- Всю жизнь ведёт активный образ жизни, (значит – спит)
- Очень любит горькое, (значит – любит сладкое)
Кто это? (Медведь) (слайд 3)
Введение понятия «отрицание».
Вы, конечно, знаете сказочных героев:
Знайка – Незнайка, а также Умейка – Неумейка. Встречались вы в сказках и с «шапкой-невидимкой».
- Подумайте, почему героев так назвали?
- Что означает название «шапка-невидимка»?
Частица не всё отрицает, делает значение слов противоположным, если эту частицу поставить перед словом, учёный – неучёный, приветливый –неприветливый, красивый – некрасивый.
В математике и в логике частицу «не» заменяют чёрточкой над числом
5 («не пять» - любое число, не равное пяти),
7 («не семь» - любое число, не равное семи) и т.д.
В пословицах используются и частица «не», и слова, противоположные по смыслу.
Работа в учебнике-тетради с.62 – 64
Задание 2. Продолжить пословицу (Объяснить смысл некоторых пословиц) (слайд 4)
- Ученье - свет, неученье - …(тьма).
- Старый друг лучше …(новых двух).
- Тише едешь – (дальше будешь).
- Умеешь взять, умей и …(отдать).
- Знаешь – говори, не знаешь - …(помолчи).
- Думай больше – говори …(меньше).
- Хороша коса длинная, а речь - …(короткая).
- С курами ложись – с петухами …(вставай).
Задание 3.
Придумайте предложения, которое по смыслу отрицает заданное предложение, например:
Сеня умеет играть на рояле - Сеня не умеет играть на рояле.
Физкультминутка
Совушка-сова, большая голова,
На пенёчке сидит, (присесть)
Во все стороны глядит,
Во все стороны глядит, (вращение головой)
Крыльями машет (встряхнуть кистями)
И ушами шевелит (дотронуться до ушей).
Задание 4.
Из ряда чисел вычеркните 6 «не шесть»: 2, 1, 6, 3,4,8,9,2,6,7,6.
Задание 5. (слайд 5)
Назовите те примеры, в которых результат вычислений 5
- Чему равны значения данных выражений?
Задание 6. (слайд 6)
В предложения вставьте частицу «не» так, чтобы получились предложения, по смыслу противоположные данным:
-Дети (не) должны играть со спичками.
- (НЕ) Переходи улицу на красный свет.
Задание 7. (слайд 7)
В наборе слов подчеркните НЕсказочных персонажей: МАЛЬВИНА, СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, УЧЕНИК, КОЛОБОК, ЗОЛУШКА.
Работа на компьютере
Программа «Игры со словами», «Всё наоборот», задания 3, 4.