Конспект урока чтения на тему «Судьба природы-наша судьба »
Конспект урока чтения на тему «Судьба природы-наша судьба »
Интегрированный урок ( познание , литература )
Тема : « Судьба природы – наша судьба !»
Цель :Формирование навыков выразительного чтения через осознание смысла произведения, через введение элементов литературного анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиям и средствами выразительного чтения.
Развитие устной речи ( в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей, мышления и потребности творчества .
Введение детей через литературу в мир человеческих, нравственных отношений , воспитание личности со свободным и независимым мышлением , одновременно развитие интереса к самому процессу чтения .
Оборудование : презентация к уроку.
Тип урока : закрепление изученного.
Технологии: интеграция предметов.
Методы : словесные – беседа с использованием презентации; наглядные – слайд-шоу; практические – задания в учебнике).
Формы работы: работа в группах.
Элементы творческой работы: составление кластера, составление синквейна , инсценировка телеграмм ,познавательная информация к уроку сообщается учениками , рисунки детей и их комментарии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения на тему «Судьба природы-наша судьба » »
Интегрированный урок ( познание , литература )
Тема : « Судьба природы – наша судьба !»
Цель :Формирование навыков выразительного чтения через осознание смысла произведения, через введение элементов литературного анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиям и средствами выразительного чтения.
Развитие устной речи ( в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей, мышления и потребности творчества .
Введение детей через литературу в мир человеческих, нравственных отношений , воспитание личности со свободным и независимым мышлением , одновременно развитие интереса к самому процессу чтения .
Оборудование : презентация к уроку.
Тип урока : закрепление изученного.
Технологии: интеграция предметов.
Методы : словесные – беседа с использованием презентации; наглядные – слайд-шоу; практические – задания в учебнике).
Формы работы: работа в группах.
Элементы творческой работы: составление кластера, составление синквейна , инсценировка телеграмм ,познавательная информация к уроку сообщается учениками , рисунки детей и их комментарии
Ход урока :
Орг.момент.
Скажем слова обращения ко всем присутствующим сегодня на нашем уроке.
Берегите эту землю, эту воду –
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
Речевая разминка
Слайды с заданиями по речевой гимнастике.
-Нам предстоит много читать ,надо настроиться, выполним гимнастику:
Дыхательная: 1. Дышим, как работает насос
Речевая: Скороговорка :
Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
Читаем глазами
шепотом
вполголоса
полным голосом
быстро -
быстро-быстро
Работа над интонацией: слово « Природа» прочитать с разной интонацией
Читаем :
Торжественно
с удивлением
мечтательно
мягко , ласково
Работа над интонацией:
-Расставим логическое ударение.
-Прочитайте, обращая внимание на проставленное логическое ударение.
-Эти слова станут девизом нашего урока
Девиз урока:
Мертвого – и люди, и лоси, и сосны .
Всякое живое существо лучше
Техника чтения (читаем тексты о животных ).
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово :
- Предлагаю вам начать наш урок со слов замечательного писателя.
Слайд «Эта удивительная планета».
Много во вселенной удивительных планет , но одна совершенно сказочная . Когда на верхней ее половине лето , на нижней- зима . Если справа день , то слева ночь. Есть океан, где встречаются восток и запад . И в какую сторону не пойдешь- всегда вернешься назад.
А если на планету взглянуть со стороны – удивительной красоты перламутровый шар сияет над бездной.
С тех пор, как я появился на свет, я открываю ее каждый день для себя.
Обитают на этой планете странные существа в чешуе, перьях, шерсти.
Этот мир не может уцелеть сам по себе, без нашей помощи.
Н. Сладков
Составление кластера к слову природа
Слайд к кластеру
-Как мы объясняем, что такое природа, скажите определение .
-Перечислите, что мы относим к природе:( предполагаемые ответы детей:цветы, деревья, птицы ,животные, планеты , полезные ископаемые и. т. д.)
- Предлагаю объединить эти понятия следующим образом.
Мир животных Человек Мир растений
Формы Земли Космический мир
Недра Земли
-Все этипонятия – звенья одной цепи, связанные тесно между собой.
-Что произойдет, если одно из звеньев выпадет из этой цепи?
-Как мы должны относиться ко всему миру природы ?
Введение ключевого слова урока
- Есть такое слово , которое очень точно выражает каким должно быть наше отношение к природе. Вы сможете узнать его, назвав правильно литературные термины.
- Произведения, которые создаются и передаются из уст
в уста народом. (устное народное творчество) У
- Употребление слова в переносном значении, когда признаки
одного понятия переносятся на другое. (метафора).
М
.-Краткое изложение содержания книги, помогающее читателю А
лучше ориентироваться в содержании. (аннотация)
-Разновидность рассказа с описанием одного завершенного Н
события и его авторской оценкой ……………………………………………………………………….
-Переработка литературного произведения для постановки в театре. И
(инсценировка)
- Начало развития события. (завязка) З
- Рассказ от одного лица. (монолог) М
- Посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.
Работа со словарем Ожегова. Толкование слова «гуманизм»
Гуманизм – человечность в общественной деятельности и отношения к людям.
Актуализация новых знаний.
-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке ?
- Кто автор произведения ?
Слайд с портретом Некрасова
Беседа. Знакомство с биографией Н.А.Некрасова( ребята выбрали те сведения из биографиипоэта, которые сочли наиболее подходящими к нашему уроку).
Вот, что говорили современники о Н.А. Некрасове : «Это был человек мягкий , добрый, независимый , щедрый , гостеприимный и совершенно простой , не заботящийся о завтрашнем дне , когда сегодня надо помочь другому».
Поэт любил природу и часто бродил по лесам и полям.
На пути встречались ему деревни. Он знакомился с крестьянами, прислушивался к их разговорам, записывал все, что его интересовало.
Много интересных историй рассказал Некрасову старый крестьянин, любитель охоты – Мазай. Такой человек не выдумка поэта, он, действительно, жил в деревне Малые Вежи в Костромской области .
-Как вы думаете, какие стихи должны были рождаться у такого человека?
Работа над произведением
-Писатели и поэты передают свое отношение к явлению через художественное слово, композиторы через музыку, какому-нибудь предмету ,или а художники через свою живопись.
Художники ,которые изображают животных называются – анималисты .
Творческая работа
( дети демонстрируют свои рисунки о животных, комментируют их, ведут рассказ от имени животных)
-Всмотритесь, вдумайтесь, вслушайтесь и прочувствуйте , какое чувство страха испытывало это существо, оказавшись среди огромного, холодного, водного пространства в совершенном одиночестве. Это должно вам помочь в выборе настроения при чтении стихотворения.
-С каким настроением будем читать стихотворение?
-При чтении произведения мы должны впитать все самое интересное и нужное – главное влюбиться в это произведение.
Работа над произведением
Чтение произведения
Работа над осмыслением содержания текста:
Работа в группах ( Для каждой группы свое задание)
- Вопросы по содержанию :
.
1 группа
-Где вел свой рассказ Мазай ?
-Как относится Мазай к своим односельчанам? (осуждает за жестокое истребление дичи, за варварство, потому что он был добрый человек)
- В какой местности наблюдается половодье? ( выбрать карточку на доске)
2 группа
-Расскажите, как Мазай относился к животным.
- Какими словами он называет зайцев? Подтвердите словами из текста.
3 группа
- Как зайцы реагировали на свое спасение? Зачитайте из текста.
- Как Мазай заботился о больных?
Составление плана, выделение трудных слов, определение средств выразительности.
Работа в группах с рабочими листами.(Таблица
Название
пунктов
плана
Средства выразитель-
ности
Слова, вызывающие
затруднения
Слова-
архаизмы
Составление плана: (в рабочих листах)
1) Зайцы на островке.
2) Спасение.
3) Зайчонок на пне и зайчиха в кустах.
4) Зайчишки на бревне.
5) Мимо деревни.
6) На берегу.
7) Лечение больных зайцев
8) Свобода
Словарно – лексическая работа.
-Объясните их смысл, так как непонятные слова – это красный сигнал светофора , препятствующий дальнейшему движению .
Силки (силок) - петли для ловли птиц и мелких животных.
Багры (багор) – шест, длинная палка с металлическим крюком и остриём.
Гуторить – разговаривать, беседовать
Тягота – тяжесть, груз.
Потеха– забава, веселье.
Лопочут – говорят быстро, много. (но, в стихотворении «лопочут ушами» - шевелят ушами, тем самым выражают свой испуг, беспокойство)
Ухнул– издал громкий, резкий звук.
Половодье – разлив реки.
К слову «половодье» задание по познанию .
-Выберите, в каких местах на поверхности суши может быть половодье? (карточки со словами)
Работа со словами архъаизмами
- Записать в рабочий лист слова, которые сейчас не употребляются (архаизмы).
Кабы- если бы
Этак гуторя-так беседуя
Чур-только
Дали стрекоча-стремительно убежали-О чем говорит употребление в тексте разговорных народных слов (Некрасов хорошо знал народный язык, потому что много общался с крестьянами, и умело использовал эти слова и выражения в своей поэзии.)
Работа по выявлению основной мысли произведения
Творческая работа
( в группах дети придумывают текст телеграммы, затем один представитель в маске-шапочке зачитывает текст)
- Я бы хотела предложить очень интересное задание.
-Существует очень интересный вид письменной речи –телеграмма , когда в очень сжатой форме надо передать некоторую информацию. В телеграмме дорого каждое слово. Составить телеграмму по тексту – значит в одном предложении коротко и точно сформулировать главное в тексте.
Попробуйте передать главную мысль, что важное случилось .
Телеграммы по группам.
1. Тревожная телеграмма от зайцев.
2. Телег щая радость. рамма, выражаю ( Телеграмма от зайцев: «Ура! Мы спасены!»)
3. Телеграмма от деда Мазая
-Как сам автор относился к Мазаю ?
-Давайте попробуем выделить главное в образе Мазая и определить наше к нему отношение
Составление синквейна к слову Мазай ( индивидуальная работа)
Слайд к синквейну
Мазай
Добрый Смешной
Охотится Спасает Разговаривает
Он мне очень нравится
Гуманист
Познавательная информация
(Включается звук « Звон колокола » )
-Во все времена колокола были вестниками тревоги, они сообщали народу о беде. По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущих на Земле, потому что мы и наша планета в опасности. Что же тревожит нас так сильно?
Слайд «Задумайся»
-Каждый день на Земле исчезает один вид животного.
-Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растения.
-Каждую минуту на Земле вырубается несколько гектаров тропического леса.
-Кто больше всего в этом повинен?
( учащиеся читают стихотворение)
Моя планета – человеческий дом .
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава океан ,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту , ни льву
Где травы стонут : больше не могу!
Вот она летит маленькая какая ,
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет , зыбкой прохладой веет:
Все еще живет, все еще людям верит.
Вот она летит сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет прийти на помощь,
Просит прийти на помощь.
Познавательная информация
- Многие виды растений занесены в Красную книгу.
-Какую информацию несет она?
Слайд
«Красная книга»
Красная книга: - информирует (о том, какие виды животных и растений в опасности); - призывает изучать (эти виды растений и животных); - предупреждает (об исчезновении новых видов растений и животных); - советует (как сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных).
Рефлексия
Творческая работа
- В память о нашем уроке, посвященном охране животных давайте придумаем правила друзей природы. (работа в группах)
«ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ»
• Не разоряй птичьи гнёзда и не подходи к ним близко. • Не отпускай свою собаку гулять одну в лесу (парке) весной или в начале лета. • Не лови и не уноси домой животных леса и их детёнышей. • Подкармливай птиц зимой. • Не разоряй муравейники. • Береги лягушек, жаб и головастиков. • Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. Ученик читает правила со слайда, учитель раздаёт листочки с правилами детям. -Надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила и станете настоящими друзьями природы.
Домашнее задание
Задание по выбору «Художники и поэты»
Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок. Представьте себя художниками. Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.
Нарисовать иллюстрации к произведению.
Нарисовать иллюстрации к каждому четверостишью (устный диафильм).
Сочинить стихотворение
Буриме.
Не жгите ……….костер Он очень ……….хитер Весь лес ……….загорится И некуда ……….скрыться!
Рефлексия. Выразите свое отношение к уроку. ( зайцы