Изучая раздел учебника «Страна Фантазии» мы продолжаем увлекать детей в мир, который манит и зовёт в интересное, необычное.
Знакомим с автобиографией и творчеством писателя-фантаста Киром Булычёвым, с его огромной литературной копилкой художественных произведений, мультфильмов, фильмов и т.д.
Детские книги с героиней его произведений Алисой заставляют окунуться с головой в фантастический мир. Для урока подобрана выставка книг. Рассматривая её, дети убеждаются, что книг автором которых является
К. Булычёв много и их можно читать во внеурочное время, для своего удовольствия и развития скорости чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока К. Булычёв Отрывок "Кустики" »
Литературное чтение
4 класс
Воронежская Татьяна Сергеевна
МБОУ СОШ №6 п. Новый
Приморский край Надеждинский район
Тема: Кир Булычёв. Отрывок из повести «Кустики».
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычёва; заинтересовать учащихся его произведениями для дальнейшего чтения; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; пополнять словарный запас детей новыми словами; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление; учить оценивать работу свою и товарищей на уроке самостоятельно; обращаться к дополнительному поиску материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Работа в парах.
- Сейчас проверим выполненное вами домашнее задание. Оценку вы дадите самостоятельно своему соседу по парте, прочитав его рассказ, к выполненному рисунку на тему «Космос» - приклеив стикер с фамилией учащегося.
Выставка детских работ на доске с оценкой. Проверка учителем, 5-6 работ зачитываются по выбору детей.
- Что помогло вам в создании этих работ?
III. Речевая разминка. Актуализация знаний.
1 слайд. На космокатере с Алисой полетим
В страну «Фантастики»,
Опять с её друзьями:
Иллюминатор в нём механик починил.
А кто он? Объясните сами!
- Прочитайте строчки «птичьим базаром».
- Прочитайте первые две строки с восторгом, следующие две с удивлением, а последнюю соблюдая знаки препинания.
- Назовите слова, которые уже встречались на прошлом уроке (Алиса, иллюминатор, механик).
- Как называется мультфильм с участием этой героини? Назовите её фамилию (Селезнёва).
- Кем был её папа? Назовите его фамилию.
- Кто такой механик? Как звали его в мультфильме? (Зелёный)
- Назовите слово, которое состоит из двух корней (космокатер).
- Что это за катер?
- Что такое иллюминатор?
- Кто автор этого произведения?
2-3 слайд: портрет, автобиография Кира Булычёва.
-Игорь Всеволодович Можейко (псевдоним.: Кир Булычёв, Маун Сейн-Джи) родился 18 октября 1934 года в Москве.
После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году.
Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН.
IV. Сообщение темы урока и постановка задач.
1. Введение в тему.
- Вы догадались, какое произведение мы будем читать, и кто его написал? С кем из героев мы встретимся?
- Можно ли утверждать, что фантастическое произведение – сказка?
- Что общего?
- Это мы и исследуем на уроке. На доске: ФАНТАЗИЯ = СКАЗКА. 4слайд
V. Выставка книг К. Булычёва 5-12 слайд.
VI. Работа над отрывком из повести «Путешествие Алисы».
Назовите, какие знаки препинания очень часто встречаются в произведении? Значит, подумайте, как их надо читать.
2. Чтение детьми «цепочкой», учителем отрывка из повести «Кустики».
Словарная работа по ходу чтения отрывка:
- разведкатер
- барханы
-трюм
- кают-компания
- Назовите синонимы к словам: миновал, разминулся.
- Когда так говорят? «Смотрел зачарованно как кролик на удава».
- огнемёт
- Когда так говорят? «Они сильные как львы».
- Блаженно вздыхали – Как это?
- Когда так говорят? «Разума в нём ни на грош…»
VII.Итог урока.
- О каком приключении Алисы вы прочитали?
- Ребята, как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?
- Что общего между фантастической литературой и сказкой?
- В чём фантастичность, необычность произошедшего в повести?
- Могут ли растения блаженно вздыхать?
- Захотелось ли прочитать книгу целиком? (показ книги)
VIII. Оценивание работы детей.
Встаньте те дети, которые оценивают свою работу на уроке на отлично. А кто считает, что ему сегодня в работе, что-то не удалось?
IX. Домашнее задание. Стр. 15-157 перечитать отрывок, вопросы1-5.
13 слайд. Для самых любопытных.
Брата Морфея, бога сна древние греки называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда и произошло слово «ФАНТАЗИЯ» (от греческого «ВООБРАЖЕНИЕ»). Именно благодаря фантазии человек способен вторить. От этого же корня образована «ФАНТАСТИКА» (от греческого «ИСКУССТВО ВООБРАЖАТЬ») – термин для обозначения литературных произведений, изображающих невероятное как действительное и действительное как невероятное. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенестись в далёкое будущее.