Неопределенная форма глагола.
развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи глаголы неопределённой формы;
развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку;
воспитывать толерантность, умение работать в паре, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.
учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания.
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению.
способность оценивать своё поведение и поведение других в соответствии с нравственными нормами;
формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению;
освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
-
Организацион-ный момент. | - Добрый день! Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, помогайте друг другу. - Пожалуйста, запишите в тетрадях число. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Делают записи в тетрадях | Выполнение учебных действий в устной форме. | | | Формировать интерес (мотивацию) к учению |
2.Чистописание | - Прочитайте слова. Какие из них вам непонятны? Кран, воск, экран, рупор, кекс, кнут, пара, мост. - Какая буква повторяется в словах пять раз? Запишем её в сочетании с гласными. ро ря ры ра ру ор яр ыр ар ур | Отвечают на вопросы. Читают слова. Записывают слоги. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | | | |
3. Словарная работа. | - Прочитайте. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Запишите. (В) к..нце з..мы ж..тели Ро....ии г..товятся (к) встреч.. в..сны. Это в..сёлый праз..ник – Масленица! - Что вы знаете об этом празднике? | Читают предложения. Объясняют написание слов. Записывают предложения. Отвечают на вопрос. | | Уметь видеть орфограмму, выделять корни в словах, подбирать проверочные слова. | | Формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению. |
4.Актуализация знаний. | - Из букв каждой строки составьте слово. (СЛАЙД 3). е к а ь б д р (декабрь) ь а ф л е р в (февраль) а о л л г г (глагол) в я р ь а н (январь) - Найдите «лишнее» слово. Объясните свой выбор. - Назовите тему урока. - Что вы уже знаете про глаголы? | Составляют слова. Называют «лишнее слово». Объясняют свой выбор. Называют тему урока. Отвечают на вопрос. | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить, | | |
Работа в группах. Повторение знаний о глаголе. | - Многие задания сегодня вы будете выполнять в группах. Вспомните, пожалуйста, правила групповой работы. -Возьмите карточку голубого цвета. Внимательно прочитайте вопросы в упражнении № 1 (Приложение 1.) и выберите правильный ответ. Объясните свой выбор. Организует проверку. - Поднимите руку те, кто уверен, что на все вопросы ответил правильно? | Повторяют правила работы в группах. Выполняют задания. Проверяют. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | | Сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению. | Воспринимать речь учителя (одноклассников). |
6. Работа по теме урока. | - Прочитайте текст. Подчеркните глаголы. Определите время и число глаголов. (Приложение 1.) № 2. В. Лунин … И в гостях, и дома можно валяться на диване, на стенке рисовать, жука хранить в кармане, лица не умывать, кричать, по лужам бегать, спилить у стула ножки, не спать и не обедать, скакать верхом на кошке… - Что интересного заметили? - Почему эта форма глагола так называется? - Приведите примеры глаголов, которые стоят в неопределённой форме. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Приводят примеры. | Выполнение учебных действий в устной форме. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; анализировать, сравнивать. | | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь. |
7. Физкульминутка | Упражнения для глаз. (Приложение 2.) | Выполняют упражнения для глаз. | | | | Установка на здоровый образ жизни. |
8. Работа по теме урока (продолжение). | На доске записаны слова: Помощь, речь, беречь, стеречь, полночь, стричь, тишь, лечь, течь. № 3. - Прочитайте слова. Чем они похожи? На какие группы можно разделить слова? Самостоятельная работа в группах. 1, 3 группы – запишите имена существительные. - Почему на конце пишется мягкий знак? 2, 4 группы – запишите глаголы в неопределённой форме. - Почему на конце пишется мягкий знак? Организует проверку. - Какие слова записали все группы? Почему? (Течь.) - Составьте предложения с этими словами. Запишите два предложения, в которых одинаковое слово обозначает разные части речи. Укажите все части речи. | Читают. Отвечают на вопросы. Выполняют самостоятельную работу в группах. Отвечают на вопросы. Проверяют. Отвечают на вопросы. Составляют и записывают предложения. Выполняют задания. | Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. | | Строить монологическое высказывание. Сотрудничать с одноклассниками. | |
9. Проблемная ситуация. | - Прочитайте пары глаголов. умываться - умывается хвалиться – хвалится веселиться – веселится кружиться - кружится - Скажите, пожалуйста, почему в первом глаголе пары пишется мягкий знак, а во втором – нет? (ПРОБЛЕМА!) - Какое значение придаёт этим глаголам частица -ся? - Я буду называть слова, а вы запишите глаголы в два столбика. Мчаться, трудиться, кидается, браниться, прятаться, торопится, сдвинуться, строится, приклеится, ругаться, закрывается, не теряться, начинается, задержаться, готовится, смеётся. | Читают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Выполняют задание в группах. | Учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания. | Ставить и формулировать проблему. | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
11. Физкультурная минутка. | Проводит упражнения «Бодрость за одну минуту». (Приложение 2.) | Выполняют упражнения. | | | | Установка на здоровый образ жизни. |
12. Развитие речи. Работа с фразеологизмами. | - Как называются яркие устойчивые выражения, которые мы часто слышим и употребляем в речи? (Фразеологизмы.) Фразеологизмы – это изречения, которые образно описывают окружающую нас действительность, наши эмоции и чувства. Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение. Эти выражения можно услышать в разговоре с близкими людьми, во время просмотра телепередачи, прочитать в книге, газете, журнале. В состав многих фразеологических сочетаний входят глаголы в неопределённой форме. - Посмотрите на рисунки и попробуйте назвать фразеологизмы. (СЛАЙДЫ 8, 9, 10, 11, 12). - Соедините стрелками фразеологизмы и их значение в упражнении № 3 (Приложение 1.) | Отвечают на вопросы. Рассматривают рисунки. Называют фразеологизмы. Выполняют задания на карточках, используя словари фразеологизмов. | | Использовать словари. | Сотрудничать с одноклассниками. | Способность оценивать своё поведение и поведение других в соответствии с нравственными нормами. |
13. Рефлексия. | - Что делали на уроке? - Что нового узнали? - Что ещё вы хотите узнать об именах существительных? - Какие задания вызвали затруднения? | Отвечают на вопросы. | Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. | | Строить монологическое высказывание. | |
14. Домашнее задание. | - Попробуйте самостоятельно объяснить значение фразеологизмов: становиться на пути, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока (на карточке). (Приложение 1.) | Читают тексты, задают вопросы. | Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Упражнение № 1.
Упражнение № 2.
Прочитайте текст. Подчеркните глаголы. Определите время и число глаголов.
В. Лунин
Упражнение № 3.
Соедините стрелками фразеологизмы и их значение.
Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня и в начале урока предлагается проведение следующих упражнений и тренингов.
Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.