Этапы урока: организационный момент; мотивация и целеполагание; объяснение и закрепление нового материала; подведение итогов урока, сообщение о домашнем задании. Проверка домашнего задания На прошлом уроке мы приступили к изучению второй книги «Окружающий мир». -Что начали изучать во второй части? (историю) - А что такое история? История - это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История - очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование», рассказ о событиях прошлого. История - это дорога во времени. Работа по карточкам - Сегодня мы продолжим знакомиться со страницами всемирной истории. Совершим с вами виртуальное путешествие. - На прошлом уроке мы познакомились с жизнью наших предков. Мы много говорили о первобытных людях. А как узнали о первобытном человеке? - Учёные производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, остатки их жизни и деятельности. - Как называют учёных, которые производят раскопки? (археологи) - Где археологи находят следы первобытных людей? - А почему они там жили? -Давайте мы попробуем перенестись в мир первобытных людей. - А помогут нам в этом картины наших художников и работы исследователей (рисунки ребят, картинки) Древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили свыше двух миллионов лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки. - Чем занимался первобытный человек? (охота) - Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Сначала они отбирали добычу у хищных животных и использовали для этого палки и дубинки. Позднее люди научились охотиться, делать деревянные копья с наконечниками из камня или кости. Охота шла как правило на крупного зверя. Почему? Удачная охота обеспечивала людей всем необходимым на долгий срок. Мясо животных они ели, из шкуры делали одежду, а из костей орудия труда. Как возникло земледелие? Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Как возникло скотоводство? Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда - в загончике возле дома. - Как они жили в одиночку или сообща? Почему? - История первобытного мира самая длинная эпоха человечества. Сложный и долгий путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким , как сейчас. Закрепление изученного. - Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научились строить дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду.) Проблемный вопрос закрепления: - Ответьте, почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? - Мы продолжаем наше виртуальное путешествие. Сейчас попадём в МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ. А помогут нам в этом наши экскурсоводы. Мы побываем в древнем ЕГИПТЕ( ), в древней ГРЕЦИИ ( ), в древнем РИМЕ ( ) . -Примерно 5000 лет назад на берегах реки Нил возникло государство Египет. Египет – одно из самых древних государств на земле. ( ) -На каком материке оно находится? (Африка)( ) Ученик: - Река Нил протекает через пустыню Сахара. Воды Нила несли с собой жизнь. Дожди в долине Нила были так редки, что 10-12 летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна потому, что ежегодно он – разливался – выходил из берегов. Земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила. Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения-- пшеница, ячмень. Само слово Египет означает «чёрная земля». ( ) Ученик: - В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: - «Давай приготовим плуг, упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды». ( ) - Чем он предлагает заняться? (Земледелием) Ученик: - Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Бог солнца РА изображался человеком с головой птицы. ( ) Многие боги египтян были похожи на животных. Бог воды и разлива Нила Себек представлялся в виде человека с головой крокодила. ( ) Бог мудрости – Тот, придумал месяцы, годы, счёт времени, арифметический счёт, письмо. ( ) - Писали египтяне особыми знаками. – Что это за знаки? (иероглифы-древние рисуночные знаки)( ) - Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки: храмы, пирамиды. Храмы строили в честь богов. Пирамиды Египта были гробницами фараонов, то есть их царей. ( ) Ученик: - В Египте стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи машин и механизмов. (слайд 20) Ученик: - В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека - «Большой Сфинкс» , высеченный из скалы (длина 57м, высота 20м). ( ) - Много позже возникла древняя Греция. ( ) Ученик: - На севере Греции есть высокая гора Олимп. -О чём говорит это слово? Древняя Греция подарила миру Олимпийские игры, которые проводятся по сей день. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. ( ) Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид. ( ) Ученик: - Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. ( ) Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признан лучшим, и город назвали в её честь Афинами. ( ) Ученик: - Сердцем Афин является Акрополь. Так называется высокий холм с обрывистыми склонами. На нём архитектурный ансамбль – прекрасное творение греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. Это одна из самых высоких точек Афин. На Акрополе в храме Парфенон происходили главные праздники. ( ) - Позже Египта появился и древний Рим. Рим - столица Италии. ( ) В современном городе Риме сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Окунёмся в прошлое. Нам уже известен Колизей (амфитеатр, служил для гладиаторских боёв и других зрелищ).( ) Очень интересен Римский форум, который был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. ( ) Огромное впечатление производит Пантеон – храм всех богов. ( ) - О том, как выглядели другие римские города, можно узнать побывав в Помпеях. Археологи открыли этот город, который в древности был погребён под толстым слоем пепла во время извержения вулкана Везувий. При раскопках археологи нашли окаменевшие тела людей. ( ) Помпеи стали музеем под открытым небом. . Слайд Демонстрация картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи, думают не столь о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. |