ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок - КВН
по русскому языку
Учитель: Фаткина Л.Л.
г. Аркалык
УРОК - КВН
по русскому языку
Цель:обобщение знаний учащихся по русскому языку.
Задачи:
повторить изученный материал по русскомуязыку.
развивать устную речь учащихся.
прививать интерес к русскому языку, воспитывать коммуникативность, умение работать в группе.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран
Ход урока
Слайд 1
Ведущий: Сегодня наш урок русского языка пройдет в необычной форме. Русский язык - необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.
Ученик 1: Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я!
Ученик 2. Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить.
Ученик 3. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Ведущий:
«Грамота – к мудрости ступенька», - гласит старинная русская пословица. Народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, к грамоте, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищнице научных знаний.
Только глубоко усвоив правила грамматики, можно научиться правильно и говорить, и писать, то есть стать действительно грамотным.
Русский язык - красив и богат, могуч ипрекрасен.Послушайте, что говорили о нем русскиеписатели.
1 уч.Слайд2
«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный,
где нужно – бойкий и живой».Так считал А. Н. Толстой
А еще он говорил, что :«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга послевесеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
2 уч. Слайд 3
«Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». Так считал А.С. Пушкин.
- Ваши знания по грамматике мы проверим, проведя КВН,и выявим лучших знатоков русского языка.
Участники игры:
1 ученик :Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
2 ученик: Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
3 ученик: И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
4 ученик: И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
А судить нашу игру будет уважаемое жюри.(Представление членов жюри)
Представление команд Слайд 4 Глаголики
«Глаголить» - значит говорить
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем.
Слайд 5 Грамотеи
«Нет ошибкам!» - наш девиз.
Мы грамотны – и это лучший приз!
Тур «Разминка». Слайд 6
За каждый правильный ответ вы зарабатываете 1 балл
Вопросы для команды « Глаголики»:
Дети записывают предложение в тетрадь. Они пользуются а) устной речью; б) письменной речью (б)
Сколько букв в русском языке? (33)
Сколько слогов в слове “яма”? (2)
Антоним (противоположное по смыслу слово) к слову “вредный”.(Полезный.)
Сколько звуков в слове “лью”? (3)
Назовите слово с удвоенной “н”. (Длинный, весенний, осенний, ванна, ранний…)
Третья буква алфавита (В)
Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (Одушевлённые – люди, животные.)
Для чего в языке нужны предлоги? (Связывать слова по смыслу.)
Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
Вопросы для команды « Грамотеи»:
Бабушка рассказывает вам сказку. Она пользуется: а) устной речью; б) письменной речью (а)
Сколько слогов в слове “уроки”? (3)
Синоним (слово, близкое по значению) к слову “отважный”. (Храбрый.)
Сколько гласных звуков в слове “герой”? (2)
Последняя буква алфавита. (Я)
Что обозначает глагол? (Действие предмета.)
Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое.)
Какой слог называют “безударный”? (Слог, на которые не падает ударение.)
Сколько звуков в слове “ель”? (3)
Какие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевлённые – стол, линейка.)
Тур «Составлялки»Слайд 7
Знает каждый грамотей, как сделать слово изчастей.
Правильный ответ оценивается в 1 балл
Слайд 8, Задание для команды « Глаголики»:
Корень тот же, что в слове писать,
Приставка та же, чтов слове рассказать,
Суффикс тот же, что в слове книжка,
Окончание то же, что в слове вода.расписка
Корень тот же, что в слове снежинка,
Приставка та же, что в слове подъехал,
Суффикс тот же, что в слове лесник.подснежник
Задание для команды « Грамотеи»:
Корень тот же, что в слове вязать,
Приставка та же, что в слове замолчать,
Суффикс тот же, что в слове сказка,
Окончание то же, что в слове рыба.завязка
Корень тот же, что в слове сказка,
Приставка та же, что в слове, расход
Суффикс тот же, что в слове извозчик.рассказчик
Слайд 9 Конкурс для болельщиков «Отгадай слова».
Приставка из слова подорожник;
Корень из слова дарить;
Суффикс из словаребёнок.Подарок
Слайд 10
Корень тот же, что в слове берёзка,
Приставка та же, что в слове подъехать,
Суффиксыте же, что в словах столовыйи домик.Подберёзовик
Ведущий 1:
Богатство языка определяется не только богатством словаря, но и разнообразием фразеологических сочетаний и оборотов, которые сложились издавна в народной речи и делают наш язык метким, гибким, красочным.
Тур «Объяснялки» .Слайд 12
Ваше задание – раскрыть смысл крылатых выражений.
Правильный ответ оценивается в 1 балл
Задание для команды « Глаголики»:
Клевать носом - дремать
Прикусить язык - замолчать
Бить баклуши – лодырничать
Куры не клюют – очень много
Задание для команды « Грамотеи»:
В рот воды набрать – молчать
Волочить ноги – идти очень медленно
Ломать голову - думать
С гулькин нос – очень мало
Конкурс для болельщиков
«Загадки – складки»
Слайд 13
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь,
О них обычно говорят:
Водой не …
Слайд 14
2. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес…
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
Слайд 15
3. Говорил товарищ мой вчера,
Что в кино сходить уже пора.
Только я хотел уж собираться,
Как ему взбрело … купаться.
По дороге передумал он,
Потащил меня на стадион.
-Что ты, - закричал я- в самом деле!
У тебя семь …
Слайд 16
4 . Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
Тур. « Наборщик ». Слайд 17
Слова играют в прятки.
Да некому водить.
В словах слова другие
Мы будем находить!
Задание - составить новые слова из букв слова – ТРАНСПОРТСлайд 18
Объясните значение слова – ТРАНСПОРТ.(Отрасль хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов.)
Напомните, о каких правилах должны помнить пешеходы?
Переходить улицу можно только по пешеходному переходу, «зебре».
Переходить дорогу нужно только на зелёный свет светофора.
Ходить можно только по тротуару,по проезжей части ездят автомобили.
- А когда мы из пешеходов превращаемся в пассажиров общественного транспорта, какие правила должны соблюдать в автобусе?
Не разговаривать громко.
Уступать старшим место.
Команды могут приступить к выполнению задания. На задание дается 5 мин.
Каждое слово оценивается в 1 балл
Варианты слов Спорт, стоп, сорт, сон, сор, спор, старт, сноп, пот, порт, пост, топ,трос,транс, торт,тропа,трап, тон, топор, рот,рост, рапорт,роса, апорт, нарост,нос, напор,
Конкурс для болельщиков.
Разгадывание ребусов
Слайд 19Слайд 20Слайд 21
Тур «Путаница»Слайд 22
К фразеологическим сочетаниям относят пословицы и поговорки, в которых отразилась народнаямудрость.
М.Горький справедливо говорил: “…Пословицы… краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги”
Задание -пословицы разделены на 2 части инаходятся в беспорядке. Нужно разобрать их по парам, чтобы получились пословицы. ( Каждая команда получает по 8 карточек.Соединив начало и конец фраз, нужно быстро и правильно собрать по4 пословицы).
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Дело веди, а безделье гони.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Не спеши языком, торопись делом.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Ученье - свет, а не ученье- тьма.
Терпенье и труд - … всё перетрут.
Конкурс для болельщиков.
Слайд 23 ЗАГАДКИ-ШУТКИ
Кто любит кино "Человек-невидимка"?
Кто читает книгу про Гулливера?
Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
Кто не пьёт кефира?
Кто морщится от запаха бензина?
Кто смотрит мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
Кто поёт про гардемарина?
ТурКонкурс капитанов: «Слово - змейка». Слайд 24
Задание:(Капитану от каждой команды предлагается за 1-2 мин записатьна листке как можно больше слов с непроверяемыми гласными (словарные) в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь, деревня…)
Подведение итогов.
Сценка "На уроках русского языка"
Действующие лица: учитель и ученики класса
Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.
Ученик Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!
Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!
Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!
Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?
Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!
Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?
Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.
Учитель: А что касается тебя, Клевцов, то пусть завтра ко мне зайдёт твой дедушка!
Ученик Клевцов: Дедушка? Может быть, папа?
Учитель: Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие грубые ошибки допускает его сын, когда пишет за тебя сочинение.
Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?
Ученик Синичкин: Никакого.
Учитель: Почему же ?
Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.
Учитель: Собакин, придумай предложение с числительным «три».
Ученик Собакин: Моя мама работает на ТРИкотажной фабрике.
Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?
Ученик Мешков, встав, долго молчит.
Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?
Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый!
Учитель: Антонимы - это слова, противоположные по своему значению. Например, толстый - тонкий, плакать - смеяться, день - ночь. Петушков, приведи ты теперь свой пример.
Ученик Петушков: Кошка - собака.
Учитель: Причём тут «кошка - собака»?
Ученик Петушков: Ну как же? Они противоположные и часто дерутся между собой.
Учитель: Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?
Ученик Сидоров: Жаль терять время на переменке!
Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?
Ученик Сидоров: Мой старший брат заболел.
Учитель: А ты-то при чём?
Ученик Сидоров: А я катался наеговелике!
Учитель: Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!
Ученик Сидоров: А послезавтра?
Учитель: Сушкина, придумай предложение с обращением.
Ученица Сушкина: Марь Иванна, звонок!
Вручение грамот и призов.
Ученик1:Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Ученик2:Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Ученик3:Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !
Ученик4:Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !