kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока окружающего мира "Мир древности: далёкий и близкий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

Урок – путешествие (виртуальное)

Цель урока

создать условия для изучения истории древнего Египта, древней Греции, древнего Рима.

Задачи урока

образовательные: познакомить с древним Египтом, Грецией и Римом; дать представление;

воспитательные: формирование экологической культуры; эстетическое воспитание;

развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока окружающего мира "Мир древности: далёкий и близкий" »

Конспект урока.

Тема урока


Мир древности: далёкий и близкий.


Предмет

Окружающий мир

Класс

4-Б

Методическая информация

Тип урока


Урок – путешествие (виртуальное)

Цели урока


формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи урока


образовательные: познакомить с древним Египтом, Грецией и Римом; дать представление;

воспитательные: формирование экологической культуры; эстетическое воспитание;

развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой,

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

определение географического положения, выступление перед одноклассниками, умения работы с литературой.

Необходимое оборудование и материалы

  Компьютер, проектор, экран.

Рисунки ребят (жизнь первобытных людей).

Дополнительная литература.

Конспект урока

Мотивация учащихся


Учитель: - Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?

Дети: - Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок. (садитесь)

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Улыбнитесь друг другу. Подарите гостям и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение.

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.




Ход и содержание урока


Этапы урока:

  1. организационный момент;

  2. мотивация и целеполагание;

  3. объяснение и закрепление нового материала;

  4. подведение итогов урока, сообщение о домашнем задании.

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы приступили к изучению второй книги «Окружающий мир».

-Что начали изучать во второй части? (историю)

- А что такое история? История - это наука, которая изучает, как жили различные на­роды, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История - очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно озна­чает «исследование», рассказ о событиях прошлого. История - это дорога во времени.

Работа по карточкам

- Сегодня мы продолжим знакомиться со страницами всемирной истории. Совершим с вами виртуальное путешествие.


- На прошлом уроке мы познакомились с жизнью наших предков. Мы много говорили о первобытных людях. А как узнали о первобытном человеке?

- Учёные производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, остатки их жизни и деятельности.

- Как называют учёных, которые производят раскопки? (археологи)

- Где археологи находят следы первобытных людей?

- А почему они там жили?

-Давайте мы попробуем перенестись в мир первобытных людей.

- А помогут нам в этом картины наших художников и работы исследователей (рисунки ребят, картинки)

Древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили свыше двух миллионов лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший чело­век сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки.


- Чем занимался первобытный человек? (охота)

- Большая часть времени первобытных лю­дей уходила на поиски пищи. Сначала они отбирали добычу у хищных животных и использовали для этого палки и дубинки.

Позднее люди научились охотиться, делать деревянные копья с наконечниками из камня или кости.

Охота шла как правило на крупного зверя. Почему? Удачная охота обеспечивала людей всем необходимым на долгий срок. Мясо животных они ели, из шкуры делали одежду, а из костей орудия труда.

Как возникло земледелие?

Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая да­вала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это про­росли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вы­рос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выра­щивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

Как возникло скотоводство?

Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда - в загончике возле дома.

- Как они жили в одиночку или сообща? Почему?

- История первобытного мира самая длинная эпоха человечества. Сложный и долгий путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким , как сейчас.

Закрепление изученного.

- Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научились строить дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду.)

Проблемный вопрос закрепления:

- Ответьте, почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?


- Мы продолжаем наше виртуальное путешествие.

Сейчас попадём в МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ. А помогут нам в этом наши экскурсоводы. Мы побываем в древнем ЕГИПТЕ( ), в древней ГРЕЦИИ ( ), в древнем РИМЕ ( ) .

-Примерно 5000 лет назад на берегах реки Нил возникло государство Египет. Египет – одно из самых древних государств на земле. ( )

-На каком материке оно находится? (Африка)( )

Ученик: - Река Нил протекает через пустыню Сахара. Воды Нила несли с собой жизнь. Дожди в долине Нила были так редки, что 10-12 летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна потому, что ежегодно он – разливался – выходил из берегов. Земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила. Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения-- пшеница, ячмень. Само слово Египет означает «чёрная земля». ( )


Ученик: - В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: - «Давай приготовим плуг, упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды». ( )


- Чем он предлагает заняться? (Земледелием)


Ученик: - Древние египтяне считали, что миром управляют боги.

Бог солнца РА изображался человеком с головой птицы. ( )

Многие боги египтян были похожи на животных. Бог воды и разлива Нила Себек представлялся в виде человека с головой крокодила. ( )

Бог мудрости – Тот, придумал месяцы, годы, счёт времени, арифметический счёт, письмо. ( )


- Писали египтяне особыми знаками. – Что это за знаки? (иероглифы-древние рисуночные знаки)( )

- Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки: храмы, пирамиды.

Храмы строили в честь богов.

Пирамиды Египта были гробницами фараонов, то есть их царей.

( )


Ученик: - В Египте стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи машин и механизмов.

(слайд 20)


Ученик: - В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека - «Большой Сфинкс» , высеченный из скалы (длина 57м, высота 20м). ( )


- Много позже возникла древняя Греция. ( )


Ученик: - На севере Греции есть высокая гора Олимп.

-О чём говорит это слово? Древняя Греция подарила миру Олимпийские игры, которые проводятся по сей день.

На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. ( )

Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид. ( )


Ученик: - Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. ( )

Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона.

Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признан лучшим, и город назвали в её честь Афинами. ( )



Ученик: - Сердцем Афин является Акрополь. Так называется высокий холм с обрывистыми склонами. На нём архитектурный ансамбль – прекрасное творение греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. Это одна из самых высоких точек Афин. На Акрополе в храме Парфенон происходили главные праздники. ( )



- Позже Египта появился и древний Рим. Рим - столица Италии. ( )


В современном городе Риме сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Окунёмся в прошлое.

Нам уже известен Колизей (амфитеатр, служил для гладиаторских боёв и других зрелищ).( ) Очень интересен Римский форум, который был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. ( )

Огромное впечатление производит Пантеон – храм всех богов. ( )


- О том, как выглядели другие римские города, можно узнать побывав в Помпеях. Археологи открыли этот город, который в древности был погребён под толстым слоем пепла во время извержения вулкана Везувий. При раскопках археологи нашли окаменевшие тела людей. ( )

Помпеи стали музеем под открытым небом. . Слайд

Демонстрация картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».

Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа.

Не теряя нравственной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи, думают не столь о себе, сколько о близких.

В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту.

Картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.



Закрепление материала.

Работа в тетрадях. С .5, № 2

Проверка (сверьтесь с эталоном)




Итог урока




Рефлексия деятельности на уроке

Составление СИНКВЕЙНА (творческая работа в группах)



- Кому на уроке было интересно?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало затруднения?







Домашнее задание


Я предлагаю вам сегодня выбрать для себя домашнее задание из предложенных вариантов:

-прочитать материал из учебника на с.8-14

-выразить свои впечатления об уроке, выполнив рисунок;

-найти дополнительный материал об истории Древнего мира.



Дополнительная необходимая информация







В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

1. Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс;

2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс;

3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока окружающего мира "Мир древности: далёкий и близкий"

Автор: Кротенко Светлана Станиславовна

Дата: 21.06.2015

Номер свидетельства: 220829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства