Мотивационный | 8 мин | -Эпиграфом к нашему уроку может послужить выражение: «Все было как в сказке» А вы знаете, что такое эпиграф?
Как вы понимаете слово сказка? Сегодня мы с вами начнем чтение рассказа Виктора Драгунского «Девочка на шаре» и ответим на вопрос: -Что реальное, а что сказочное есть в этом рассказе? -Давайте оставим этот вопрос открытым и вернемся к нему чуть позже. обратимся к тексту, и понаблюдаем, какие изменения происходили с героем в течение рассказа.
Откройте учебник на стр. 116 Читаем 1 часть произведения, готовим ответ на ? « Как воспринимал цирк Дениска, когда был совсем маленьким?
Каким вы представляете себе Дениса?
Найдите в тексте слова, которые подтверждают ваше мнение
Что вы можете сказать о характере Дениса? Можем ли мы назвать его радостным, веселым мальчиком.
На что он обращал внимание, находясь в цирке? Почему Денис мало что запомнил из посещения циркового представления?
Давайте проследим, как же изменилось у Дениса восприятие и отношение к цирку. Прочитайте вторую часть рассказа. Найдите и зачитайте отрывок, который поможет ответить на вопрос? «Что Денису сейчас больше всего понравилось в цирке?» Как Денис называет это выступление?
Как вы понимаете выражение «началась потеха» Как его понимает Денис? Какие чувства: радости, грусти, сожаления, удивления вы испытывали, читая эту часть. Обоснуйте свою точку зрения. Вам было весело, когда читали? Ребята, а знаете ли вы что такое образные выражения? Образные выражения – это выражение, смысл которого понимают не в буквальном смысле, а через какой-то образ. Как вы понимаете выражение «накупили эскимо»? Хорошо, молодцы! Засветил прямо в дирижера - бросил мяч в дирижера. Угодил одной тетеньке в прическу -попал мячом. Не прическа, а нахлобучка - взъерошенные волосы. Зачем автор использует эти выражения в тексте? Какое настроение они вызывают?
Молодцы! С какой интонацией вы бы прочитали выступление жонглера? Почему? Подумайте, как его нужно прочитать, чтобы передать состояния веселья, потехи? Медленно, спокойным голосом, или читать нужно с ускорением, меняя громкость? Кто хотел бы прочитать отрывок с интонацией? Молодец! А вы знаете как называется перерыв между выступлениями артистов? Совершенно верно! Перерыв между вступлениями артистов называется антракт, давайте мы с вами прервемся на антракт и немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Выразительное чтение отрывка Молодцы, отдохнули! И так, читаем 3 часть нашего рассказа, в которой узнаем, что же больше всего поразило Дениса в цирке. Беседа с элементами выборочного чтения - Что же больше всего поразило Дениса в цирковом представлении на этот раз? - Что необычное, особенное было в маленькой девочке ? Чем она так поразила Дениса? - Подтвердите свои высказывания строчками из текста. Что почувствовал и понял Дениска, смотря необычный цирковой номер? Найдите и зачитайте прилагательные, их еще называют эпитеты, которые мальчик использует, рассказывая о номере и его участнице? Вспомним, что эпитетами в художественных произведениях являются, как правило, имена прилагательные, несущие образное определение того или иного предмета или лица. - С кем сравнивает Денис девочку на шаре? - Найдите и прочитайте эти строчки. Почему именно это сравнения он использует для описания девочки? В каких словах мы видим, как Денис относится к девочке? Почему Дениске захотелось кинуться на сцену и спасти девочку? Работаем с текстом рассказа. - Только ли красотой девочки был сражен Денис? Понравилось ли ему выступление, чем он был поражен больше всего? (зачитать) Молодцы ребята! Обобщение ответов детей - Гармония красоты и искусства поразила Дениску
- Обратимся еще раз к тексту. Какая музыка сопровождала выступление девочки? Зачитайте строчки. - Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске? - Как вы думаете, если бы артист жонглер выступал не до девочки на шаре, а после нее, он понравился бы Денису?
- Можно ли сказать, что Денису очень понравилась маленькая артистка. Найдите строчки, подтверждающее, что выступление девочки произвело очень сильное впечатление на Дениса. – Давайте еще раз прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку и попробуем выбрать слова из текста, которые так же могут стать эпиграфом нашего занятия и передадут отношение Дениса к выступлению девочки. | Слушают учителя - Эпиграф – выражение, цитата, афоризм, поговорка, помещаемая автором перед своим произведением. Эпиграф выражает основную мысль авторского замысла. -сказка – это волшебство и т.д. Слушают учителя Отвечают на вопрос Читают первую часть - был маленьким, глупым и не понимал, что такое цирк - радостным, веселым - расхохотался, рассмеялся во весь голос - мальчик любит все веселое - на акробатов - потому что не понимал что такое цирк Читают Выборочное чтение детьми отрывка - выступление жоглера - потеха - стало весело Отвечают - да - нет - Образные выражения - это значит купили много эскимо Ищут примеры в тексте - Накупили эскимо –много купили;
- чтобы рассказ был веселым, радостным - веселое, позитивное, игристое, юмористическое
читают выразительно
- антракт
Читают 3 часть рассказа
- выступление девочки на шаре
- своей красотой
-читаю отрывок выступления девочки
- Маленькая красивая девочка, длинные ресницы, особенная, в серебряном платье с воздушным плащом, огромный голубой шар, она маленькая, милая и необыкновенная, колокольчатые браслеты на девочкиных руках
- с Дюймовочкой Читают отрывок сравнения девочки с Дюймовочкой - маленькая, красивая, милая, необыкновенная
Читают отрывок этого момента
Дениска хотел защитить девочку от любой опасности, п.ч. был восхищен и очарован ею
Читают отрывок
Читают строчки
- было ощущение сказки
- возможно понравился, но меньше, т.к. Денис был потрясен выступлением девочки, ее красотой отвечают на вопрос
- «Это было так удивительно!»
| Личностные УУД: - действие смыслообразования Регулятивные УУД: - прогнозирование учебной деятельности Познавательные УУД: - умение производить простые (анализ, обобщение) и составные (построение утверждений) логические действия Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения; - формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, отвечаю) | Словесный (диалог, слово учителя) |
| | Ну а сейчас приступим к чтению 4 части рассказа. После антракта дальнейшие выступления были интересны Денису? - О чем это говорит? - Когда вы читали главу, какое настроение возникло у вас? - Почему? - Как отнеслась мама Дениса к его рассказу о девочке из Цирка? Зачитайте этот отрывок («..мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз». Почему она так отреагировала? - Почему Денису захотелось пойти следующий раз в цирк именно с папой? | Слушают учителя - нет Читают отрывок Отвечают на вопрос - Денис хотел еще раз посмотреть на эту девочку, но не получилось Читают отрывок Она не поняла восторга, восхищения девочкой у своего сына, потому что считала его ещё маленьким, не способным на восхищение противоположным полом - потому что папа был для Дениса лучшим другом и ему захотелось именно ему показать эту девочку | Личностные УУД: - формирование эмоциональной отзывчивости Познавательные УУД: - умение производить простые (анализ, синтез) и составные (построение рассуждений) логические действия; - умение находить ответы на поставленные вопросы в стихотворениях Коммуникативные УУД: - умение отвечать на поставленный вопрос, уважительно относиться к мнению одноклассников; - умение объяснять свой выбор, формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, отвечаю) Регулятивные УУД: - умение определять критерии выразительного чтения | Словесный (слово учителя, диалог) |
Рефлексия | 3 мин | -Итак, ребята! Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к началу урока. На какой вопрос мы должны были ответить? (Что реальное, а что сказочное есть в этом рассказе?) Реальное это то, что мальчик был в цирке и видел выступление обычной эквилибристки, а сказочно это то, что ему кажется что это не обычная девочка, а дюймовочка, ее выступление сказочное и необычное. Чтение этого замечательного рассказа вы продолжите на следующем уроке. Спасибо за урок! Вы все молодцы! Чтобы завершить урок на позитивной ноте, я хочу чтобы вы составили синквейн с существительным «девочка». Давайте повторим по каким правилам нужно составлять синквейн: он состоит из 5 строк: 1 строка: 1 слово, которое отвечает на вопросы - кто? Что? Мы с вами определили что это будет слово – девочка; 2 строка: 2 слова имена прилагательные 3 строка: 3 слова глаголы 4 строка: 4 слова (ваше отношение к девочке) 5 строка: 1 слово существительное, ассоциация с первым словом. Например: Кошка Пушистая, ласковая Мырлыкает, играет, бегает Мой любимый домашний питомец Животное | Слушают учителя -Что реальное, а что сказочное есть в этом рассказе? Составляют синквейн | Регулятивные УУД: - умение производить самооценку своей деятельности | Словесный (слово учителя) |