Конспект урока литературного чтения: Б. Житков "Как слон спас хозяина от тигра"
Конспект урока литературного чтения: Б. Житков "Как слон спас хозяина от тигра"
Урок построен в рамках использования 7 модулей обучения: информационно-коммуникационные технологии, критическое мышление, управление и лидерство, обучение талантливых и одаренных детей, новые подходы в преподавании и обучении, преподавание в соответствии с возрастными особенностями учащихся, оценивание для обучения и оценивание обучения.
На этом уроке ребята работали в парах и группах, при составлении которых учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Организационный момент начался с «Обмена настроением». Создание ситуации успеха на уроке во многом способствует, тому, что дети будут работать активно и в сотрудничестве друг с другом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения: Б. Житков "Как слон спас хозяина от тигра"»
Тема урока: Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра» Слайд 1
Цель урока:
1. Будут знать содержание рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра», смогут обобщить знания, полученные в процессе изучения рассказа;
2. Смогут проанализировать и оценить поступки героев;
3. Смогут высказать своё мнение о дружбе человека и животного, оценят свою работу на уроке.
Тип урока: усвоение нового материала
Оборудование урока: презентация по теме урока, географическая карта, задания для групп, атрибуты для приёма «Шесть шляп», учебник "Литературное чтение " 2 класс, аудиозапись рассказа, видеоролик «Как слон спасает хозяина».
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 2
1. Эмоциональный настрой «Обмен настроением»
- Какое у вас сегодня настроение?
(Дети выбирают из «Словаря настроений» прилагательное, которое описывает настроение и объясняют свой выбор)
- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. А у меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы с вами отправляемся в очередное путешествие по нашей большой и загадочной планете. Удачи вам и новых открытий!!
2. Сообщение целей урока
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания. Викторина Слайд 3
- На протяжении нескольких уроков мы работаем в разделе «Хочу всё знать!». Мы побывали с героями произведений во многих странах и на разных континентах. Давайте вспомним наше путешествие. Попробуйте отгадать, из каких произведений взяты строки.
(По отрывку дети называют произведение, автора, прикрепляют флажок на карту)
1. Потом почему-то все стали смеяться. Даже бабушка стала смеяться. У неё из глаз даже слёзы пошли. Я не знал, что все надо мной смеются.
2. Трусы и рубашка лежат на песке.
Упрямец плывёт по опасной реке.
3. Но покупатели и продавцы, забыв про всё, толкались у афиши, которую приколачивали к забору работники цирка.
4. В подтверждение своих слов он выкатил из правого глаза большую крокодилову слезу.
5. Всё перепуталось: части света,
Материки, острова, океаны,
Все параллели и меридианы.
2. Мотивация к учебной деятельности
- И сегодня нас ждёт одна далёкая и загадочная страна Индия. Что вы знаете об этой стране?
Она расположена в Южной Азии, на полуострове Индостан, омывается водами Индийского океана.
- С каким существительным можно употребить прилагательное «индийский»?
- А мы сегодня будем говорить об индийском слоне.
3. Работа в группах «Свободное письмо»
- Что вы знаете о слонах?
(Рассказы групп)
4. Сведения о слонах (2 ученика) Слайд 4
Слоны – самые крупные сухопутные животные. Они обитают в Африке и в Индии. Масса африканского слона до 9 тонн, а индийского до 3 тонн. Самое удивительное у слонов – это хобот. Хоботом он собирает пищу, пьёт, дышит, защищается от врагов, набирает воду и пыль, использует его в качестве душа. Кроме того, хобот – это средство подачи сигнала. Хоботом он может поднять бревно и маленькую птичку.
Слоны живут стадами. Они питаются травой, кореньями, плодами, ветками. Ежедневно им надо до 180 кг пищи и воды не менее 100 литров. Живут слоны 60-70 лет. Слоны – очень умные животные. У них отличная память. Приручённые индийские слоны – полноправные члены семьи, они участвуют в охоте и храмовых праздниках. Слоны легко приручаются и помогают человеку выполнить трудную работу
III. Усвоение новых знаний.
1. Слово об авторе. Слайд 5
Борис Степанович Житков родился более 120 лет назад. Его отец – математик, мать – пианистка, школьный друг – Корней Чуковский. Он был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером, путешественником и писателем. Б.Житков объездил полсвета. Он знал много иностранных языков, играл на скрипке, дрессировал животных. Весь свой опыт и знания изложил в книгах. Он писал о смелых, гордых людях, редких животных, дальних странах. Написал более 200 произведений. Среди них есть книга «Что я видел». Обо всём, что видел автор, он записывал в этой книге.
Один из его рассказов мы недавно читали (Беспризорная кошка). А сегодня будем читать рассказ «Как слон спас хозяина от тигра» Слайд 6
IV. Физминутка
Попляшите, почитайте,
Поднимитесь, поморгайте,
Покричите, помолчите,
Попляшите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите.
А теперь все просыпайтесь и за дело принимайтесь!
2. Знакомство с рассказом.
- В названии кроме слона упомянуто ещё одно животное – тигр. Слайд 7
- Видели ли вы где-нибудь тигра?
(Это хищное животное, обитает в Индии, на Дальнем Востоке, в нашей стране находится под охраной)
3. Словарная работа. Упражнение в чтении трудных, незнакомых слов, выяснение их лексического значения. Слайд 8
лес дикий, глухой -
пятился -
насторожился -
шмякнул оземь -
канат -
поперёк спины -
растоптал в лепёшку -
4. Слушание текста (звукозапись)
5. Проверка первичного восприятия
- Понравился вам рассказ?
- Что вас поразило в нём?
6. Повторное чтение текста «Птичий базар» (жужжащее чтение)
А) Учащиеся (а потом учитель) задают по тексту «тонкие» вопросы.
- У кого были ручные слоны?
- Куда пошли индус со слоном?
- Каким был лес?
- Как работали индус и слон?
- Кто выскочил из кустов?
- Что хотел сделать тигр?
- Что сделал слон с тигром?
- Что сказал хозяин после происшествия?
- Как индус отблагодарил слона?
Б) Выборочное чтение
- Найдите в тексте предложение, где говорится о том, как ручной слон помогал хозяину.
- Прочитайте, как стал вести себя слон, почувствовав опасность.
- Прочитайте, как хозяин наказал слона за непослушание.
В) «Толстые» вопросы учителя.
- Почему индус оказался на спине у слона?
- Как вы считаете, мог тигр спастись?
- Оцените поступок хозяина
- Как вы думаете, индус раскаялся в своём поступке? Почему?
- Ваше мнение: как дальше будут складываться отношения между индусом и слоном.
7. Работа в группах. Приём «Шесть шляп» Слайд 10
- Наденьте шляпу, задайте направление своим мыслям.
Белая – Соберите всевозможные факты из жизни индийского слона.
Красная – Проанализируйте, какие чувства и эмоции испытали вы вместе с героем.
Жёлтая - Найдите положительные моменты в критической ситуации, в которую попали индус и слон.
Чёрная – Найдите отрицательные моменты в критической ситуации, в которую попали индус и слон.
Зелёная – Дайте волю творчеству. Что бы вы хотели изменить в рассказе?
Синяя – Обобщите. Чему научил вас рассказ?
8. Выделение основной мысли рассказа.
- О чём хотел рассказать автор?
- Какая пословица отражает основную мысль рассказа?
Волка бояться – в лес не ходить. Слайд 9
Друзья познаются в беде.
Страшнее кошки зверя нет.
9. Беседа
- Можно ли слона и индуса назвать настоящими друзьями?
- Могут ли дружить человек и животное?
10. Просмотр видеоролика «Как слон спасает своего хозяина от нападения»
Вывод: слоны – настоящие друзья.
V. Итог урока
- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?
- Как вы думаете, почему это у нас получилось?
VI.Рефлексия. Слайд 11 - На уроке я сегодня узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
Самооценка.Слайд 12
Герои – характер – события – тема - идея
1. Если вы можете перечислить всех героев рассказа, то раскрасьте круг красным цветом, если нет, то синим.
2. Если вы можете охарактеризовать всех героев рассказа, то…
3. Если вы можете пересказать рассказ родителям, то…
4. Если вы можете кратко сказать, о чём рассказ, то…
5. Если вы можете сформулировать основную мысль, то …
- Я вижу, что у многих весь путь загорелся красным цветом, значит вы поработали на «отлично» и получаете 5!