II этап Актуализация знаний цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганиза-ции при решении проблемной ситуации. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Рассказ учителя. Писатель был настоящим человеком. Он прожил интересную жизнь и мечтал о том, чтобы все люди на земле были счастливы. Он открыл школу для крестьянских детей в своём имении «Ясная поляна». Там он обучал их грамоте. Он писал для них сказки, басни; составил «Азбуку». Он всем помогал и учил добру, поэтому его очень любили. Творчество писателя-это призыв к человечности, добру, правде. Полное собрание сочинений составляет 90 томов. Произведения этого автора переведены на разные языки мира. На мультимедийном экране портрет Л.Н Толстого. Посмотрите, сколько замечательных произведений для детей написал Л. Н. Толстой (выставка книг) -Многие произведения мы с вами уже прочитали. -Угадайте, из каких произведений эти строки. Викторина. ( ИКТ Вопросы на слайдах) | Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
III этап Проблемная ситуация цель -постановка учебной задачи. IV этап. Изучение нового материала. РАБОТА С ТЕКСТОМ Ориентировочная беседа. цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами. Аналитическая беседа цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия; развитие духовного мира ребёнка V этап. Обобщение по теме урока цель – продолжение работы с басней в следующих формах: -выразительное чтение; -составление плана VIэтап. Итог урока.
Vl этап. Рефлексия деятельности. цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Домашнее задание | Организовать работу по определению темы урока Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса Включить учащихся в работу по заданной проблеме Организовать фронтальную работу по вопросам Проводит работу по определению главной мысли произведения Организовать работу в парах | Работают коллективно. Участвуют в обсуждении задания. Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи. Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. | Мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. И сегодня мы с вами будем учиться выразительно читать. Читать выразительно - значит выражать чувства автора произведения. -Для этого надо подумать, как автор относится к своим героям? -Но прежде чем приступит к чтению, важно понять, что же такое басня. Есть такие литературные произведения, которые по-особому построены. Басня и есть такое произведение. Она несёт в себе особый поучительный смысл. В конце басни есть краткое нравоучительное заключение, так называемая мораль басни. Героями могут быть животные, растения, вещи, через характеристику которых высмеиваются пороки людей. -А о чём говорит Лев Николаевич в своих произведениях? (О сочувствии и помощи слабым; о настоящей дружбе и смелости; о жизни животных, о защите слабых; об уважении родителей; о честности.) -Мы начинаем работу с новым для вас произведением. -Рассмотрите иллюстрацию, предположите содержание этого произведения. (Ответы детей) -Прочитайте название. -Что можно сказать про муравья? Какой он? - Что можно сказать о голубке? Какая она? (Ответы детей) -ЧТО важно понять, прочитав басню? Физкульминутка Учитель читает текст выразительно. Понравилась ли басня? Оправдались ли наши предположения? У каждого ученика на столе текст. КАРТОЧКА Муравей и голубка Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. Перечитывание басни учащимися. -Как же автор относится к муравью? Давайте прочитаем выразительно первое предложение. -Объясните, почему муравей спустился к ручью? Прочитаем выразительно второе предложение. -Подумайте, чувствуется ли отношение автора к муравью? -Автор сочувствует муравью. -Прочитайте выразительно это предложение, покажите голосом, что вы переживаете за муравья. -Прочитайте третье и четвёртое предложение. - Чьи чувства нужно передать при чтении третьего предложения? -Передайте голосом беспокойство голубки. Символом чего является голубка в басне? (добра) А четвёртое предложение нужно читать с интонацией беспокойства? Так как же прочесть его? Прочитайте шёпотом все четыре предложения. Подготовьтесь прочесть вслух выразительно, передавая авторское отношение. -Читаем пятое предложение. Какое чувство вы испытываете? -Как прочесть это предложение? Символом чего является охотник в басне? (зла) -Читаем шестое предложение, оно длинное, поэтому прочтём первую его часть до точки с запятой. Какое чувство вы испытываете? Вам жалко охотника? -Читаем вторую часть шестого предложения. Какое чувство вы испытываете? -Читаем седьмое предложение. Какое чувство вы испытываете? -Что хотел сказать автор в басне? Выразительное чтение басни учащимися. Работа в парах. Составление плана басни.
Чему учит нас басня? (Басня учит нас быть добрыми, чуткими, внимательными, всегда приходить на помощь попавшему в беду) Мы с вами уже знаем, что такое пословица. Что это меткое изречение, которое хранится народной памяти. На доске записаны пословицы. Делай другим добро - будешь сам без беды. Как аукнется, так и откликнется. -Подумайте, походят ли они к басне? -Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать? Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.) - Какими вы были читателями? - Что нового узнали? -С каким жанром литературы познакомились? - Кто доволен сегодня своей работой? – А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!
Создание текста (сочинения по следам прочитанного) на свободную тему по желанию | Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой. Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст. Познавательные: умение извлекать информацию из текста. Регулятивные: учиться высказывать своё предположение Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор. Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |