Конспект открытого урока по литературному чтению "Е.Чарушин "Теремок".1 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению "Е.Чарушин "Теремок".1 класс.
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.
Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературному чтению "Е.Чарушин "Теремок".1 класс. »
Урок чтения
по теме "Е.Чарушин. «Теремок»"
(1-й класс)
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.
Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.
Сценарий урока
I. Организационный момент
Учитель:
Мы друг друга понимаем? Хорошо уже читаем? Буквы все мы тоже знаем? На уроке засыпаем?
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками со мной, друг с другом, с гостями, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
– Посигнальте мне, обозначьте своё настроение.
Напоминаю:
красный цвет- тревожное настроение, вы чем-то обеспокоены, огорчены;
зелёный цвет – хорошее, радостное настроение, вам комфортно.
I. Актуализация знаний.
Личностные УУД: умениеиспытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции.
Конкурс проектов «Город букв».
II. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.
– Расставьте книги по порядку и прочтите слово.
Ответ: сказка.
– Любите ли вы читать сказки?
– Какие сказки вы знаете?
– Назовите свои любимые сказки.
– Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.
III. Подготовительные упражнения
(Дыхательная гимнастика.)
– Перейдём к гимнастике, которая поможет нам подготовиться к работе
Упражнение “Мы дышим”
Глубокий вдох носом. Выдох – через рот. (3–4 раза)
Представьте, что у нас три свечи. Делаем глубокий вдох и три прерывистых выдоха. Задуем каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. Сделаем глубокий вдох и постараемся задуть как можно больше свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Упражнение “Разомнём язычок”
Расчешем губки. Раз-два. Просушим. Покрутим язычком во рту.
Упражнение “Чистим зубы”
– Разогреем мышцы языка, губ, щёк. Для этого выполним упражнение “Чистим зубы”. Приоткроем рот и кончиком языка почистим внешнюю сторону верхних зубов, нижних зубов. Почистим зубы с внутренней стороны.
IV. Отработка навыка чтения
а) работа в подгруппах;
(Учащиеся первого и второго ряда работают в парах по карточкам.)
– Составьте слова, взяв из первого столбика первый слог, а из второго – второй слог. Запишите их в свою тетрадь.
КОЛОС НОСКИ КАРТЫ
САНИ КАТКИ БАТОН
(Учащиеся третьего ряда работают по заданию учителя ).
На доске:
НО ОН
ЛИ ИЛ
МА AM
ТУ УТ
СИ ИС
РЫ ЫР
ПЯ ЯП
BE ЕВ
– Читаем верно, чётко, отрывисто.
– Читаем первую строку на выдохе.
– Читаем по цепочке.
– Читаем “за указкой” учителя.
– Проверим, как выполнили работу ребята, работавшие в парах.
Назовите слова, которые у вас получились.
(Учащиеся называют слова, учитель вывешивает на доску карточку с названным словом.)
V. Проверка домашнего задания
– Ребята, вам предлагалось дома подобрать загадки о сказках или о героях, которые встречаются в этих сказках. Пожалуйста, вам слово.
а) блиц-опрос.
– Очень быстро ответьте на вопросы ваших друзей: (Вопросы были даны заранее.)
Сколько человек тянуло репку? (Трое.)
Какого зверя называют Топтыгин? (Медведя.)
На чём передвигается Баба-Яга и ведьма? (На ступе.)
Отчество известного змея из сказок. (Горыныч.)
Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица.)
Чем играл Иванушка из сказки “Гуси-Лебеди” у Бабы- Яги? (Золотым яблочком.)
Кто выручил из беды Петушка в р.н.с. “Кот, Петух и Лиса”? (Кот.)
Чем ловил рыбу волк в сказке “Лисичка-Сестричка и серый волк”? (Хвостом.)
Физкультминутка
VI. Изучение нового материала
а) Вступительная беседа.
– Вы любите сказки?
– Какие сказки, кроме уже названных, вы ещё знаете?
– Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется так: (на доске): Сказки. Загадки. Небылицы.
– Наш урок будет посвящен первой теме этого раздела. Мы подговорим о сказках.
– Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).
– Почему одни сказки мы называем народными, а другие – авторскими?
– Кто мне подскажет, чем заканчиваются сказки?
– Давайте прочитаем пословицу (пословица записана на доске).
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
– Читаем по слогам.
– Читаем уверенно, целыми словами.
– Как вы её понимаете?
– Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо выполнить следующее задание.
– В моём сказочном сундучке находятся вещи, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит этот предмет. Если вы ответите правильно, то сможете открыть одну букву из названия нашей сказки.
(На доске карточки с перевёрнутыми буквами ТЕРЕМОК. Учитель поочерёдно достаёт из сундучка следующие предметы. Учащиеся называют сказку, в которой можно встретить данный предмет. В случае правильного ответа, учащиеся имеют право открыть любую букву).
Яйцо.
Мочалка.
Зеркальце.
Пирожок.
Варенье.
Мука.
Стетоскоп.
– Итак, вы догадались, что это сказка... в обработке Евгения Чарушина.
(Слово учителя о писателе, показ портрета).
VII. Подготовка к чтению
– Вспомните главных действующих лиц русской народной сказки “Теремок”.
– Для того чтобы узнать тех героев, которые придут к нам в гости сегодня, вам необходимо поработать в группах. Кто напомнит мне правила работы в группе? (Не шуметь. Работать дружно, слаженно. Советоваться с товарищами.)
(Учащиеся работают в группах постоянного состава. Каждой группе предлагается собрать из пазловсказочного героя, прикрепить полученное изображение на доску).
– Что общего у всех этих героев? (Из одной сказки – “Теремок”).
Вспомните, в каком порядке они появлялись?
Ребята, эта сказка хорошо знакома вам с детства. Давайте попробуем дать характеристику героям этой сказки. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру “Разведчики”. Напомню, что выкрикивать с места нельзя, играем молча.
– Найдите в периметре класса карточку с указанием качества любого из представленных здесь героев и прикрепите её под изображением данного героя.
IX. Проверка понимания услышанного
– Понравилась вам сказка?
– Игра какого героя больше всего понравилась? Почему?
– Каких героев мы здесь не увидели?
– Знаете ли вы, чем закончится сказка?
– Какие слова произнесёт волк – из-за куста хватыш?
– Какие слова произнесёт медведь – всем пригнетыш?
– Если у вас будет желание, то дома вы прочтёте сказку до конца и выучите слова любого сказочного героя. А на следующем уроке вы попробуете себя в роли актёра.
X. Работа по тексту
а) Выборочное чтение.
– Найдите в тексте отрывок, в котором есть внешнее описание теремка.
– Найдите в тексте и прочитайте слова мышки.
– Найдите в тексте слова лягушки, когда она просилась в теремок. Прочитайте.
– Найдите в тексте все слова зайца. Прочитайте их.
б) Чтение “Спотыкаясь о камешки” (для учащихся с низким темпом чтения).
Представьте себе – течёт ручеек. На его пути встречается камешек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает его и течёт дальше. А теперь представьте, что наш голос – ручеек. А камешки – знаки препинания. Читаем, спотыкаясь о камешки.
(Остальные учащиеся работают в группа по заданию учителя.)
– Соберите пословицу. Зачитайте её классу.
(По ходу работы на доске вывешиваются карточки с текстом получившихся у ребят пословиц:
В тесноте, да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен.)
– Какая из записанных на доске пословиц больше всего подходит к этой сказке?
– Как вы её понимаете?
– Прочитаем её хором.
XI. Подведение итогов
– Как называется сказка, с которой сегодня познакомились?
– Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)
– Ясейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Яхочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!