет, потому что людоед был смешной

- ужасный, прекрасный


- антонимы, слова, имеющие противоположное значение



- Эпитет – яркое образное прилагательное, употребленное в переносном значении.


- хорошая, плохая, красивая, страшная


- не складно получается, не очень подходят эти слова, картинки не такие яркие, как у автора.


- Контраст, резкое противопоставление.






- Меняется порядок слов и ситуаций.


- На сказку, так как в стихотворении представлено необычное событие, имеющее приключенческий характер




- правильность

выразительность


- да, потому что он писал веселые стихотворения










- Сказочный сюжет, игра словами, добрый юмор, радостная атмосфера




Высказывают свои мнения

Личностные УУД:

- формирование эмоциональной отзывчивости



Познавательные УУД:

- умение производить простые (анализ, синтез) и составные (построение рассуждений) логические действия;

- умение находить ответы на поставленные вопросы в стихотворениях



Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, уважительно относиться к мнению одноклассников;

- умение объяснять свой выбор, формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, отвечаю)



Регулятивные УУД:

- умение определять критерии выразительного чтения

Словесный

(слово учителя, диалог)













Рефлексия

3 мин

- Какое настроение после прочтения стихов Сапгира?

- Что было интересным на уроке?

- Какой для себя урок вы извлекли?


Ребята, мне очень понравился наш урок. Мы замечательно поработали, активным участникам мы поставим пятерки, а кому скажете вы.

А кого бы вы оценили на уроке? Кто хорошо отвечал? Давал полные ответы на вопросы?

Я говорю вам спасибо. А сейчас поднимите одну руку, кому было смешно и интересно. Молодцы, спасибо. Кто продолжит свое путешествие вперед, к знаниям – две руки. Благодарю. А кто хочет сказать: « Спасибо, потрудились на славу», — хлопайте в ладоши.

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

- умение производить самооценку своей деятельности

Словесный

(слово учителя)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Краснова Марина Николаевна

Дата: 02.05.2015

Номер свидетельства: 207582


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства