kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок может быть использован при закреплении темы «Синонимы» и в начале изучения темы «Антонимы» учителями начальных классов и родителями для обучения детей младшего школьного возраста.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой) »

Тема урока: «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Пояснительная записка:

Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок может быть использован при закреплении темы «Синонимы» и в начале изучения темы «Антонимы» учителями начальных классов и родителями для обучения детей младшего школьного возраста.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели:

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; раздаточные таблицы для развития внимания; ребусы; плакат со словами антонимами.

Ход урока:

1. Организационный момент

-Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!


2. Разминка и актуализация опорных знаний Игра «Верю-не верю»

(раздаточные таблицы для развития внимания)

А д у е б м р ш п ы л с н о а х т

В з ж г и е й ю щ ъ ц ф ч я н б а с

З ю ь ч ж г о е и м р п л в ы ж г д

Э ц ъ щ и х ш л т ы д е а о в ф у м ш

П а м к н ы о д б в у е ч я ш з х э ъ п й ф

С к у ц а о г м л в а й у д ж ю м с я ф к н

Ф ы й я м о а в н е м т у г ш щ т м а е ю л р с

Т ч я п н ш м к э ц и о ж з с в б и ф в к н м г и щ

Х я с м и к т н й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э

Й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э я ч с м и т ь б ю э ж д л о р

  • Верите ли вы, что в верхней строке 6 букв, звонких согласных? (– д, б, м, р, л, н)

  • Верите ли вы, что во второй строке 3 буквы, обозначающие непарные мягкие согласные? (- й, щ, ч)

  • Верите ли вы, что в пятой строке 5 гласных букв? (7 – а, ы, о, у, е, я, э)

  • Верите ли вы, что в последней строке 4 буквы, которые могут обозначать 2 звука? (Нет, таких букв 3:е,я,ю)

3. Чистописание: -

- на минутке чистописания мы потренируем руку, рисуя без отрыва зонтик.



-А теперь вспомним, как правильно писать букву заглавную букву К. Какие звуки она может обозначать? Дайте их характеристику. (Согласная, [к] и мягкого звуков[к,] , парная глухая)

- Показ написания буквы К учителем:

- Самостоятельно прописать строчку. Подчеркнуть самую красивую правильно написанную букву.

-А сейчас откройте рабочие тетради и запишите дату:

5. Самостоятельная работа у доски. Постановка проблемы.

-на прошлых уроках мы с вами работали со словами- синонимами. Скажите , пожалуйста, какие слова называются синонимами? Приведите примеры. (Слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос)


-соедините синонимы. (Доска)


тихий бесшумный

радость промах

ошибка трусливый

храбрый веселье

- Назовите пару слов, которую мы не соединили? (храбрый-трусливый)

- Почему мы не соединили эти слова?

-Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? (Нет)

- Сравните о значения этих слов, что можете сказать? (обозначают разное, противоположное)

- на какой вопрос отвечает слово «храбрый»? а «трусливый»? Что заметили?


- Итак, у нас остались слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению . приведите ещё примеры подобных слов.

-Как вы думаете, может ли у этих слов быть название ? Как могут называться слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению?

- А теперь я вам подскажу.

- Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы.( Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» — один, «онима» — имя.) (повешать на доску)  
В греческом  языке  «анти» обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению. (Вешаю про антонимы) (записываю на доске гипотезы)

- Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить? ( как называются слова, которые обозначают противоположное и отвечают на один и тот же вопрос)

-Какая же будет тема урока? (Антонимы)

- А теперь проверим наши гипотезы, предположения по учебнику на с. 60.

- Назовите тему урока.

- Какие у нас будут задачи, как это узнать? (посмотрим на задания к упражнениям)

7. –Хорошо, посмотрите задания к упражнениям. Так какие задачи на урок? ( узнать, какие слова называют антонимами, научиться находить антонимы, подбирать антонимы к словам).

- Для чего нам надо знать об антонимах? ( Чтобы правильно их употреблять в речи.)

-Рубрика «Давай подумаем». Фронтально, на доске пишу.

- Зачитайте получившиеся пары слов. Что объединяет эти пары слов?

- Как называются слова, которые обозначают противоположное и отвечают на один и тот же вопрос ?

- Уточните свои предположения по учебнику, прочитав рубрику «Разгадываем тайны языка»

- Какие слова называют антонимами?

Физкультминутка

Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу. 

Произвольная зарядка для глаз.
-Назовите антонимы, которые встретились в физкультминутке

Выполнение упражнений по учебнику.

-напомните тему урока.

- какие слова называют антонимами?

3ряд-упр. 1с.61, 1 и 2 ряд Упр.2. работаем в парах.

Проверка.

- Оцените работу пары Андрея и Вики. Ребята 3 ряда, у кого выписаны такие же пары антонимов, поставьте на полях «!» расскажите, как вы выбирали антонимы

- как называются пары слов, которые вы выписывали? Какие слова называют антонимами?

Аналогично проверить работу 1 и 2 ряда.

- Ребята, один мой знакомый подбирал к словам антонимы и вот что у него получилось.

Грустный – радость, весёлый.

Глубина- мелкий, мель.

-Оцените его ответ. Что не так?

- Какой бы вы дали совет этому мальчику?

8. -А теперь отгадайте загадки.

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

- Молодцы!



Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)









-Молодцы!







Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)





Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! В пословице потерялось слово, надо его вставить, что бы восстановить пословицу. Вспомните тему урока и скажите, как может называться слово? Верно, это будет антоним к слову свет

Ученье – свет,

А неученье -……(тьма)





(Хором – тьма)

-А теперь пришел черед

         Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,
 А ты ответишь:…. (низко)
 Скажу я слово ДАЛЕКО,
 А ты ответишь:… .(близко)
 Скажу я слово ПОТОЛОК,
 А ты ответишь:… .(пол)
 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
 И скажешь ты:… .(нашел)
 Скажу тебе я слово ТРУС,
 Ответишь ты:… .(храбрец)
 Теперь НАЧАЛО я скажу,
 Ну, отвечай:… .(конец)

9. Итог урока.

 Я узнал: 
Я научился

-Используя эти слова, расскажите партнёру в паре что вы узнали и чему научились, а потом расскажите всем об этом.

- Дима, скажи, пожалуйста, что нового   узнала Диана на уроке?

( Какие  слова называются  антонимами.)

-Какие это слова? (Слова, противоположные по значению.)

-Вероника, чему научился Богдан на уроке?

- Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались? - Отгадывали загадки.



Хорошо! Ещё?

- Учились подбирать антонимы   к пословицам.

Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.  Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

10. Оценивание. (1мин.)

Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. за работу на уроке я вам ставлю такие отметки.

Д.З. с.62 упр.5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Еремина Наталья Николаевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161188


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства