kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока чтения на тему «Судьба природы-наша судьба »

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Интегрированный урок ( познание , литература ) 

                                                                        

Тема : « Судьба природы – наша судьба !»

 

Цель :Формирование навыков выразительного чтения через  осознание смысла произведения,  через введение элементов литературного анализа текстов и  практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиям и средствами выразительного чтения.

Развитие устной речи ( в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей, мышления и потребности творчества .

Введение детей через литературу в мир человеческих, нравственных  отношений ,  воспитание личности со свободным и независимым мышлением , одновременно развитие интереса к самому процессу чтения .

 

Оборудование : презентация к  уроку.

 

Тип урока : закрепление изученного.

Технологии: интеграция предметов.

 

Методы : словесные – беседа с использованием презентации; наглядные – слайд-шоу; практические – задания в учебнике).

Формы работы: работа в группах.

 

Элементы творческой работы: составление кластера, составление синквейна , инсценировка телеграмм ,познавательная информация к уроку сообщается учениками , рисунки детей и их комментарии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения на тему «Судьба природы-наша судьба » »

Интегрированный урок ( познание , литература )

Тема : « Судьба природы – наша судьба !»


Цель :Формирование навыков выразительного чтения через осознание смысла произведения, через введение элементов литературного анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиям и средствами выразительного чтения.

Развитие устной речи ( в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей, мышления и потребности творчества .

Введение детей через литературу в мир человеческих, нравственных отношений , воспитание личности со свободным и независимым мышлением , одновременно развитие интереса к самому процессу чтения .


Оборудование : презентация к уроку.


Тип урока : закрепление изученного.

Технологии: интеграция предметов.


Методы : словесные – беседа с использованием презентации; наглядные – слайд-шоу; практические – задания в учебнике).

Формы работы: работа в группах.


Элементы творческой работы: составление кластера, составление синквейна , инсценировка телеграмм ,познавательная информация к уроку сообщается учениками , рисунки детей и их комментарии


Ход урока :


Орг.момент.


Скажем слова обращения ко всем присутствующим сегодня на нашем уроке.



Берегите эту землю, эту воду –

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя


Речевая разминка


Слайды с заданиями по речевой гимнастике.


-Нам предстоит много читать ,надо настроиться, выполним гимнастику:


Дыхательная: 1. Дышим, как работает насос


Речевая: Скороговорка :

Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

Читаем глазами

шепотом

вполголоса

полным голосом

быстро -

быстро-быстро



Работа над интонацией: слово « Природа» прочитать с разной интонацией

Читаем :

Торжественно

с удивлением

мечтательно

мягко , ласково

Работа над интонацией:

-Расставим логическое ударение.

-Прочитайте, обращая внимание на проставленное логическое ударение.


-Эти слова станут девизом нашего урока


Девиз урока:


Мертвого – и люди, и лоси, и сосны .

Всякое живое существо лучше


Техника чтения (читаем тексты о животных ).



Сообщение темы и цели урока.


Вступительное слово :


- Предлагаю вам начать наш урок со слов замечательного писателя.


Слайд «Эта удивительная планета».


Много во вселенной удивительных планет , но одна совершенно сказочная . Когда на верхней ее половине лето , на нижней- зима . Если справа день , то слева ночь. Есть океан, где встречаются восток и запад . И в какую сторону не пойдешь- всегда вернешься назад.

А если на планету взглянуть со стороны – удивительной красоты перламутровый шар сияет над бездной.

С тех пор, как я появился на свет, я открываю ее каждый день для себя.

Обитают на этой планете странные существа в чешуе, перьях, шерсти.

Этот мир не может уцелеть сам по себе, без нашей помощи.

Н. Сладков

Составление кластера к слову природа


Слайд к кластеру


-Как мы объясняем, что такое природа, скажите определение .

-Перечислите, что мы относим к природе:( предполагаемые ответы детей:цветы, деревья, птицы ,животные, планеты , полезные ископаемые и. т. д.)

- Предлагаю объединить эти понятия следующим образом.





Мир животных Человек Мир растений

Формы Земли Космический мир


Недра Земли



-Все эти понятия – звенья одной цепи, связанные тесно между собой.


-Что произойдет, если одно из звеньев выпадет из этой цепи?


-Как мы должны относиться ко всему миру природы ?


Введение ключевого слова урока


- Есть такое слово , которое очень точно выражает каким должно быть наше отношение к природе. Вы сможете узнать его, назвав правильно литературные термины.


Слайд к выведению ключевого слова


Минутка речевого этикета :

-Прием сильного преувеличения свойств изображаемого

предмета или явления. – (гипербола).

Г

- Произведения, которые создаются и передаются из уст

в уста народом. (устное народное творчество) У



- Употребление слова в переносном значении, когда признаки

одного понятия переносятся на другое. (метафора).

М

.-Краткое изложение содержания книги, помогающее читателю А

лучше ориентироваться в содержании. (аннотация)


-Разновидность рассказа с описанием одного завершенного Н

события и его авторской оценкой ……………………………………………………………………….


-Переработка литературного произведения для постановки в театре. И

(инсценировка)


- Начало развития события. (завязка) З


- Рассказ от одного лица. (монолог) М



- Посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.



Работа со словарем Ожегова. Толкование слова «гуманизм»


Гуманизм – человечность в общественной деятельности и отношения к людям.



Актуализация новых знаний.


-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке ?


- Кто автор произведения ?



Слайд с портретом Некрасова





Беседа. Знакомство с биографией Н.А.Некрасова( ребята выбрали те сведения из биографии поэта, которые сочли наиболее подходящими к нашему уроку).



Вот, что говорили современники о Н.А. Некрасове : «Это был человек мягкий , добрый, независимый , щедрый , гостеприимный и совершенно простой , не заботящийся о завтрашнем дне , когда сегодня надо помочь другому».



Поэт любил природу и часто бродил по лесам и полям.

На пути встречались ему деревни. Он знакомился с крестьянами, прислушивался к их разговорам, записывал все, что его интересовало.


Много интересных историй рассказал Некрасову старый крестьянин, любитель охоты – Мазай. Такой человек не выдумка поэта, он, действительно, жил в деревне Малые Вежи в Костромской области .



-Как вы думаете, какие стихи должны были рождаться у такого человека?


Работа над произведением


-Писатели и поэты передают свое отношение к явлению через художественное слово, композиторы через музыку, какому-нибудь предмету ,или а художники через свою живопись.



Художники ,которые изображают животных называются – анималисты .

Творческая работа

( дети демонстрируют свои рисунки о животных, комментируют их, ведут рассказ от имени животных)


Слайд с пояснением слова «анималист»



-Предлагаю вашему вниманию картину художника-анималиста А.Н Комарова « Наводнение».



Слайд картина Комарова «Наводнение»


-Всмотритесь, вдумайтесь, вслушайтесь и прочувствуйте , какое чувство страха испытывало это существо, оказавшись среди огромного, холодного, водного пространства в совершенном одиночестве. Это должно вам помочь в выборе настроения при чтении стихотворения.


-С каким настроением будем читать стихотворение?

-При чтении произведения мы должны впитать все самое интересное и нужное – главное влюбиться в это произведение.



Работа над произведением


Чтение произведения


Работа над осмыслением содержания текста:

Работа в группах ( Для каждой группы свое задание)



- Вопросы по содержанию :

.

1 группа


-Где вел свой рассказ Мазай ?

-Как относится Мазай к своим односельчанам? (осуждает за жестокое истребление дичи, за варварство, потому что он был добрый человек)

- В какой местности наблюдается половодье? ( выбрать карточку на доске)


2 группа


-Расскажите, как Мазай относился к животным.

- Какими словами он называет зайцев? Подтвердите словами из текста.


3 группа

- Как зайцы реагировали на свое спасение? Зачитайте из текста.

- Как Мазай заботился о больных?


Составление плана, выделение трудных слов, определение средств выразительности.

Работа в группах с рабочими листами.(Таблица






Название

пунктов

плана

Средства выразитель-

ности

Слова, вызывающие

затруднения

Слова-

архаизмы

Составление плана: (в рабочих листах)


1) Зайцы на островке.

2) Спасение.

3) Зайчонок на пне и зайчиха в кустах.

4) Зайчишки на бревне.

5) Мимо деревни.

6) На берегу.

7) Лечение больных зайцев

8) Свобода


Словарно – лексическая работа.


-Объясните их смысл, так как непонятные слова – это красный сигнал светофора , препятствующий дальнейшему движению .

Силки (силок) - петли для ловли птиц и мелких животных.

Багры (багор) – шест, длинная палка с металлическим крюком и остриём.

Гуторить – разговаривать, беседовать

Тягота – тяжесть, груз.

Потеха – забава, веселье.

Лопочут – говорят быстро, много. (но, в стихотворении «лопочут ушами» - шевелят ушами, тем самым выражают свой испуг, беспокойство)

Ухнул – издал громкий, резкий звук.

Половодье разлив реки.


К слову «половодье» задание по познанию .


-Выберите, в каких местах на поверхности суши может быть половодье? (карточки со словами)



Работа со словами архъаизмами

- Записать в рабочий лист слова, которые сейчас не употребляются (архаизмы).

Кабы- если бы

Этак гуторя-так беседуя

Чур-только

Дали стрекоча-стремительно убежали-О чем говорит употребление в тексте разговорных народных слов (Некрасов хорошо знал народный язык, потому что много общался с крестьянами, и умело использовал эти слова и выражения в своей поэзии.)


Работа по выявлению основной мысли произведения

Творческая работа

( в группах дети придумывают текст телеграммы, затем один представитель в маске-шапочке зачитывает текст)


- Я бы хотела предложить очень интересное задание.

-Существует очень интересный вид письменной речи –телеграмма , когда в очень сжатой форме надо передать некоторую информацию. В телеграмме дорого каждое слово. Составить телеграмму по тексту – значит в одном предложении коротко и точно сформулировать главное в тексте.

Попробуйте передать главную мысль, что важное случилось .


Телеграммы по группам.

1. Тревожная телеграмма от зайцев.

2. Телег щая радость. рамма, выражаю ( Телеграмма от зайцев: «Ура! Мы спасены!»)

3. Телеграмма от деда Мазая


-Как сам автор относился к Мазаю ?

-Давайте попробуем выделить главное в образе Мазая и определить наше к нему отношение


Составление синквейна к слову Мазай ( индивидуальная работа)


Слайд к синквейну


Мазай


Добрый Смешной

Охотится Спасает Разговаривает


Он мне очень нравится

Гуманист


Познавательная информация


(Включается звук « Звон колокола » )


-Во все времена колокола были вестниками тревоги, они сообщали народу о беде. По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущих на Земле, потому что мы и наша планета в опасности. Что же тревожит нас так сильно?


Слайд «Задумайся»


-Каждый день на Земле исчезает один вид животного.

-Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растения.

-Каждую минуту на Земле вырубается несколько гектаров тропического леса.



-Кто больше всего в этом повинен?

( учащиеся читают стихотворение)


Моя планета – человеческий дом .

Но как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава океан ,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту , ни льву

Где травы стонут : больше не могу!


Вот она летит маленькая какая ,

Вот она грустит, в думы свои вникая.

Вот она плывет , зыбкой прохладой веет:

Все еще живет, все еще людям верит.

Вот она летит сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет прийти на помощь,

Просит прийти на помощь.


Познавательная информация


- Многие виды растений занесены в Красную книгу.

-Какую информацию несет она?



Слайд

«Красная книга»


Красная книга:
- информирует (о том, какие виды животных и растений в опасности);
- призывает изучать (эти виды растений и животных);
- предупреждает (об исчезновении новых видов растений и животных);
- советует (как сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных).


Рефлексия


Творческая работа

- В память о нашем уроке, посвященном охране животных давайте придумаем правила друзей природы. (работа в группах)


«ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ»


• Не разоряй птичьи гнёзда и не подходи к ним близко.
• Не отпускай свою собаку гулять одну в лесу (парке) весной или в начале лета.
• Не лови и не уноси домой животных леса и их детёнышей.
• Подкармливай птиц зимой.
• Не разоряй муравейники.
• Береги лягушек, жаб и головастиков.
• Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Ученик читает правила со слайда, учитель раздаёт листочки с правилами детям.
-Надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила и станете настоящими друзьями природы.


Домашнее задание


Задание по выбору «Художники и поэты»


Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок. Представьте себя художниками. Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.

Нарисовать иллюстрации к произведению.

Нарисовать иллюстрации к каждому четверостишью (устный диафильм).


Сочинить стихотворение

Буриме.

Не жгите ……….костер
Он очень ……….хитер
Весь лес ……….загорится
И некуда ……….скрыться!

Рефлексия. Выразите свое отношение к уроку. ( зайцы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока чтения на тему «Судьба природы-наша судьба »

Автор: Хливнюк Татьяна Андреевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства