kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по литературному чтению на тему :Сказки дядюшки Римуса (сказка "Как братец Кролик заставил братца лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Какие вопросы возникали у вас по ходу чтения последних частей сказки?

– Делали ли вы предположения? Какие?

– Что же случилось дальше?

– Чем закончилась сказка?

– Такой ли развязки вы ждали?

– Мы прочитали только одну из сказок дядюшки Римуса. Дядюшка Римус – старый негр, который рассказывает маленькому Джоэлю разные необыкновенные истории: например, о смоляном чучелке или о том, как лис ходил на охоту, а вся добыча кролику досталась. Истории о хитрости одного и незадачливости другого Джоэль слушает, затаив дыхание и позабыв свои игрушки. А как эту сказку читали вы?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению на тему :Сказки дядюшки Римуса (сказка "Как братец Кролик заставил братца лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну") »

Литературное чтение

Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»

Тема: Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»).

Цели: формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.





Проверка домашнего задания.

– Какие вопросы возникали у вас по ходу чтения последних частей сказки?

– Делали ли вы предположения? Какие?

– Что же случилось дальше?

– Чем закончилась сказка?

– Такой ли развязки вы ждали?

– Мы прочитали только одну из сказок дядюшки Римуса. Дядюшка Римус – старый негр, который рассказывает маленькому Джоэлю разные необыкновенные истории: например, о смоляном чучелке или о том, как лис ходил на охоту, а вся добыча кролику досталась. Истории о хитрости одного и незадачливости другого Джоэль слушает, затаив дыхание и позабыв свои игрушки. А как эту сказку читали вы?


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.



II. Развитие умений.






























1. Повторное чтение и беседа по прочитанному.

1. Чтение 4-й части вслух.

Вопросы после чтения:

– Почему братец Волк, братец Медведь и братец Лис поверили Кролику и Черепахе?

– Выберите ключевые слова, которые относятся к Черепахе, к Кролику.

Черепаха Кролик

– посоветовал полагаться на – прикрыл глаза, обдумывая

Кролика; решение;

– вскричал; – отправился за неводом;

– принялся объяснять: кто – предложил выловить луну.

поймает луну, тот достанет

горшок с золотом.

– Можно сказать, что друзья действуют согласованно и последовательно? (Да, поэтому им верят окружающие.)

– А ещё почему все верят Кролику? (Они простаки.)

– Что ещё их заставляет вылавливать луну? (Жадность и глупость.)

2. Чтение 5-й части вслух.

Вопросы и задания после чтения:

– Зачем Кролик стал раздеваться? (Чтобы все поверили, что он действительно хочет выловить луну.)

– Почему все остальные «начали уговаривать его не мочить ноги»? (Они мечтали о золоте.)

– Чем закончилась ловля луны?

– Посочувствовал ли кто-нибудь Волку, Лису и Медведю? Почему?

– Как вы понимаете последние слова Кролика?


2. Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

– Так что за развлечение придумали братец Кролик и братец Черепаха?

– Найдите и прочитайте слова, в которых заключается главная мысль сказки (предпоследний абзац сказки).

– Как вы понимаете выражение «насаживать на крючок простофиль»?

– Как бы вы теперь ответили на вопрос прошлого урока: какие бывают развлечения?

– Какой намёк заключён в этой сказке? Какие выводы для себя вы сделали?

– Похож ли Кролик на своего собрата из русских народных сказок?

Выполнение задания 2 в тетради на с. 42.

– А Медведь, Волк, Лиса похожи на персонажей русских сказок?

– Почему же братцу Кролику удалось провести братца Волка, братца Лиса и братца Медведя?

– Что можно сказать о голубях, какие они?

– Вспомните, в начале сказки говорится, что когда-то все её герои дружили. Почему же сейчас братец Кролик развлекается, разыгрывая братца Лиса, братца Медведя и других? (Не смогут быть друзьями Лиса и Кролик: один из них хищник, другой – добыча. Сказка всегда на стороне слабого, поэтому в сказке более слабые Кролик и Черепаха побеждают с помощью ума и находчивости. Мы прочитали только одну из серии весёлых историй о похождениях братца Кролика, за которым, согласно неписаному закону природы, охотится братец Лис. Однако находчивому братцу Кролику неизменно удаётся перехитрить незадачливого Лиса.)

Если ребята на данном этапе урока не подходят к этим выводам, то рекомендуем принять их ответы, а затем вернуться к этому вопросу ещё раз после рассказа учителя об авторе, т.е. следующего этапа урока.

3. Рассказ учителя об авторе.

– Братец Кролик – персонаж «Сказок дядюшки Римуса» американского писателя-фольклориста Джоэла Чандлера Харриса (1848–1908). Джоэль с четырнадцати лет пошёл работать, чтобы прокормить семью. В скором времени стал писать юмористические рассказы, которые охотно принимали местные газеты. Затем он работал в газете и выпускал рассказы, стихи, сказки по мотивам негритянского фольклора, позднее собранные в книги о дядюшке Римусе.

– Хотите узнать, как начались сказки дядюшки Римуса? Слушайте:

БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК

Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.

Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в

морщинистое ласковое лицо. И вот что услышала мама.

– Гонялся братец Лис за братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик ловчился, чтобы Лис его не поймал.

– Ну его совсем, – сказал Лис.

И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге – гладкий, толстый и жирный Кролик!

– Погоди, братец Кролик! – сказал Лис.

– Некогда мне, братец Лис.

– Мне с тобой поболтать охота, братец Кролик.

– Ладно, братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! – так сказал Кролик.

– Я видал вчера братца Медведя, – сказал Лис. – Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом – вроде как от радости, – встал и говорит:

– Отлично, братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут чем тебя угостить.

– Я с удовольствием, – сказал Лис.

– Ну, я буду ждать, – сказал Кролик.

Домой пришёл братец Кролик грустный-грустный.

– Что с тобой, муженёк? – спрашивает матушка Крольчиха.

– Завтра в гости обещал прийти братец Лис, – говорит Кролик. – Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.

На другой день братец Кролик и матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.

Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:

– Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!

Тогда Кролик живо – детишек за уши и усадил их, а сам с матушкой Крольчихой – у дверей: ждут братца Лиса.

Ждут они, ждут – не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит – из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:

– Если миску уронить –

Разобьётся миска.

Если близко лисий хвост –

Значит, близко Лиска.

Вот пообедали братец Кролик, и матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит братец Ёж и говорит:


– Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит – стонет кто-то. В дверь заглянул и видит –

сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый.

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

– Никак, на обед у тебя курочка, братец Лис? – говорит Кролик.

– Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! – говорит Лис.

Тут Кролик разгладил усы и сказал:

– Ты, никак, сготовил без укропа, братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.

Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса.

Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло –

и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:

– Эй, братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!

Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его не поймал.


– Вот с этого всё и началось. Поняли, почему не дружат братец Кролик и братец Лис?

– Мы ещё не прощаемся с дядюшкой Римусом и его сказками. Скажите, теперь, когда вы услышите «Сказки дядюшки Римуса», о чём подумаете? Что вспомните?




– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?




Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.







Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Духовно –нравственное развитие и воспитание:

1.Воспитание нравственног чувсива,этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2.Воспитание здорового образа жизни.

3.Экологическое воспитание.



ΙΙΙ. Итог.

– Похожи ли сказки дядюшки Римуса на русские народные сказки о животных? Чем похожи? Чем отличаются?

– Чему учат сказки дядюшки Римуса?


– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?




ΙV. Домашнее задание.



Перечитать сказку и озаглавить части (задание 1 в тетради на с. 42).

По желанию – прочитать другую сказку из книги «Сказки дядюшки Римуса».







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Истратий Виталина Аркадьевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 187076

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства