III. Постановка цели | 3 мин | - Ах, ребята, посмотрите, мы оказались в неизвестном нам городе. Вы знаете, что это за город такой? - Послушайте стихотворение, которое поможет вам определить место нашего путешествия. В Российской глубинке Есть чудо живое, Всё расписное. В купавы, в бутоны оно приодето. Ты глянешь на роспись И чувствуешь лето. Все краски в цветах На доске отразились. И розаны нежные в них появились. А в точках – росинках сияет прохлада. И чуда другого нам дети не надо. - Ребята, вы поняли, в каком городе мы оказались? - Это город Городец - А вы знаете, какими изделиями богат этот Город? - Какую роспись здесь создали? - Здесь создали городецкую роспись. Многие народные мастера отражают в своих работах красоту цветущих лугов и садов. И сегодня мы с вами на уроке познакомимся с Городецкой росписью деревянных изделий. Тема нашего урока «В гостях у мастеров Городца» Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры, Тонко вывела рука. Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают. - Как вы думаете, какая у нас сегодня будет цель урока? | - Нет Слушают стихотворение, смотрят изображение изделий с Городецкой росписью Предлагают свои варианты ответа - Расписными, деревянными Предлагают свои варианты ответа - Научиться изображать элементы Городецкой росписи | Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока Регулятивные УУД - целеполагание Коммуникативные УУД –формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос | Чтение стихотворения Беседа |
IV. Открытие новых знаний | 16 мин | - Мы на берегу Волги среди лесов в славном и древнем городе Городец. Городец - самый древний город Нижегородской земли. По преданию, основал его еще князь Юрий Долгорукий. - Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, на ярмарку съезжаются крестьяне из окрестных деревень. Приезжают и купцы из разных городов. - Мы с вами на ярмарке. Давайте посмотрим, что на ней продают? (смотрят на слайде) – Чем привлекают эти предметы? – Какие элементы росписи вы видите? – Где располагаются основные элементы (кони и птицы) и цветы? - Как вы думаете, что означают птица, конь и цветы в Городецкой росписи? - Птица - это символ весны, счастья; конь – это символ богатства, а цветы – это символ здоровья и процветания - А вы знаете, как называются эти цветы? - Они называются розан и купавка. Можете догадаться, где какой? - Посмотрите, цветок с точкой посередине называются розан, а цветок с точкой вверху называется купавка. – Какие краски использовали мастера? - В чем красота композиции? – Как вы думаете, почему эту роспись так назвали? - Совсем недавно мы праздновали Масленицу и встречали весну. А раз птица – это символ весны, то предлагаю вам учиться рисовать Городецкую птицу - Посмотрите как изображается птица. - Сначала рисуем с помощью кисти черной краской силуэт птицы - ее клюв, изгиб шейки, выпуклую грудку, головку птицы. Далее рисуем, чуть-чуть надавливая на кисть крылышко птицы. Затем необходимо раскрасить тельце птички и ее крылышко. После рисуем время хвост птицы. Делаем свободную плавную линию. Для завершения хвоста соединяем верхний конец линии с нижним краем волнообразной линией. Теперь выполняем заливку хвоста голубым цветом. Осталось украсить нашу птичку. Добавляем украшения на теле птички и крылышке белой гуашью. Украшаем крылышко белой и синей гуашью. Осталось только нарисовать лапки. Наша птичка готова. - Какими элементами еще можно украсить изделия? - Посмотрите, как изображать цветы – розан и купавка. - На нарисованном круге рисуем серединку цветка более темным краской. Намечаем четыре лепесточка, а затем соединяем их. Берем белую гуашь и украшаем наш цветок – рисуем серединку и еще одни лепесточки и точечки между лепестками. Какой цветок у меня получился? - Правильно. Посмотрите, как изображается купавка. На нарисованном круге рисуем точку вверху цветка. Далее рисуем овал от точки до точки. Этой же краской рисуем лепесточки цветка, начиная с середины. Посмотрите на особенность купавки – чем ближе лепестки к точке, которую мы нарисовали, тем меньше они становятся. - А сейчас давайте попробуем выполнить цветы на заготовленных шаблонах. Не забывайте правильно подбирать краски. Если круг красного цвета, то какие краски будем использовать? - А если круг голубой? - Правильно, теперь мы можем попробовать нарисовать эти цветы. - Посмотрите на ваши цветы, на цветы соседа по парте. Красивые? - Тогда мы с вами готовы выполнить композицию своей тарелки, стульчика или досочки на заготовке. Планирование - Но сначала давайте вспомним, где должен находиться основной элемент композиции? - Какие цвета будем использовать? - Какие секреты успеха используют настоящие мастера? - Мастера работают самостоятельно, без чей-либо помощи - они не обращаются за помощью карандашу, поэтому расписать эскиз вы должны самостоятельно и сразу кистью - Мастера удачно используют краски - Мастера удачно создают композицию из выбранных элементов Городецкой росписи - Посмотрите, как выполнила композицию я. Чтобы нарисовать узор я сначала наметила карандашом, где будут находиться главные элементы моей росписи, и где будут находиться дополнительные элементы. После этого рисовала сразу кистью без прорисовывания карандашом - Ребята, а в Городецкой росписи деревянных изделий узоры могут повторяться? - Верно, поэтому вы можете выполнить орнамент, основанный на чередовании повторяющихся элементов - В течение урока у нас было несколько самых активных ребят, за их активность они могут сами выбрать эскиз какого изделия будут расписывать – спинку стульчика, досочки или тарелки - Остальные будут выполнять эскиз на шаблонах, которые получат | Дети рассматривают изображения города Рассматривают изделия на ярмарке - Досочки, стульчики, тарелочки, кружечки – Красивая форма и необычная роспись. – Цветы, птицы, лошадки. – Кони и птицы располагаются в центре, иногда центр смещён, а цветы часто располагаются по кругу и охватывают центральные фигуры. Выражают свое мнение - Нет Предлагают варианты ответа – Чёрный цвет для птиц, коней, красный и голубой для цветов, жёлтый и оранжевый для фона, зелёный и коричневый для листьев, чёрный и белый для прорисовки мелких деталей. Выражают свое мнение – Название, скорее всего, связано с местностью, где родилась эта роспись. Смотрят технологию выполнения птицы - Цветами, ягодками, травинками Смотрят технологию выполнения цветка - Розан - Розовый, белый, красный более темного цвета - Синий и белый Выполняют упражнение – изображают цветы - Да - Посередине изделия - Чёрный цвет для птиц, красный и голубой для цветов, жёлтый и оранжевый для фона, зелёный и коричневый для листьев, чёрный и белый для прорисовки мелких деталей Высказывают мнение Слушают критерии Смотрят педобразец - Да Выбирают шаблоны | Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ Регулятивные УУД - планирование | Рассказ Беседа Упражнение Наглядно-иллюстративный |
VI. Итог урока. Рефлексия. | 3 мин | -Ребята, заканчиваем работу -Давайте подведём итог, где мы побывали? -А сейчас, обменяйтесь с соседом по парте своими работами и оцените, все ли секреты успеха они выполнили в полной мере? -Молодцы! Вы отлично потрудились! - Ребята, кто выполнил все секреты успеха? - Вы настоящие молодцы! Под музыку: - А сейчас, я приглашаю на ярмарку настоящих мастеров Городецкой Росписи. Это … (список формируется педагогом, в ходе работы обучающихся над эскизом) - Посмотрите, на нашей ярмарке все такое красивое и интересное, что просто глаза разбегаются. - Ребята, а какие трудности у вас возникали на уроке? - А что вам больше всего запомнилось? - Спасибо вам за наше путешествие! | Заканчивают работу - На ярмарке в городе Городец Обмениваются работами, оценивают их с помощью секретов успеха Поднимают руки Высказывают свое мнение | Регулятивные УУД – оценка Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ Коммуникативные УУД – формирование умения работать в парах | Самооценка |