Задачи: Познакомить обучающихся с важнейшими жизненными ценностями позволяющими быть активным гражданином своей страны, способным противостоять негативным воздействиям агрессивной внешней среды; убедить в необходимости здорового образа жизни, формированию волевых качеств личности, необходимости занятий физкультурой и спортом; воспитывать чувство патриотизма, желание приумножать достижения своего народа.
Оборудование: компьютерная презентация «ГТО», записки с описанием различных видов спорта, цветные карандаши, шаблоны эмблем, анкета, таблица нормативов ГТО.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Готов к труду и обороне" »
ТЕМА:
«ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
2015/2016 учебный год
Задачи: Познакомить обучающихся с важнейшими жизненными ценностями позволяющими быть активным гражданином своей страны, способным противостоять негативным воздействиям агрессивной внешней среды; убедить в необходимости здорового образа жизни, формированию волевых качеств личности, необходимости занятий физкультурой и спортом; воспитывать чувство патриотизма, желание приумножать достижения своего народа.
Оборудование: компьютерная презентация «ГТО», записки с описанием различных видов спорта, цветные карандаши, шаблоны эмблем, анкета, таблица нормативов ГТО.
1. Актуализация знаний и умений. Постановка проблемного вопроса.
Просмотр мультипликационного фильма «Спортландия» (Союзмультфильм, 1958г.) , «38 попугаев .Зарядка для хвоста»
(Союзмультфильм, 1979г.).
Вступительная беседа учителя
- Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться, что же такое ГТО? 1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь 100 лет, а может быть, и более.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и чистом поле.
Здоровье – это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровый человек хорошо работает, учиться, он радуется жизни, может путешествовать и познавать окружающий мир, принести пользу себе и окружающим.
- Как вы думаете, ребята, а от чего же зависит здоровье?
3. Интерактивное упражнение
От чего зависит ЗДОРОВЬЕ?
- Как вы думаете, правительство России заботится о здоровье своего народа?
- Почему наше государство заботится о том, чтобы его граждане были здоровы?
Так вот для этой цели и служит комплекс ГТО.
Основная часть
ГТО – история создания, цели и задачи.
(Работа с компьютерной презентацией) (Слайд 1)
Рассказ учителя:
(Слайд 2) ГТО — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях. Программа ГТО была создана в Советском Союзе и просуществовала с 1931 до 1991 г. Она охватывала население от 10 до 60 лет. В ней предусматривалось всестороннее физическое развитие населения страны, укрепление и сохранение здоровья, подготовка к труду и защите Родины. Как известно, «в здоровом теле - здоровый дух», поэтому, сдача нормативов ГТО способствовала формированию духовного и морального облика советского человека.
(Слайд 3) Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.
Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.
Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.
(Слайд 4)В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы ГТО. Владимир Путин заявил о том, что, несмотря на усилия по продвижению ценностей здорового образа жизни, сейчас многие дети имеют хронические заболевания, и ситуация с массовым и с детским спортом требует серьезных изменений.
(Слайд 5)По словам министра образования РФ Дмитрия Ливанова, начиная с 2015 года, результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.
(Слайд 6) В программе ГТО существовало определенное количество испытаний и нормативов, распределенных по уровням сложности среди разных возрастных групп. Нормативы и требования комплекса ГТО периодически изменялись и дополнялись. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком «ГТО», выполняющие нормативы в течение ряда лет - «Почётным значком ГТО»
(Слайд 7) Первоначально, значки ГТО изготавливались штамповкой из меди или латуни с применением горячих эмалей: объемные значки (3Д) с полупрозрачными эмалями. Причем внешний вид знаков ГТО изменялся, пока значки не приобрели свой окончательный вид. Физкультура и спорт в Советском Союзе имели массовый характер, и комплексам ГТО придавалось важное значение. Последняя форма значков наиболее известная: такие значки выпускались огромными тиражами, купить такой значок было практически невозможно.
(Слайд 8) Чтобы получить значок советские граждане должны были сдавать нормативы по бегу, метанию гранаты, плаванию, отжиманию, бегу на лыжах, стрельбе и т. д. Получение и дальнейшее ношение значка ГТО было почетным. К концу 1934 года в стране уже было более трех миллионов значкистов. Следует добавить, что сдача норм ГТО, а тем более получение золотого значка обеспечивали не только всеобщее уважение, но и, безусловно, открывали дорогу в большой спорт.
(Слайд 9) «От значка ГТО - к олимпийской медали!», - так гласил лозунг, вдохновлявший миллионы советских граждан на ежедневные занятия спортом, как минимум утренней гимнастикой. Во времена обязательных нормативов ГТО граждане СССР претендовали на медали на многих международных соревнованиях, становились рекордсменами почти во всех видах спорта.
(Слайд 10)Сдача нормативов подтверждалась специальными значками – серебряными и золотыми значками ГТО. Те, кто сдавал нормативы в течение нескольких лет, получали значок «Почётный значок ГТО».
(Слайд 11) В 1972 годы значок ГТО в России имели более 58 миллионов человек.
(Слайд 12) Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.
Мальчики и девочки от 6 до 8 лет.
То же от 9 до 10 лет.
То же от 11 до 12 лет.
Юноши и девушки от 13 до 15 лет.
То же от 16 до 17 лет.
Мужчины и женщины от 18 до 29 лет.
То же от 30 до 39 лет.
То же от 40 до 49 лет.
То же от 50 до 59 лет.
То же от 60 до 69 лет.
То же старше 70 лет.
(Слайд 13) Нормативы ГТО.
(Работа с таблицей нормативов)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(под музыку «Выше, сильнее, быстрее»
Если хочешь быть здоров, не бояться докторов,
По утрам ты поднимайся, на зарядку отправляйся.
И, конечно, не забудь чистить зубы, принять душ.
Завтрак должен быть полезным, чтобы не было болезни.
Съешь морковку и шпинат-организм твой будет рад.
Долго дома не сиди, а на улицу иди.
Свежим воздухом дыши, занимайся не спеши.
Санки, лыжи и снежки вмиг избавят от тоски.
Потому что где движенье места нет хандре и лени!
IY. Закрепление.
Игра «Спортивный калейдоскоп»
(В мешочке яйца от киндеров. Внутри каждого из них находится записка с описанием одного из видов спорта. Ученики открывают киндер и показывают вид спорта, не называя его. Остальные ребята пытаются догадаться. Очки зачитываются как за показ, так и за отгадывание.)
Загадки о спорте и здоровье.
Чтобы быть здоровым с детства И уж взрослым не хворать.
Нужно каждым утром ранним упражнения прописать.
Нужно встать, присесть, нагнуться,
Вновь нагнуться, подтянуться.
Пробежаться вокруг дома.
Это всем из вас знакомо?
Будет всё у вас в порядке,
Если помнить о ...! (зарядке)
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
Расскажите вот о чем - Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
Очень просто. Много лет Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ... (гантели)
На белом просторе Две ровные строчки,
А рядом бегут Запятые да точки. (лыжня)
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится? (лыжник)
Не похож я на коня,
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звонить умею, знай! (велосипед)
Очень трудно жарким летом
Пробежать его атлетам,
Много долгих километров Пролететь быстрее ветра.
Путь нелегок, назван он Древним словом... (марафон)
Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье... (спорт)
Как только утром я проснусь, Присяду, встану и нагнусь - Все упражненья по порядку! Поможет вырасти. (зарядка)
Лента, мяч, бревно и брусья, Кольца с ними рядом. Перечислить не берусь я Множество снарядов.
Красоту и пластику Дарит нам... (гимнастика)
Соберем команду в школе И найдем большое поле. Пробиваем угловой - Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (футбол)
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко Не в ворота - через сетку.
И площадка, а не поле У спортсменов в... (волейболе)
В этом спорте игроки Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол, Значит, это... (баскетбол)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» - Там идёт игра - ... (хоккей)
По воротам ты ударь - Не пропустит мяч ...(вратарь)
Ходок по дорожке идёт,
А он по дорожке плывёт. (пловец)
Он играет на коньках.
Клюшку держит он в руках.
Шайбу этой клюшкой бьёт.
Кто спортсмена назовёт? (хоккеист)
Из-под небес,
Как в страшном сне,
Спортсмен летит На простыне! (парашютист)
В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я... (боксер)
Вот спортсмены на коньках Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены - ... (фигуристы)
Любого ударишь - Он злится и плачет.
А этого стукнешь - От радости скачет! (мяч)
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда - С ним не скучно никогда. (мяч)
У Непоседы - паренька.
Круглые бока.
Ударишь - не плачет,
А всё выше скачет. (мяч)
Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу. (обруч)
Кто тот снаряд спортивный крутит,
Тот очень стройным скоро будет. (обруч)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
Не похож я на коня,
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звонить умею, знай! (велосипед)
И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные . (коньки)
Металлических два братца,
Как с ботинками срослись,
Захотели покататься,
Топ! — на лёд и понеслись.
Ай, да братья, ай, легки!
Братьев как зовут? (коньки)
Мои новые подружки И блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся. (коньки)
Ног от радости не чуя,
С горки страшной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне, дети? (лыжи)
На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то ... (лыжи)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (лыжи)
Две курносые спортсменки В даль бегут, за ними ленты, Развеваясь на бегу,
Остаются на снегу. (лыжи)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы. (санки)
Палка в виде запятой
Гонит мяч перед собой. (клюшка)
Гоняют клюшками по льду Её у нас всех на виду.
Она в ворота залетит,
И кто-то точно победит. (шайба)
На грифе с каждой стороны Висят тяжёлые «блины».
Задача для атлета -
Поднять вверх тяжесть эту. (штанга)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут Опустился . (парашют)
Есть у нас коньки одни,
Только летние они.
По асфальту мы катались И довольными остались. (ролики)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони. Кувыркаемся мы тут Ровно сорок пять минут.
В школе - кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (спортзал)
Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься. (каток)
На белом просторе Две ровные строчки,
А рядом бегут
Запятые да точки. (лыжня)
Поле для боксёрских драк Называют в спорте как? (ринг)
В том пруду не видно Ни уток, ни гусей.
Берега из кафеля,
Звать его ...(бассейн)
Позабудь ты про компьютер.
Беги на улицу гулять.
Для детей полезно очень Свежим воздухом. (дышать)
Разгрызёшь стальные трубы,
Если будешь чистить. (зубы)
Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с. (мылом)
Горяча и холодна Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня - бегу,
От болезней берегу. (вода)
Работа в группах.
Задание: «Создай эмблему ГТО для нашей школы»
(У каждого ребёнка шаблон определённой формы эмблемы. Объявляется конкурс на лучшую эмблему комплекса ГТО для нашей школы. Ребята рисуют цветными карандашами. Если времени осталось мало, то завершить работу можно и дома, а итоги подвести на следующий день. Если дети успели, то работы вывешиваются на доску и выбираются самые красивые)
Y. Рефлексия
Учитель:
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- С какой целью в России возродили ГТО?
- Необходим ли этот комплекс вам? Для чего?
Действительно, каждый из нас хочет быть здоровым, сильным, ловким, выносливым. А для этого необходимо заниматься физкультурой и спортом. Меньше тратить времени на Интернет и различные виртуальные игры, больше быть на свежем воздухе, играть в подвижные спортивные игры. И даже если вы не достигнете высоких результатов в спорте, не станете олимпийскими чемпионами, - в любом случае вы станете хорошими работниками, которые будут трудиться на благо нашей Родины. Ведь не зря девиз нашего урока «Здоровая нация – процветание России!»