Осмысление учебной задачи. | Организация коллективной работы со словами «добро» и «зло». У вас у каждого на столах есть полоски бумаги с надписями. Вы должны отделить от них те, которые характеризуют добро и те, которые характеризуют зло. А на доске мы прикрепим каждое в свой столбик. В первый – слова, характеризующие добро, а во второй – зло. На доске получилось: ДОБРО ЗЛО ЛЮБОВЬ ЖАДНОСТЬ СОСТРАДАНИЕ ЗАВИСТЬ СОЧУВСТВИЕ ЗЛОБА МИЛОСЕРДИЕ НЕНАВИСТЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ЛЕНЬ ТРУДОЛЮБИЕ ЛОЖЬ ЧЕСТНОСТЬ - Молодцы, спасибо вам за помощь.(Слайд2) - Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Организация подведения итогов работы по основным понятиям | Дети зачитывают и определяют место словам, выходя по цепочке к доске. Ответы детей. | Регулятивные УУД: - оценивание своей работы и её результата Коммуникативные УУД. - формирование умения вступать в диалог. Познавательные УУД. - строить логическую цепь размышлений. |
Погружение в деятельность | Работа в группах. Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело Ситуация 1. Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось. Ситуация 2. Однажды старушка – соседка попросила мальчика Дениса отнести и сдать бутылки из - под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем- то отблагодарить его Постановка темы и цели урока в сотворчестве с учащимися - О чем мы будем говорить? - Как вы понимаете слова «Добро» и «Зло» - Каким синонимом можно заменить эти слова? | Озвучивание ответов. Рассуждения учеников по теме. Постановка темы и цели урока в сотворчестве учителя | Познавательные УУД. - классифицировать объекты по определенному признаку. Регулятивные УУД. - постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно. - оценивание своей работы и работы других Коммуникативные УУД. - умение вступать в диалог; - доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания; - выслушивать и принимать чужую позицию. |
Осуществление деятельности | Беседа с учащимися по вопросам. - Каких людей вы называете добрыми, а каких- злыми? - Как вы относитесь к злым людям? Какое отношение они у вас вызывают? - Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими, как сейчас? Почему? - Добро и зло всегда существовали на Земле? - Чего больше в мире добра или зла? (Слайд 3) - Послушайте рассказ «Солнце и ветер», где говорится о победе добра в мире. | Ответы учащихся | Познавательные УУД. - умение отвечать на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт. Регулятивные УУД. - оценивание своей работы и работы других; - умение выслушивать чужое мнение. |
Открытие новых знаний | Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов. - Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе. (Слайд 4)-притча о добре и зле В древних религиях многих народов существовали добрые и злые духи, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло. (Слайд 5) Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между Богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло. Работа с понятиями добро, зло, грех. -Так что же такое добро и зло? Дайте определение этим понятиям. - Запишите в тетрадях определения. Добро - это объективное моральное качество поступка или личности, добродетель, это идеал нравственного поведения, это совокупность положительных норм и требований нравственности. Запись в тетрадь: Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло - противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить. Между добром и злом идет постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил, законов. - Приведите примеры добрых и злых поступков. Бог поставил во главе своего творения, в качестве его венца - человека. В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которые должен выполнять человек. Но как сказано в Библии человек нарушил заповеди жития в Раю. Это нарушение, непослушание стали называть грехом, а первое нарушение назвали грехопадением. (см. презентация «Грехопадение») (Слайд 6-7) Работа с учебником, с иллюстративным материалом. Рассмотрение репродукции картины с изображением грехопадения Евы. (стр. 25, 26). - Как вы считаете, удалось ли художнику передать то содержание, которое вкладывалось в понятие грехопадения составителями Библии? Ответ обоснуйте | Слушание Участие в конструировании определений Ответ учащихся Ответ учащихся | Познавательные УУД. - Работа с информацией: обработка, вычленение необходимой информации. Коммуникативные УУД. - умение вступать в диалог; - доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания; - выслушивать и принимать чужую позицию. Познавательные УУД. - умение использовать новые знания в своём ответе; - умение обосновать свой ответ; - вычисление необходимой информации. |
Рефлексия | Организация рефлексии Рефлексия «Градусник» Учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном и доступном всем месте. На нем изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно». Учитель даёт следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п. ) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». | Рефлексия | Регулятивные УУД. - оценивание своей работы и ее результата. |